Культурогенез. Хозяйственно-культурные типы. Неолитическая революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:56, реферат

Описание

Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств. История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
2 ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
3 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: МАГИЯ, МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, РИТУАЛ
3.1 Мифология
3.2 Мифы
3.3 Религиозные представления и ритуалы
4 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

14782.rtf

— 567.53 Кб (Скачать документ)

     Для первобытного мышления, считает Кассирер, весьма трудно проводить различие между сферами бытия и значения, они постоянно смешиваются, в результате чего символ наделяется магической либо физической силой. Однако в ходе дальнейшего развития культуры отношения между вещами и символами проясняются, как проясняются и отношения между возможностью и реальностью. С другой стороны, во всех тех случаях, когда на пути символического мышления выявляются какие-либо препятствия, различие между реальностью и возможностью также перестает ясно восприниматься.

     Вот откуда, оказывается, родилась социальная программа ! Первоначально она возникла из самой природы, из попытки уцелеть, подражая животным, более укорененным в естественной среде. Потом у человека стала складываться особая система. Он стал творцом и создателем символов. В них отразилась попытка закрепить различные стандарты поведения, подсказанные другими живыми существами.

     Таким образом, у нас есть все основания считать человека “незавершенным животным”. Вовсе не через наследование благоприобретенных признаков он оторвался от животного царства. Для антропологии ум и все, что его занимает, относится к области культуры. Культура же не наследуется генетически. Из приведенных рассуждений вытекает логический вывод: тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

     Из всех версий культурогенеза: орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой и символической - наиболее разработанной и убедительной выглядит, по нашему мнению, символическая. Она дает представление о тайне антропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки, не прибегая к сложным и умозрительным допущениям. В теоретическом смысле концепция Кассирера выглядит вполне логичной. В ней, правда, не содержится попытка раскрыть трансцендентальную, сакральную природу культуры. Если из сферы науки выйти в мир религии, философии, то могут, как это очевидно, возникать и иные версии генезиса культуры.

     Рассматривая этот вопрос, обратим внимание, что генезис культуры уходит вглубь доисторического времени, в первобытную эпоху человечества, в каменный век, в котором выделяют палеолит (ранний и поздний), мезолит и неолит. Поскольку данная эпоха лишена индивидуальных свидетельств, образов, биографий (сохранился только почти неуничтожимый камень), то её называют "спящей", "долгой". Проблема происхождения человека не решена, но утверждают, что 40-30 тысяч лет назад завершается эволюция ископаемых гоминид и появляется человек Homo sapiens с зачаточными сознанием, речью, религией, искусством.

     В науке по данной проблеме складывается представление о локальности раннего исторического процесса связанного с двумя очагами антропогенеза: афро-европейским и азиатским, между которыми поддерживаются контакты, а внутри формируются культурно-территориальные области со своими расовым, и хозяйственными, технологическими типами. Формируются черты европеоидной расы, в южном Средиземноморье - негроидной, на Востоке - монголоидной. Складывается хозяйственно-культурный тип с устойчивыми локальными особенностями, которые перейдут в своеобразие исторических цивилизаций.

     В период от 15 до 10 тыс. лет назад произошел "скачок", "взрыв" в истории человечества, названный Г. Чайлдом неолитической революцией. Основными ее чертами является переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйственно-культурному типу, резкий рост земледелия, зарождение этноса и праязыков. Экономически происходил переход от рыболовства, охоты и собирательства к освоению земледелия и одомашниванию животных с последующим появлением керамики и шлифованных каменных орудий, к оседлому образу жизни. Это способствовало стабилизации жизни, удовлетворению основных биовитальных потребностей, размножению и заботе о детях, накоплению опыта и передачи знаний другим поколениям.

 

      2 Особенности первобытной культуры 

     Мы стоим на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, и с достигнутых высот смутно ощущаем, что его закладка стоила человечеству длительных, мучительных усилий. И мы испытываем чувство благодарности по отношению к безымянным, забытым труженикам, чей терпеливый поиск и кипучая деятельность сделали нас тем, чем мы ныне являемся. На долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение. Между тем в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное. Мы как бы являемся наследниками состояния, которое переходило из рук в руки столько раз, что изгладилась память о тех, кто заложил его основание, поэтому нынешние обладатели считают его своим изначальным и неотъемлемым достоянием. Однако более глубокое размышление и исследование должны убедить нас в том, что большей частью этого достояния мы обязаны своим предшественникам. Ошибки последних были не какими-то преднамеренными нелепостями или приступами безумия - они были гипотезами, которые в свое время подкреплялись данными опыта, но не выдержали испытания временем. Истиной мы в конце концов называем гипотезу, которая нашла в опыте наилучшее подтверждение. Поэтому мы поступим благоразумно, если будем взирать со снисходительностью на мнения и обычаи менее цивилизованных эпох и народов как на неизбежные ошибки в поисках истины. Это даст нам право на снисхождение, которым когда-нибудь придется воспользоваться и нам самим:“cum excusatione itaque veteres audiendi sunt” (лат.- Предков следует выслушивать со снисхождением).

     От всех эпох и типов культуры первобытность отличает ее ни с чем несопоставимая длительность. Она безраздельно господствовала минимум 35 из 40 тысяч лет существования человека. Всем остальным эпохам, вплоть до современности, отведено лишь 5 тысяч лет. Несмотря на свою продолжительность, она несравненно однородней других эпох. В ней преобладают моменты устойчивости и постоянства. Столетия и тысячелетия и тем более региональные различия для первобытной культуры не имеют значения, если сосредоточить свое внимание на ее существе. Конечно, изменения в первобытной культуре происходили, но не случайно ее исследователи предпочитают достаточно неопределенно говорить о ранней и поздней первобытности. Строго говоря, ранняя и поздняя первобытность - это даже не стадии и периоды, а просто ориентиры, позволяющие судить о том, сталкиваемся ли мы с чистой, беспримесной первобытностью или же тенденциями ее перехода в иные послепервобытные состояния. Нас первобытность будет интересовать в ее устойчивом ядре и фундаментальных проявлениях, по возможности независимо от существования первобытности в пространстве и времени.

     Рассматривая этот вопрос, выделим основные особенности первобытной культуры, важнейшей из которых является её гомогенность (однородность). Социальной формой организации первобытной жизни является род, племя, семья, супружеская пара. Это связано с важнейшей социальной инновацией нижнего палеолита, заменой эндогамных (внутриродовых брачных отношений) на экзогамные. Племя -самое крупное социальное объединение до государственного типа с зачатками политической организации в виде совета вождей, общностью территории, языка или диалекта и культурных традиций.

     Важной особенностью первобытной культуры является дуальность, т.е. деление на два, как внутри семьи - муж и жена, рода - мужчины и женщины, за пределами рода - они и мы; земля и небо и т.д. На данной стадии через дуальную организацию прошли все без исключения общества, что закрепляется одинаковым содержанием мифов различных народов. Как общество организуется путем брачного союза первоначально враждебных друг другу сил (экзогамия), так и воплощающие в себе полярные качества космоса отец-небо и мать-земля, вступая в брачный союз, порождают человека и все сущее. Разрыв же этой связи равносилен нарушению космической гармонии и гибели мира.

     Важное место в культуре занимает ритуал, в основе которого лежит мифосакральное мировоззрение, требующее от человека следовать природе, космосу. С ритуала начинается духовно-религиозная, производственно-экономическая, общественная деятельность и включает в себя танец, пение, молитву. Ритуал есть то, что потом назовут обрядом, обычаем, праздником, игрой и т.д. Рассмотрите ритуалы зарождения, инициации и др., изложенные в работе Д. Линдсея "Коротка історія культури".

     Первобытная культура выработала и свой механизм контроля и регуляции социальных отношений - систему табу (запретов).

     Мышление первобытного человека характеризуется как синкретическое (целостное), дорефлексивное с преобладанием предметной логики, не способное к категориальному мышлению. Для догородской, бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, поскольку основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных каналов и обучение ритуалу, хозяйственным и другим навыкам строилось на непосредственном подключении обучаемых к практике. С этим связана еще одна черта первобытной культуры - консерватизм, традиционализм всей системы общественных отношений. 

 

      3 Духовная культура: магия, мифология, религиозные представления, ритуал 

     3.1 Мифология 

     Рядом с тотемизмом и табу значительное место в жизнедеятельности первоначального человека села магия (от грецьк. μαγεια -- колдовство, волшебство) -- совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий.

     Магия -- единство религиозного сознания и действия, в ней словно бы в концентрированном виде проявляется общая характеристика религии как специфического практически-духовного способа вхождение человека в мир. Мотивированный текст, логику его магических действий можно выразить в такой способ: если на обычные предметы и явления можно влиять практически, то с таким же успехом практически можно влиять в желательном направлении и на необыкновенное, сверхъестественное, то есть на фетишей, тотемов, душ и духов. Поэтому магия дополняется другими видами родоплеменных религий, як-то анимизм, фетишизм и тотемизм.

     Известные разные виды первоначальной магии: промышленная, земледельческая, воинская, лечебная, любовная, и др. Они состояли в заклинании охотничьих; ловушек, колдовских процедурах на поле, попытках привести причину (то есть испортить здоровья, наслать мрак), приворожить, в колдовстве над оружием, над больным, у разного рода заговорах и т.п.. Но в каждом случае она была или фетишистской, или тотемистической, или анимистической, или же, в конце концов, связанной с верой у духов. Ведь магия, как сплав колдовского действа и веры в возможность через него повлиять на сверхъестественное, отбыла становления и развитие как составная часть первоначальной религиозности в целому и как “язык” рассмотренных выше форм чувственно-сверхчувствительных и демонических верований.

     При исследовании магического мышления туземцев Полинези Дж. Фрезер заметил очень интересную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, урожай которых бывает непостоянный, но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, которые дают стойкий, стабильный урожай. В рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других больших и опасных рыб, при лове же мелкой рыбы магия считается лишней. Построение лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при сведении же домов магия не используется. Это разрешило Дж. Фрезеру сделать вывод, который магические представления возникают тогда, если человек не уверенная в своих силах, если она сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от великого множества привходящих факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и выполнять магические действия.

     За Фрезером, магическое мышление грунтуется на двух принципах. Первый из них говорит: подобное порождает подобное, или следствие похожий на свою причину. Первый принцип может быть назван законом сходства, а второй -- законом контакта. Из первого принципа, а именно из закона сходства, маг делает вывод, что он может выполнить любое желательное действие путем простого наследования ей. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, сделает влияние и на лицо, которое один раз была с этим предметом в контакте (как часть его тела ли иначе). Гомеопатической или имитативной магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе сходства. Контагиозной магией могут быть названные колдовские приемы, основанные на законе контакта.

     Первый вид магии лучше всего обозначить сроком гомеопатическая, так как альтернативный срок -- магия имитативная -- не выключает ли даже имеет в виду сознательное наследование, которое значительно суживает сферу действия магии. Ведь колдун уверен, что принципы, которые находят практическое применение в его искусстве, руководят также безжизненной природой. Другими словами, он допускает, что законы сходства и столкновенье распространяются не только на человеческие действия, но имеют общее применение. Как система естественных законов, то есть совокупность правил, которые “определяют” последовательность событий в мире, она может быть названа магией теоретической. В качестве же предписаний, которые люди должны наследовать, чтобы достичь своей цели, она может называться магией практической. Вместе с тем, следует иметь в виду, который первоначальный колдун знает магию только из ее практической стороны. Он никогда не подвергает анализу умственные процессы, на которые грунтуются его действия, никогда не размышляет над абстрактными принципами, которые помещаются в них. Магия есть для него искусством, а не наукой; самая идея науки отсутствующая в его неразвитом уме.

Информация о работе Культурогенез. Хозяйственно-культурные типы. Неолитическая революция