Культурология Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:55, контрольная работа

Описание

Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя свои оригинальные черты. Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние Византии, ее культура складывалась как синтез культур и традиций двух государств. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием христианства, положение радикально изменилось – новая религия стремилась изменить представления людей о красоте, морали, творчестве и т.д. Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, что сыграло огромную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе некую двойственность.

Содержание

Введение 3
1. Культура Киевской Руси 5
2. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси 8
3. Достижения и ценности культуры Киевской Руси 14
4. Искусство русских мастеров 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

культурология-2.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

      В Киевской Руси русский язык был единственным - разговорным и богослужебным, письменным и устным, церковным и государственным, в то время как в Западной Европе церковь насаждала латынь, что  тормозило развитие языка и культуры и повсеместно приводило к протестам. Так, "Остромирово Евангелие" было записано в 1050-1057 гг., а создано ещё раньше и на русском языке. А вот первое литературное произведение, к тому же переведённое на польский язык с латыни - "Псалтырь королевы Ядвиги", появилось в Польше только около 1400 г. Только в XVI в. в Польше стала зарождаться национальная литература. И вина за это падает на католичество: католическая церковь утверждала, что "известны только три языка, на которых достойно славить бога в книгах: еврейский, греческий и латинский..." Кирилл - Константин Философ на это отвечал: "не посылает ли бог дождя одинаково для всех? А также и солнце не светит ли для всех? И не возникаем ли все одинаково? И как вы не стыдитесь, признавая только три языка и повелевая, чтобы все другие народы и племена были слепы и глухи? Поясните мне, считаете ли вы бога бессильным, не могущим дать всё это, или зависимым и потому не хотящим (дать всё это)?"

      Раннее  складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX-X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др. Ни один народ не знает такого многообразия былин в это время, их обилия. С одной стороны, в них сохраняется память о более давних временах истории славян; с другой - это творчество, в котором отражалась действительная, актуальная история. Для русских былин характерен ряд особенностей.

      В былинах церковное, православное влияние - минимально. Они полны языческих  символов, героев, образов. В них  преобладает светское, мирское содержание, а не церковное, сакральное.

      Былины  сохраняются в устной традиции на протяжении почти 1000 лет.

      Для былины характерно не только воспевание физической мощи, силы, "удали молодецкой". Главное в них - нравственность, этическая  ценность поступка человека, его доброта, сострадательность, сочувствие.

      В противоположность этому, например, "Повесть о Нибелунгах", "Старшая Эдда" индифферентны к морали, они - до моральны, до нравственны. Былины, описывая то же историческое время, что и саги, а иногда и более древнее - например, "Святогор", коренным образом отличаются от германского эпоса своим нравственным содержанием, этическими оценками и суждениями. Создаваясь в то же историческое время, они отличаются культурно - они нравственны. Нравственны с народной точки зрения. Хотя они полны военных столкновений, но все битвы, которые ведут былинные герои - оборонительные. Это не удивительно, учитывая, что по подсчётам В. О. Ключевского, с 1228 по 1462 гг. Русь выдержала 160 внешних войн и набегов.

      Богатое художественное устное творчество способствовало складыванию русской литературы. Она отличалась рядом особенностей, прежде всего, основывалась на общерусском языке. Это позволило ей в кратчайшие сроки создать величайшие литературные произведения: "Слово о законе, благодати и истине" Иллариона, "Повесть временных лет" и "Житие Феодосия" Нестора, "Поучение чадам" Владимира Мономаха, "Слово" Даниила Заточника, "Слово о полку Игореве" Игоря, сына Святославля внука Ольгова, "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русскыя земли" и многие другие.

      В период позднего средневековья русскую  литературу обогатили новые замечательные произведения: "Задонщина" Сафония, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, "Сказание о Мамаевом побоище", сочинения Ивана Грозного ("Переписка с Курбским"), Ивана Пересвета и Аввакума Петрова, "Повесть о Горе-Злосчастии".

      Сравнение, сопоставление этих произведений показывает, что это - плоды единого литературного  процесса, который не прерывался на протяжении почти тысячелетия, но лишь затормозился во время монгольского ига.

      Русская литература очень рано осознала общность земли русской, русского народа. В "Слове о полку Игореве" уже нет племенных упоминаний, зато "Русская земля" упоминается 20 раз! Это характерная черта русской литературы, главное в ней - судьба страны, земли, родины и народа. "Светло светлая и украсно украшенная земля русская!" Этого мы не встретим ни в одной европейской литературе! "Патриотизм" - это изначальная тема, черта русской культуры. Только в 1353 г. у Петрарки появится гимн, обращённый к Италии, как Родине.

      В XII в. Кирилл Туровский пишет:

      "Не  измерена небесная высота,

      Не  испытана преисподняя глубина..."

      В XVIII в. Кирилл Данилов эту же мысль  продолжит и эту же тему повторит и видоизменит:

      "Высота  ли, высота поднебесная,

      Глубота, глубота акиян-море,

      Широко  раздолье по всей земли,

      Глубоки омуты днепровские..."

      Ни  один народ не знал такой развитой системы летописей. Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Они характеризуются антиваряжской  тенденцией и отсутствием христианского  элемента. Первые Летописи опираются  на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало. В частности, в Летописи занесён рассказ о Вещем Олеге и его смерти, которую предрекает не волхв, а "кудесник", то есть шаман.

      Летописание Х в. распадается на две формы: светскую и церковную. В светском летописании выделяются:

  • "сказы", сказания о князьях: Игоре, Святославе, Ярополке и других, то есть это - дружинно-рыцарский цикл (эти сказания - продолжение славянских "слав");
  • летописания - хроники дел: походов, нашествий, княжеских собраний и т. д.;
  • тексты договоров.

      Летопись  появляется там, где возникает государство, цивилизация. В чём отличие русской  летописи? В универсальности, летопись - совокупность разнообразных знаний; они включали в себя сведения из мифов, истории, художественной литературы, устного народного творчества. На Руси летопись велась в больших масштабах, были летописи и княжеские, и церковные, причём велись летописи не только в княжеских городах, но и в уделах. Таким образом, летопись была всеобъемлющим, единым, повсеместным явлением на Руси.

      Многие  летописи сгорели, погибли во время  татаро-монгольского нашествия. Другие погибли во время пожаров, частых на Руси. Так, в имении В. Н. Татищева сгорело 5 летописей, в том числе  Раскольничья и Галицынская. В 1812 г. в пожаре Москвы погибла уникальная Троицкая летопись, одновременно погибли рукописи Мусина-Пушкина, в том числе и рукопись "Слова о полку Игореве".

      Предметов культуры Древней Руси дошло до нас  немного. Русских мечей XI-XIII вв. сохранилось  всего 183, а шлемов - ещё меньше, хотя их очень берегли. Ещё тяжелее судьба книг, икон: они гибли чаще всего в огне пожаров, возникавших и случайно, и в результате военных действий. В 1382 г. при нашествии Тохтамыша на Москву кремлёвские церкви были полны "до строп", то есть доверху, до крыши, книгами и иконами - всё сгорело . В 1547 г. Москва почти вся выгорела, в 1612 г. Москву сожгли поляки, в 1812 г. - французы. Но и в XVIII - середине XIX вв. монахи жгли рукописи как ненужную дрянь, топили в Волхове, гноили в сырых подвалах.

      В то же время то, что удалось сохранить, отыскать, изучить, вызывает восхищение. В Государственном Историческом музее в Москве хранится оправа с крестовидной прорезью, которую специалисты считают верхом совершенства средневековой русской ювелирной техники. Вот как описывает её Б. А. Рыбаков: "Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер устроил целый цветник из миниатюрных золотых цветов, посаженных на спиральные пружинки в 4-5 витков, припаянные только одним концом к пластинке. Спиральные стебельки были сделаны из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщательно сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянных к пестику. На пространстве в 0,25 см2 рязанский мастер ухитрился посадить от 7 до 10 золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов". 

  1. Искусство русских мастеров
 

      Найдены женские серьги "колты" - кольца с полукружием внизу, к которому припаяны шесть миниатюрных серебряных конусов. На каждый конус напаяны  колечки диаметром около полумиллиметра из проволоки толщиной в две десятые доли миллиметра! На каждом конусе таких колечек - 5000 штук! Всего - 30 тысяч штук на каждой серьге, и в каждом колечке - зёрнышко серебра диаметром 0,04 мм! (Находятся в Русском музее.).

      Киевская  Русь славилась искусством мастеров-оружейников. Именно на Руси впервые появились: шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалёта, кольчуги с плоскими кольцами, конская стальная маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, пластинчатая броня.

      За 50 лет раскопок в Новгороде было найдено более 20 тысяч кожаных сапог и туфель, но не найдено ни одного лаптя! Хотя лапти, сделанные из лыка, сохранились бы так же, как и берестяные грамотки. Найдено около 30 тысяч деталей самострелов, десятки тысяч фрагментов лат, множество мечей, копий, кольчуг. Во всей Европе в тех же слоях, относящихся к IX-XIII вв., найдено такого рода изделий значительно меньше, чем на Руси.

      В создании своих изделий русские  оружейники демонстрировали своё высокое  мастерство и уменье. В Русском  музее мы можем видеть железную маску, предохраняющую лицо воина от стрел. На Западе она была неизвестна, там создали шлем-"ведро" с прорезями для глаз, ограничивающий маневренность и зону обзора. Русские мастера создавали кольчуги весом до 8-10 кг, насчитывавшие до 300 тысяч мелких колец.

      В заключение можно сделать вывод, что культура Киевской Руси - оригинальное, самобытное образование, вобравшее  в себя традиции предшествующих культур  и развившее их далее. Среди изначальных, сложившихся начиная с похода Рюрика на Киев и воссоединения двух центров русской культуры, Новгорода и Киева, отличительных черт культуры Русской земли можно назвать:

      Определяющее  влияние государственности в  формировании культуры.

      Государственное, княжеское начало в выборе идеологии, "Крещении Руси".

      Сохранение  единства, целостности культуры, "собирание земель" в условиях постоянной защиты от внешней опасности - половцев и Тевтонского ордена.

      Многоплеменной  состав культуры, в государственный  союз входили не только словенские племена, но и финно-угорские: "чудь, меря, весь".

      Забота  государства о грамотности, распространении  языка. У новгородцев грамотность  была массовой, их грамоты - в основном мирского содержания.

      Князья (Ярослав Мудрый) заботились о создании первых библиотек.

      Быстрое развитие права. Первый свод законов "Русская Правда" был создан уже в XI в. Но и до неё в Византии, Константинополе мужи русские клялись "своим оружием", Перуном и "Русским законом", то есть "Закон" был известен уже в IX в.

      Великолепная, пышная культура Киевской Руси погибла  в пламени монгольского нашествия: горели города, рушились храмы, население угонялось в далекие каракорумские пески. Дальнейшее развитие культуры было прервано, прежде всего, внешними факторами. Но культура не исчезла. Она была сохранена, сбережена народом и стала воссоздаваться вновь, но уже вокруг другого центра - Москвы. 
 
 
 

Заключение 

         Культура  народа  является  частью  его   истории.   Ее   становление   и последующее развитие  тесно  связано  с  теми  же  историческими  факторами, которые  воздействуют  на становление и развитие  хозяйства страны,   ее государственности,  политической  и  духовной  жизни  общества.  В   понятие культуры входит все, что создано умом,  талантом,  рукоделием  народа,  все, что выражает его духовную сущность, взгляд  на  мир,  природу,  человеческое бытие, на человеческие отношения.

         Культура Руси складывается в   те  же  века,  что  и   становление  русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким  линиям  — хозяйственной, политической, культурной.  Русь  складывалась  и  развивалась как средоточие огромного для того времени  народа,  состоящего  поначалу  из различных  племен;  как  государства,  жизнь  которого   развертывалась   на огромной  территории.  И  весь  оригинальный  культурный   опыт   восточного славянства стал достоянием единой русской  культуры.  Она  складывалась  как культура всех восточных славян, сохраняя в то  же  время  свои  региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо - Восточной Руси и т.д.

         Долгие годы русская культура —  устное  народное  творчество,  искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло  —  развивалась  под  влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

      Без сомнения, важнейшей культурной составляющей этого периода развития восточнославянского общества становится принятие Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. 

Информация о работе Культурология Древней Руси