Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:55, контрольная работа
Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя свои оригинальные черты. Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние Византии, ее культура складывалась как синтез культур и традиций двух государств. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием христианства, положение радикально изменилось – новая религия стремилась изменить представления людей о красоте, морали, творчестве и т.д. Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, что сыграло огромную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе некую двойственность.
Введение 3
1. Культура Киевской Руси 5
2. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси 8
3. Достижения и ценности культуры Киевской Руси 14
4. Искусство русских мастеров 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
В Киевской Руси русский язык был единственным - разговорным и богослужебным, письменным и устным, церковным и государственным, в то время как в Западной Европе церковь насаждала латынь, что тормозило развитие языка и культуры и повсеместно приводило к протестам. Так, "Остромирово Евангелие" было записано в 1050-1057 гг., а создано ещё раньше и на русском языке. А вот первое литературное произведение, к тому же переведённое на польский язык с латыни - "Псалтырь королевы Ядвиги", появилось в Польше только около 1400 г. Только в XVI в. в Польше стала зарождаться национальная литература. И вина за это падает на католичество: католическая церковь утверждала, что "известны только три языка, на которых достойно славить бога в книгах: еврейский, греческий и латинский..." Кирилл - Константин Философ на это отвечал: "не посылает ли бог дождя одинаково для всех? А также и солнце не светит ли для всех? И не возникаем ли все одинаково? И как вы не стыдитесь, признавая только три языка и повелевая, чтобы все другие народы и племена были слепы и глухи? Поясните мне, считаете ли вы бога бессильным, не могущим дать всё это, или зависимым и потому не хотящим (дать всё это)?"
Раннее
складывание единого языка
В былинах церковное, православное влияние - минимально. Они полны языческих символов, героев, образов. В них преобладает светское, мирское содержание, а не церковное, сакральное.
Былины сохраняются в устной традиции на протяжении почти 1000 лет.
Для былины характерно не только воспевание физической мощи, силы, "удали молодецкой". Главное в них - нравственность, этическая ценность поступка человека, его доброта, сострадательность, сочувствие.
В противоположность этому, например, "Повесть о Нибелунгах", "Старшая Эдда" индифферентны к морали, они - до моральны, до нравственны. Былины, описывая то же историческое время, что и саги, а иногда и более древнее - например, "Святогор", коренным образом отличаются от германского эпоса своим нравственным содержанием, этическими оценками и суждениями. Создаваясь в то же историческое время, они отличаются культурно - они нравственны. Нравственны с народной точки зрения. Хотя они полны военных столкновений, но все битвы, которые ведут былинные герои - оборонительные. Это не удивительно, учитывая, что по подсчётам В. О. Ключевского, с 1228 по 1462 гг. Русь выдержала 160 внешних войн и набегов.
Богатое
художественное устное творчество способствовало
складыванию русской
В период позднего средневековья русскую литературу обогатили новые замечательные произведения: "Задонщина" Сафония, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, "Сказание о Мамаевом побоище", сочинения Ивана Грозного ("Переписка с Курбским"), Ивана Пересвета и Аввакума Петрова, "Повесть о Горе-Злосчастии".
Сравнение, сопоставление этих произведений показывает, что это - плоды единого литературного процесса, который не прерывался на протяжении почти тысячелетия, но лишь затормозился во время монгольского ига.
Русская литература очень рано осознала общность земли русской, русского народа. В "Слове о полку Игореве" уже нет племенных упоминаний, зато "Русская земля" упоминается 20 раз! Это характерная черта русской литературы, главное в ней - судьба страны, земли, родины и народа. "Светло светлая и украсно украшенная земля русская!" Этого мы не встретим ни в одной европейской литературе! "Патриотизм" - это изначальная тема, черта русской культуры. Только в 1353 г. у Петрарки появится гимн, обращённый к Италии, как Родине.
В XII в. Кирилл Туровский пишет:
"Не измерена небесная высота,
Не испытана преисподняя глубина..."
В XVIII в. Кирилл Данилов эту же мысль продолжит и эту же тему повторит и видоизменит:
"Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота акиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омуты днепровские..."
Ни
один народ не знал такой развитой
системы летописей. Первые летописные
записи появились около 872 г. в Киеве.
Они характеризуются
Летописание Х в. распадается на две формы: светскую и церковную. В светском летописании выделяются:
Летопись появляется там, где возникает государство, цивилизация. В чём отличие русской летописи? В универсальности, летопись - совокупность разнообразных знаний; они включали в себя сведения из мифов, истории, художественной литературы, устного народного творчества. На Руси летопись велась в больших масштабах, были летописи и княжеские, и церковные, причём велись летописи не только в княжеских городах, но и в уделах. Таким образом, летопись была всеобъемлющим, единым, повсеместным явлением на Руси.
Многие летописи сгорели, погибли во время татаро-монгольского нашествия. Другие погибли во время пожаров, частых на Руси. Так, в имении В. Н. Татищева сгорело 5 летописей, в том числе Раскольничья и Галицынская. В 1812 г. в пожаре Москвы погибла уникальная Троицкая летопись, одновременно погибли рукописи Мусина-Пушкина, в том числе и рукопись "Слова о полку Игореве".
Предметов культуры Древней Руси дошло до нас немного. Русских мечей XI-XIII вв. сохранилось всего 183, а шлемов - ещё меньше, хотя их очень берегли. Ещё тяжелее судьба книг, икон: они гибли чаще всего в огне пожаров, возникавших и случайно, и в результате военных действий. В 1382 г. при нашествии Тохтамыша на Москву кремлёвские церкви были полны "до строп", то есть доверху, до крыши, книгами и иконами - всё сгорело . В 1547 г. Москва почти вся выгорела, в 1612 г. Москву сожгли поляки, в 1812 г. - французы. Но и в XVIII - середине XIX вв. монахи жгли рукописи как ненужную дрянь, топили в Волхове, гноили в сырых подвалах.
В
то же время то, что удалось сохранить,
отыскать, изучить, вызывает восхищение.
В Государственном Историческом музее
в Москве хранится оправа с крестовидной
прорезью, которую специалисты считают
верхом совершенства средневековой русской
ювелирной техники. Вот как описывает
её Б. А. Рыбаков: "Между двенадцатью
камнями, оправленными в золото, мастер
устроил целый цветник из миниатюрных
золотых цветов, посаженных на спиральные
пружинки в 4-5 витков, припаянные только
одним концом к пластинке. Спиральные
стебельки были сделаны из рубчатой золотой
проволоки. Цветы имеют по пять тщательно
сделанных лепестков, фигурно вырезанных
и припаянных к пестику. На пространстве
в 0,25 см2 рязанский мастер ухитрился посадить
от 7 до 10 золотых цветов, которые колыхались
на своих спиральных стеблях на уровне
лиловых самоцветов".
Найдены
женские серьги "колты" - кольца
с полукружием внизу, к которому
припаяны шесть миниатюрных серебряных
конусов. На каждый конус напаяны
колечки диаметром около
Киевская Русь славилась искусством мастеров-оружейников. Именно на Руси впервые появились: шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалёта, кольчуги с плоскими кольцами, конская стальная маска, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, пластинчатая броня.
За 50 лет раскопок в Новгороде было найдено более 20 тысяч кожаных сапог и туфель, но не найдено ни одного лаптя! Хотя лапти, сделанные из лыка, сохранились бы так же, как и берестяные грамотки. Найдено около 30 тысяч деталей самострелов, десятки тысяч фрагментов лат, множество мечей, копий, кольчуг. Во всей Европе в тех же слоях, относящихся к IX-XIII вв., найдено такого рода изделий значительно меньше, чем на Руси.
В создании своих изделий русские оружейники демонстрировали своё высокое мастерство и уменье. В Русском музее мы можем видеть железную маску, предохраняющую лицо воина от стрел. На Западе она была неизвестна, там создали шлем-"ведро" с прорезями для глаз, ограничивающий маневренность и зону обзора. Русские мастера создавали кольчуги весом до 8-10 кг, насчитывавшие до 300 тысяч мелких колец.
В заключение можно сделать вывод, что культура Киевской Руси - оригинальное, самобытное образование, вобравшее в себя традиции предшествующих культур и развившее их далее. Среди изначальных, сложившихся начиная с похода Рюрика на Киев и воссоединения двух центров русской культуры, Новгорода и Киева, отличительных черт культуры Русской земли можно назвать:
Определяющее влияние государственности в формировании культуры.
Государственное, княжеское начало в выборе идеологии, "Крещении Руси".
Сохранение единства, целостности культуры, "собирание земель" в условиях постоянной защиты от внешней опасности - половцев и Тевтонского ордена.
Многоплеменной состав культуры, в государственный союз входили не только словенские племена, но и финно-угорские: "чудь, меря, весь".
Забота государства о грамотности, распространении языка. У новгородцев грамотность была массовой, их грамоты - в основном мирского содержания.
Князья (Ярослав Мудрый) заботились о создании первых библиотек.
Быстрое развитие права. Первый свод законов "Русская Правда" был создан уже в XI в. Но и до неё в Византии, Константинополе мужи русские клялись "своим оружием", Перуном и "Русским законом", то есть "Закон" был известен уже в IX в.
Великолепная,
пышная культура Киевской Руси погибла
в пламени монгольского нашествия:
горели города, рушились храмы, население
угонялось в далекие каракорумские пески.
Дальнейшее развитие культуры было прервано,
прежде всего, внешними факторами. Но культура
не исчезла. Она была сохранена, сбережена
народом и стала воссоздаваться вновь,
но уже вокруг другого центра - Москвы.
Заключение
Культура народа является частью его истории. Ее становление и последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты — одни для Поднепровья, другие — для Северо - Восточной Руси и т.д.
Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.
Без
сомнения, важнейшей культурной составляющей
этого периода развития восточнославянского
общества становится принятие Русью христианства.
Характер исторического выбора, сделанного
в 988 г. князем Владимиром, был, безусловно,
не случайным. Местоположение Руси между
Востоком и Западом, перекрестное влияние
на нее различных цивилизаций оказало
плодотворное воздействие на духовную
жизнь и культуру русского народа.