Культурогенез. Хозяйственно-культурные типы. Неолитическая революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:56, реферат

Описание

Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга общественно экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Предмет изучения первобытной истории составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от появления на земле человека до возникновения классовых обществ и государств. История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного общества является установление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
2 ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
3 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА: МАГИЯ, МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, РИТУАЛ
3.1 Мифология
3.2 Мифы
3.3 Религиозные представления и ритуалы
4 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
ВЫВОД
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

14782.rtf

— 567.53 Кб (Скачать документ)

     Тотемизм как форма религии, описанный мной, без сомнения, в значительной мере объясняет явления зоолатрии в первоначальном обществе.

     Тогда же, в раннеродовом обществе, возникает и другая форма чувственно-сверхчувствительного типа верований, которое получило название шаманизма (эвенкийским языком шаман означает невменяемый) -- это вера в особенности могущественные сверхъестественные возможности старинных профессиональных служителей культа (шаманов).

     Наиболее типичная особенность шаманизму -- применение методов экстатического общения с сверхъестественным миром и в связи с этим выделение особых лиц, которым приписывается способность такого общения.

     Обычный ритуал действия шамана -- это так называемое камлания -- невменяемый танец с пением, ударами в бубен, громом железных подвесок и др. Камлания рассматривается как способ общения с духами, которые достигается двумя путями: или духи вселяются в тело шамана (ли в его бубен), или, наоборот, душа шамана отправляется в путешествие в царство духов. В действительности содержание камлания состоит в гипнозе своего окружения и в самогипнозе, благодаря которому шаман не только заставляет зрителей верить в свои сверхъестественные способности, но, конечно, верит в них и сам, переживая во время камлания галлюцинации. По мнению целого ряда наблюдателей, шаманское камлания очень напоминает истерический припадок, да и в общем шаманы, обычно, нервные, склонны к истерии люди. Цель шаманских обрядов вообще состоит в лечении людей или животных, а также в борьбе с разными другими несчастьями и др.

     Нельзя согласиться с традиционной и чисто идеалистической точкой зрения, соответственно которой в основе шаманизму лежит вера у духов и именно шаманизм зародился из потребности человека обезвредить, умилостивить и получить заступничество этих духов. Напротив, самые представления о шаманских духах есть закономерным порождением шаманизму и его характерных особенностей. Что же лежит в основе шаманизму?

     Шаманизм не належит к числу самых ранних форм религии. У народов средней ступени дикости он находится как бы в стадии зарождения. Итак, формирование шаманских верований и обрядов происходило при наличии уже целиком сформированных в сознания человека представлений про сверхъестественное.

     “Шаман имеет с знахарем то общее, что оба они выделяются из среды общины как специалисты по лечению больных. Но знахарь в отличие от шамана имеет примитивные знания в области народной медицины. Шаману же приписывается способность общаться с духами. Однако эта воображаемая способность, да и самые представления о шаманских духах есть факт явным образом производный. Это своеобразная религиозно-мифологическая интерпретация каких-то объективных факторов. Не поэтому занимает шаман в общине особое положение, которое нему приписывают способность общаться с духами; наоборот, нему поэтому и приписывают такую способность, что он занимает особое положение в общине” (п.5, с.278-279).

     Шаман -- это прежде всего нервный, истерический человек, склонна к припадкам, иногда эпилептик. Момент шаманского “призвание”, субъективно осознаваемый как голос духов, которые требуют от человека вступления в шаманскую профессию, есть объективно нервное заболевание, которое, кстати, в своем большинстве случается с человеком в период полового созревания. Само камлания шамана имеет большую всхожесть с истерическим припадком. Чтобы не быть голословной, приведу несколько фактов шаманизму среди разных народов Сибири.

     Шаманами у чукчей обычно “становятся нервные, легко возбудимые люди”. У коряков кандидатами в шаманы были “нервные молодые люди, склонны к истерическим припадкам”. У гиляков “соответствующей действительности шаманы почти всегда -- люди, которые страдают разными видами истерии, приобретенной ли, что наиболее частое, унаследованной. Это индивиды, что легко поддаются гипнозу и автогипнозу”.

     На алтайских шаманов их “призвание” сходит внезапно, как болезнь, и обнаруживается в виде дрожания и слабости организма, давления в груди, горячечного вскакивания и выкрикиваний, в эпилептических судорогах и др.

      Конечно, нервно-истерический характер шамана есть значительной мерой результатом его профессии, так как, начиная из периода подготовки и на протяжении всей своей деятельности, шаман специально и сознательно культивирует в себе подобные качества. Но это означает только, что шаманская профессия усиливает нервно-патологические особенности характера человека, сами же эти способности передуют вступлению человека в профессию шамана. Появление признаков нервного заболевания обычно рассматривается как призыв духов, какому человек не должен сопротивляться.

     Фактически для дикарского ума нет ничего более естественного, чем приписать экстаз духовным агентам. Конвульсивные жесты и нескладные восклицания вдохновенного шамана выдаются признаками того, что его воля отсутствующая и его тело овладело некоторое странное существо. Поэтому считается, что дух говорит его устами и направляет его действия.

     Именно здесь, очевидно, и следует искать реальную основу шаманских верований. Взгляд на шаманское призвание как на призыв духов, не повиноваться которым избранник не властный, есть, в сущности, лишь субъективным выражением того объективного факта, что у человека помимо его воли развилась нервная болезнь. Будучи субъективным осознанием этого заболевания, идея “избранности”, настолько характерная для шаманизма, является его идеологической интерпретацией. Этот взгляд похож на широко распространенное представление о каждом нервнобольном как об одержимом злым духом. Шаман отличается от обычного нервнобольного лишь тем, что не просто одержим духом, а вступает с ним в постоянную связь и может по желанию вызвать и отпустить его, заставлять себе служить.

     Шаман, в отличие от обычного неврастеника и истерика, имеет способность искусственно регулировать припадки болезни. Шаманское камлание есть с физиологической точки зрения не что другое, как искусственно вызванный и сознательно регулированный нервно-истерический припадок. В сущности, и вся подготовка шамана к своей профессии -- подготовка обычно очень продолжительная -- состоит в тренировке способности вызвать и прекращать припадки, то есть устраивать камлания. Это умения шамана и находит свое фантастическое отображение в сознания его окружения, которое верит в то, что шаман не только служит духам, но и распоряжается ними. “В шаманских верованиях народов Сибири это выражается в расхождении духу -- заместителя шамана (главный дух, который избрал шамана на служение себе) и духов-помощников (второстепенные духи, каких дух -- заместитель шамана дает нему как бы у служения)” (п.5, с.282).

      Как любая форма религии, которая закономерно возникает на определенной степени общественного развития, шаманизм удовлетворял какие-то общественные потребности, хотя и удовлетворял ее ошибочным, искаженным чином. Эта потребность в данном случае была связана, в первую очередь, с лечением болезней, в меньшей мере -- с обслуживанием охотничьего промысла и других хозяйственных потребностей. В основе; итак, и здесь лежит бессилие древнего охотника или земледельца перед окружающими стихиями природы. Это бессилие в данном случае привело к наделению сверхъестественными способностями лиц, определенным чином выделенных в общине,-- шаманов.

 

      4 Первобытное искусство

     Искусство эпохи палеолита

     Каменный век - древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня (отсюда и название эпохи - каменный век); делится на палеолит, мезолит и неолит.

     Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

     Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые “палеолитические Венеры” - примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

     В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

     Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт можно строить лишь предположения. Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

     Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

     В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвети пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные “полотна”, покрывшие своды глубоких пещер.

     Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно 20 - 10 тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее, он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века.

     В 1868 году в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.

     Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года. Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких тёмных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.

     В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что “убив” их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.

     Сходные памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.

     Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке.

     В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

Информация о работе Культурогенез. Хозяйственно-культурные типы. Неолитическая революция