Культурогенез. Хозяйственно-культурные типы. Неолитическая революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:56, реферат

Описание

Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств. История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
2 ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
3 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: МАГИЯ, МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, РИТУАЛ
3.1 Мифология
3.2 Мифы
3.3 Религиозные представления и ритуалы
4 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

14782.rtf

— 567.53 Кб (Скачать документ)

     Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.

     Преставление мира

     Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. “В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы”. Эти черты чем-то роднят миф с мышлением детей, художников, поэтов. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли -- анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

     В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. Человеческая мысль проведет эти различия позже. В мифологии же все слитно, не расчленено. Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

     “Природу мифологического сознания нужно осмысливать в рамках той исторической эпохи, в какой оно жило полнокровной жизнью, было основным способом понимания мира. Миф выполнял многообразные функции”. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущие формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

     Господство над миром сверхъестественных сил

     Не им ли объясняется и отмеченная археологами в раскопках уже новокаменного века характерная ритмизация изображений растений, животных и людей в орнаментах керамических, костяных, деревянных и матерчатых изделий?.. Не с тем ли связано и возникновение ритмизированных коллективных действий -- танца, песен, речи нараспев, звукового сопровождения, особенно если всему этому сопутствовали традиционные обряды?

     “Однако такова лишь одна из внешних сторон первичного осмысления человеком всеобщих закономерностей воспринимаемого им мира”. Чтобы проникнуть внутрь его, постичь существо глубинных связей, требовалась иная сила абстрактного мышления, еще не доступная в условиях первобытной жизни. Многие причины существования предметов и явлений природы были неизвестны древнему человеку, но только ощущались им, причем с точки зрения либо пользы, либо вреда, который они могли нанести. А в таком случае невозможно было не заподозрить за любым явлением мира сознательно действующую волю. Мысль о ней наводила на предположение о наличии да всем окружающим живого, мыслящего существа -- божества.

     Бог -- тоже обобщение, причем такое, которое признает господство над миром сверхъестественных сил. В этом вся суть религиозного сознания. Но в первобытных мифах еще нет мысли о сверхчувственном мире, и все мифологические обобщения не выходят за пределы чувственных представлений; для мифов типично непосредственное вещественное совпадение общей идеи и реально осязаемого образа -- любое построение отвлеченной идеи, являющейся в конечном счете лишь отражением действительности, в мифологическом сознании оказывается самой действительностью со всеми наполняющими ее живыми существами и неживыми предметами, со всеми характерными для них связями и отношениями.

     Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведем пример из древнеегипетской мифологии. На каменных стенах царских гробниц было обнаружено изображение небесной коровы, датируемое между 1350 и 1100 годами. Изящными четкими линиями представлено священное животное. Ее живот украшен орнаментом из звезд. Вдоль него плывут две ладьи. В одной из них -- человек. Вместо головного убора на нем солнечный диск. Корову подпирает снизу, подняв руки, мужчина. Каждую ногу ее также поддерживают двое мужчин. Между ее рогами и перед грудью начертаны иероглифы, которые прочитываются:

     ”ХЕХ”, что означает “миллионы” или “божества ХЕХ”, а письмена у лба -- “красота”.

     Всякий, кто стал бы искать в этом и ему подобных изображениях воспроизведения картины звездного неба, несомненно, был бы сбит с толку, но расшифровка иероглифических текстов, не только пирамид, но и папирусов, позволила реконструировать тогдашние космологические -- мифологические -- представления. “Художник на языке своего времени отобразил четыре различные и взаимно противоречивые концепции, о которых нам стало известно из разных, в том числе гораздо более давних (ок. 3 тысяч лет до н. э.), письменных источников, содержащих гимны и другие ритуальные тексты”. Во-первых, корова-небо поднялась некогда над миром из океана. Во-вторых, два суденышка с солнечным божеством на борту отражают взгляд о небе как водах, по которым Светило плывет в утренней и вечерней ладье. В-третьих, мужчина, поддерживающий снизу корову, -- бог Шу, который поднял свою дочь Нут (небо) из объятий ее возлюбленного, бога Земли Геба, так, чтобы ее конечности только касались земной тверди. В-четвертых, небесный свод -- крыша, подпираемая четырьмя опорами; восемь божеств - ХЕХ, возможно, восходят к божествам, охраняющим четыре стороны света (это число считалось священным у египтян).

     Все представленные концепции воспринимались правильными - такое сочетание считалось правомерным; изображения служили только символами неба, при этом, очевидно, подразумевалось, что его смысл нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом, в то время как увеличение символов должно было служить лучшему пониманию.

     Как видим, мифологическое творчество далеко от нашего здравого смысла и нашей логики -- предлагаемая картина несла эмоционально-образный заряд, и этого было достаточно для живших тогда. Что же касается метафор, выделяющих главные признаки мифологизируемого объекта, то наличие разных на одном и том же изображении не вносило противоречий: чем их больше, тем целостнее воспринимался образ, тем отчетливее и понятнее был он для человека древности.

     Мифологические церемонии и действия

     Помимо совокупности представлений, сопровождавшихся эмоциональными переживаниями, мифология включала в себя и специфические -- магические, культовые -- церемонии и действия. В ощущении своего бессилия перед могуществом природы человек делал предметом своего почитания, и поклонения ее стихии, окружающие вещи, растения, животных. Тень, упавшая от него на землю, наводила на мысль, что у него есть бестелесный двойник, а затем -- о наличии в собственной осязаемой оболочке некоего духа, способного покидать ее и переселяться в других -- людей или животных. Возникала и вера в духов, пребывающих во всех неодушевленных предметах -- камнях, деревьях и т. д. Это душеверие, или анимизм (от латинского “анимус” -- дух), известный английский ученый, историк культуры Эдуард Тейлор назвал “первой философией первобытного человека”.

     Рядом с нею сосуществовала другая форма мифологического сознания -- тотемизм: убеждение в таинственной связи между родовой группой и каким-либо видом животных или растений, вещью или явлением природы. Выражение “тотем” было заимствовано из языка одного североамериканского племени (оджибве), где “ot-otem” означает “его род”, а также почитаемое родом животное. В тотемических верованиях нередко отражалось своеобразие жизни первобытных общин с особенностями их охотничьего быта.

     С подобными представлениями были связаны и разные “колдовские” действия в стремлении добиться желаемых результатов. Не о том ли говорят найденные в пещерах и на скалах рисунки, выполненные рукой человека древнекаменного века -- изображения зверей с вонзившимися в них дротиками?

     Американские индейцы перед отправлением на охоту, чтобы обеспечить успех, стреляли из лука в чучело медведя, сделанное из травы.

     Австралийцы считают, что удар по следу, оставленному человеком, вредит ему. Ритуальные манипуляции с волосами или потными вещами, добытыми у кого-либо, по мнению верующих, способны определенным образом воздействовать на их владельца.

     В Египте испокон веков почитается черный бык с особыми белыми отметинами -- в нем местные жители видят живое воплощение бога плодородия Аписа. Считается, что ритуальный бег такого быка по полю оплодотворяет почву.

     Колдун южноафриканского племени, чтобы вызвать дождь, забирается на крышу своей хижины и льет оттуда воду.

     У разных народов Африки, Азии и Америки до сих пор сохраняются обычаи с отправлением обрядов, позволяющих-де приобщиться к могуществу природных стихий.

     Мифы не объясняли природу вещей и явлений, хотя вроде бы и предполагали попытку такого объяснения, -- они просто переносили на них в обобщенном виде наличный мир сугубо человеческих отношений. “Мифы толковали сущее через рассказ, исполненный действия, утоляя любознательность людей, чье мышление было еще конкретным, боги изображались как участники страстной и судьбоносной деятельности". Так, например, когда языческий ханаанейский бог жизни Баал и бог смерти Мот схватываются в яростном бою, то это событие волнует не только само по себе, но и тем, что исход его определяет, будет ли земля в течение длительного времени плодородной или бесплодной.

     Человек с таким сознанием не выделял себя из природы -- он отождествлял себя с нею. Реальное и фантастическое были слиты в его голове, не настало еще время резкого противоположения веры и знания, -- религия, ставящая нечто сверхъестественное выше реальности, вне повиновения законам чувственного мира, в противоречие им, еще не вошла в этот дом -- она только вызревала в “утробе” мифологического сознания, где все было сказочно, волшебно и чудесно. 

     3.3 Религиозные представления и ритуалы 

     Одним из наиболее распространенных верований первоначального человека был анимизм (от лат. anima -- душа), который обнаруживался в вере у разнообразных духов, душу как двойника тела, носителя жизни человека, а также животных и растений. Материалы об этих верованиях собрал и описал английский этнолог и религиовед Э. Тайлор в книге “Первоначальная культура”. За Тайлором, теория анимизма распадается на два главных догмата, которые составляют части одного цельного учения. Первый из них касается души отдельных существ, способной продолжать существования после смерти. Другой -- остатка духов. Анимист признает, что духовные существа руководят явлениями материального мира и жизнью человека и влияют на них в этом и потусторонней жизни. Поскольку анимисты считают, что духи общаются с людьми и что поступки последних приносят им радость или недовольство, то рано или поздно вера в их существование должна привести естественно и, можно даже сказать, неминуемое к соответствующей действительности чествования их или желание их умилостивить. Таким образом, анимизм в его полном развитии включает верование в “руководящие” божества и подчиненных им духов, в душу и будущая жизнь, верование, которое переходят на практике в соответствующей действительности поклонение.

     Анимизм следует рассматривать в том смысле, насколько он составляет древнюю и новую философию, которая в теории выражается в форме веры, а на практике в форме чествования.

     Характер учения о душе в примитивных обществах можно выяснить во время рассмотрения его развития. Очевидно, мыслящих людей, которые находятся на низкой степени культуры, более за все интересовали две группы биологических вопросов. Они старались понять, во-первых, что составляет разность между живым и мертвым телом, которое составляет причину сна, экстаза, болезни и смерти. Они задавались вопросом, во-вторых, что такое человеческие образы, которые появляются в снах и видениях. Рассматривая эти две группы явлений, древние дикари-философы, вероятно, прежде всего сделали “очевидный” вывод, который у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, бесспорно, находится в тесной связи с телом: жизнь дает нему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет ее образ, второе ли “я”. И то и другое, таким образом, отделимое от тела: жизнь может пойти из него и оставить его бессознательным или мертвым, а призрак выдается людям в стороне от него.

     Таким образом, соответственно теории Э. Тайлора, анимистические верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе соображений древнего человека над такими явлениями, как сон, видение, болезнь, смерть, а также переживаний транса и галюцинаций. Будучи не в возможности правильно объяснить эти сложные явления, “первоначальный философ” вырабатывает понятие о душе, которая помещается в теле человека и оставляет его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник с присущий первоначальным людям стремлением к олицетворению и одухотворения окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как что-то подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера у в отдельности существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которые в процессе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а потом и в монотеизм.

     Понятие о личной душе, духе ли, в примитивных обществах может быть определено в такой способ. Душа есть тонкий, нематериальный человеческий образ, но своей природой чем-то подобная к воздуху или тени. Она составляет причину жизни и мышление того существа, которое она одухотворяет. Она независимо и неразделимо владеет личным сознанием и волей своего телесного хозяина, способная оставлять тело и быстро переноситься из места на место. Большей частью неуловимая и невидимая, она проявляет также физическую силу и появляется преимущественно как призрак, отделенный от тела, но подобный к нему. Она способная входить у тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ними и влиять на них.

Информация о работе Культурогенез. Хозяйственно-культурные типы. Неолитическая революция