Культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:26, контрольная работа

Описание

Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали в обществе

Содержание

I. Культура древней Руси. Вступление....................................2
II. Крестьянское жилище и утварь...........................................3
1. «Профессии» русской печи...............................................3
2. «Красный» и другие углы.................................................5
3. Секреты русской бани.......................................................8
III.Крестьянская трапеза...........................................................10
1. «Хлеб – всему голова».......................................................10
2. «Щи да каша – пища наша».............................................13
3. Напиток Казановы.............................................................15
4. Обычаи крестьянского стола...........................................16
IV.Крестьянская семья................................................................19
1. «В семье и каша гуще»......................................................19
2. «Не выбирай невесту, выбери сваху».............................21
3. «Жениться не воды напиться».........................................23
4. «Кого люблю того и бью»..................................................25
V. Русские народные праздники................................................28
1. Рождественские святки......................................................28
2. Широкая масленица...........................................................32
3. Семик честной.....................................................................36
4. Иван Купала.........................................................................38
VI. Древнерусская одежда до монгольского нашествия:
Киев, Новгород, Владимир X – XIII в.................................41
1. Одежда русского мужчины................................................42
2. Костюм русского богатыря................................................44
3. Как же выглядела русская красавица?..........................44
VII.Заключение...............................................................................
VIII.Список литературы...................................

Работа состоит из  1 файл

культура древней руси.docx

— 68.85 Кб (Скачать документ)

 

   Содержание                                                                                                                                                   

 Стр.

I.  Культура древней Руси. Вступление....................................2

II. Крестьянское жилище  и утварь...........................................3     

1. «Профессии» русской  печи...............................................3     

2. «Красный» и другие  углы.................................................5     

3. Секреты русской бани.......................................................8

III.Крестьянская трапеза...........................................................10      

1. «Хлеб – всему голова».......................................................10      

2. «Щи да каша –  пища наша».............................................13      

3. Напиток Казановы.............................................................15      

4. Обычаи крестьянского  стола...........................................16

IV.Крестьянская семья................................................................19      

1. «В семье и каша  гуще»......................................................19     

2. «Не выбирай невесту,  выбери сваху».............................21     

3. «Жениться не воды  напиться».........................................23     

4. «Кого люблю того  и бью»..................................................25

V. Русские народные праздники................................................28      

1. Рождественские святки......................................................28      

2. Широкая масленица...........................................................32      

3. Семик честной.....................................................................36      

4. Иван Купала.........................................................................38

VI. Древнерусская одежда  до монгольского нашествия:       

 Киев, Новгород, Владимир X – XIII в.................................41     

1. Одежда русского мужчины................................................42      

2. Костюм русского богатыря................................................44      

3. Как же выглядела  русская красавица?..........................44

VII.Заключение...............................................................................

VIII.Список литературы...............................................................

IX. Приложение...............................................................................

Культура Древней  Руси 

 

Вступление.

Культура Древней  Руси произошла от культур местных  восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала  контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом  и арабским Востоком. Культура Древней  Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали  в обществе. Большую роль в её формировании сыграло христианство, задавшее модель русской культуры, и определи перспективу её развития на многие века.

Крестьянское жилище и  утварь.

Веками крестьяне приспосабливали  жилище к своему образу жизни. В «Повести временных лет» много слов, имеющих  отношение к русскому народному  жилищу XII В. – «изба», «печь», «полати», «клеть», «сени». Прошли столетия, а  слова эти по-прежнему живы и знакомы  не только сельским жителям.

Росло хозяйство, и жилище крестьянина становилось больше. В IX – X вв. хватало семье избы да сеней. В XVI – XVII столетиях обычной  стала «изба, да клеть, да меж ими  сени».

Сени – своеобразный тамбур между улицей и жилой частью дома, защищающий его от холодного воздуха. Летом в сенях спали. Кроме  того, сени соединяли жилую и хозяйственную  часть дом. Через них можно  было выйти в сарай, на скотный  двор, на чердак, в подпол. Не случайно сени в деревнях по сей день называют мостом. В другой части крестьянского  дома – клети – хранилась разнообразная  крестьянская «рухлядь»: одежда, обувь, домашняя утварь. Но нередко в клети  жили молодые семейные пары. Главной  же частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и  дала название всей постройке –  «изба».          

       «Профессии» русской печи      

 «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит  русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.     

 Сложить хорошую печь  – дело непростое. Лишь специалист-печник  брался за эту ответственную  работу. Сначала прямо на земле  устанавливали опечье – небольшой  фундаментом печи. На него настилали  доски и выкладывали  на них днище печи – под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над подом сооружали из камня и глины свод печи.     

 Мастер-печник до тонкостей  знал своё дело. Опасно было  обидеть его, не накормить как  следует или недоплатить при  расчёте. Возьмет да и вставит  из мести в кладку трубы  гусиное перо или замурует  горшок отверстием наружу. Как  затопят печь, так начнёт она  стонать или свистеть, хоть из  дома беги. А то кирпичом ещё  трубу заложит, и пойдёт печь  дымить, хозяев морить.     

 Однако все эти байки  о печных трубах более позднего  происхождения.  Старину избы топились по-черному – печь не имела трубы. Конечно. Дым в доме – не самое приятное. Но старая пословица учит: «Горечи дымной не претерпев, тепла не видать». Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без труды была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же дым хорошо дезинфицировал жилище, в нем не заводились насекомые. Если же крестьянин занимался рыболовством и под потолком в курной избе развешивали сети, то служили они, прокоптившиеся, в несколько раз дольше.     

 Русская печь со  временем приобрела массу удобных  приспособлений. Например, шесток-полочку  перед устьем (отверстием) печи, на  котором хозяйка могла держать  в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали  раскалённые угли для следующей  растопки. В боковой стене печи  делали неглубокие ниши – печурки,  где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В теплом опечье в зимнее  время держали домашнюю птицу.      

 Русская печь –  удивительное изобретение. Каких  только профессий она не знает!  Главная из них – давать  людям тепло. Ведь мороз в  тридцать градусов не был редкостью  на Руси. Печь, занимавшая почти  четверть площади жилища, несколько  часов протапливалась, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение целых суток. В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, пиво, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось удивительно вкусным и питательным. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На печи, на самом теплом местечке, обычно спали старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети. И наконец, самое неожиданное применение русской печи – парная. Если у крестьянина не было бани, печь в какой-то степени мгла заменить её. После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперёд и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскалённый свод. Парясь, похлёстывали себя берёзовыми веником. Правда, обмываться водой приходилось в сенях.     

 С печью связанно  немало любопытных преданий и  народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто неотъемлемо связана с главным персонажем: Емеля, например, разъезжал на печи по городу, а богатырь Илья Муромец много лет просидел на печи беспомощным, пока не обрёл силу.                 

 «Красный»  и другие углы      

 Расположение печи  определяло планировку избы. Её  обычно ставили в углу справа  или слева от входа. Угол  напротив устья печи считался  рабочим местом хозяйки и назывался  «бабий кут» или «середа». Все  здесь было приспособлено для  приготовления пищи. У печи стояла  кочерга, ухват, помело, деревянная  лопата. Рядом – ступа с пестом  и ручная мельница.     

 Кочергой выгребали  золу из печи. Ухватом стряпуха  ловко цепляла пузатые глиняные  горшки и отправляла их в  жар.  В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи. А с помощью мельницы перемалывала муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба: помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него будущий каравай.      

 Все эти нехитрые  приспособления для выпечки хлеба  – ступа, пест, помело и лопата  известны нам из русских народных  сказок. Баба Яга  в ступе летает, «пестом погоняя, помелом след заметая».     

 Рядом с печью обязательно  висели полотенце и рукомойник  – глиняный кувшин с двумя  сливными носиками по сторонам. Под ни стояла деревянная лохань  для грязной  воды. В бабьем куту  на полках вдоль стен располагалась не хитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.     

 Всем знакомо выражение  «бить баклуши». А ведь его  происхождение связанно с изготовлением  деревянных ложек.  Баклушами называли грубые заготовки для ложек. Их производство не требовало большого мастерства. Отсюда и пошло – «бить баклуши», т.е. заниматься безделицей.     

 Хоть и проста была  деревянная посуда, а всё же  старался мастер сделать её  нарядной, украсить живописью да  резьбой. Обычный  ковш в руках талантливого резчика приобретал форму плывущей птицы – уточки.     

 Имелось в крестьянском  жилище и немало плетёной утвари  – корзин, лукошек, коробов. Берястенные  туеса служили даже ёмкостями  для воды. Крестьянин брал их  с собой в поле. Вода не протекала  и сохранялась холодной и вкусной  на протяжении всего дня.     

 Почётное место в  избе – «красный угол» - находилось  по диагонали от печи. Здесь  на специальном полке стояли  иконы, хранились богословские  книги, горела лампада. Все  крестьяне в старину были верующими.  Само слово «крестьянин» произошло  от «христианин». Всякий гость,  входивший в избу, у порога  первым делом находил глазами  красный угол, снимал шапку, трижды  осенял себя крестным знамением  и низко кланялся образам, а  уж потом только здоровался  с хозяевами. В красный угол  сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.  В обычные дни здесь, за обеденным  столом, сидел глава семьи.     

 Угол напротив печи, слева или справа от двери,  был рабочим местом хозяина  дома. Здесь же стояла лавка,  на которой он спал. Под ней,  в ящике, хранился инструмент. В свободное время крестьянин  в своём углу занимался поделками  и мелким ремонтом: плёл лапти  и лукошки, резал ложки, чинил  сети.     

 Мебели в избе было  немного, да и разнообразием  она не отличалась – стол, лавки,  скамьи, сундуки, посудные полки  – вот, пожалуй, и всё. Привычные  для нас шкафы, стулья, кровати  появились в деревне только  в XIX.     

 Главным предметом  мебели  в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. Лавки отличались от скамьи тем, что они намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место, придвигать к столу, когда приходили гости.     

 Одежду крестьяне хранили  в сундуках. Чем больше достаток  в семье, тем больше и сундуков  в семье больше. Мастерили их  из дерева, обивали для прочности  железными полосами. Нередко на  сундуках делали хитроумные врезные  замки. Если в крестьянской  семье росла девочка, то с  малых лет в отдельном сундуке  ей собирали приданное. Вместе  с этим сундуком она и переезжала  после свадьбы в дом мужа.     

 На севере России, да  и в других её краях, где  зимы были особенно суровыми  и снежными, основные хозяйственные  постройки собирали под одной  крышей с жильём. По сей день  в деревнях хозяйственная часть  дома называется двором. Строили  его и двухъярусным: в нижнем  ярусе находилось несколько хлевов, конюшня, птичник, а в верхнем  – огромный сенник, забитый душистым  сеном, кладовые для разнообразной  утвари.     

 Значительную часть  хозяйственного двора занимал  сарай для хранения рабочего  инвентаря – сохи, бороны, косы, вил,  грабель, а также телеги и  саней. Здесь же крестьянин  с помощью специального приспособления  гнул полозья для саней и  дуги для лошадей, ремонтировал  орудия труда. Чем зажиточней  был крестьянин, тем больше был  его хозяйственный двор.      

 Отдельно от дома  обычно ставили баню, колодец  да амбар. Баню – поближе  к воде, амбар – поодаль от  жилья, чтобы в случае пожара  в избе сохранить годовой запас  зерна. Не дай Бог, случиться  беда, некоторое время, пока будет  восстанавливаться изба, можно пожить  и в землянке. Когда-то в них  жила вся крестьянская Русь. А  вот без хлеба не обойтись. Ставили амбар напротив окон, чтобы виден был. На двери  замок вешали – пожалуй, единственный  во всём хозяйстве. В амбаре  в огромных ящиках – сусеках  – хранилось главное богатство  земледельца – зерно. Недаром  на селе говаривали: «Каково в  амбаре, таково и в кармане». Единственным  желанным гостем в амбаре была  кошка – гроза мышей. Для  неё в двери даже проделывали  специальный лаз.                    

 Секреты русской бани    

 Испокон веку на  Руси баня была и лучшим  отдыхом, и удовольствием. В  каждом более или менее зажиточном  крестьянском хозяйстве ставили  свою баню, как и амбар, подальше  от жилья – слишком опасна  она в пожарном отношении, но  поближе к воде – реке, озеру.     

 Устройство деревянной  бани не хитро. Сени или предбанник, где раздевались, и собственно  баня. Вдоль стен стояли лавки  с шайками, ковшами, вениками, в углу -  печь, топившаяся по- черному. Парились рядом с печью на полоке – ступенчатом настиле из досок под самым потолком. На пол ставили деревянные ушаты с холодной водой. Чтобы  согреть ее, в ушат бросали раскаленные на печи камни.    

Информация о работе Культура Древней Руси