Культурология как наука, ее место в системе наук о человеке, обществе и природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:28, отчет по практике

Описание

Культурология — это наука о культуре. Но культуры без человека и человеческого общества не существует. Культура является феноменом человеческого развития, поэтому понять ее сущность можно лишь через призму деятельности человека, вернее, всего человеческого общества, населяющего планету.

Содержание

План
Предмет, цели и задачи культурологии.
Культурология и философия культуры, социология культуры,культурная антропология.
Культурология и история культуры.

Работа состоит из  1 файл

культурология - копия.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Тема 1. Культурология  как наука, ее место в системе  наук о человеке, обществе и природе.

План

    1. Предмет, цели и задачи культурологии.
    2. Культурология и философия культуры, социология культуры,культурная антропология.
    3. Культурология и история культуры.

 

Предмет, цели и задачи культурологии.

 

Культурология — это наука о культуре. Но культуры без человека и человеческого общества не существует. Культура является феноменом человеческого развития, поэтому понять ее сущность можно лишь через призму деятельности человека, вернее, всего человеческого общества, населяющего планету. Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика (научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы), и многими другими.

Предметом культурологии является изучение сущности, структуры в основных функциях культуры, исторических закономерностей ее развития. Иными словами, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического исследования является понимание как собственной, так и иной культуры. Однако задача культурологии состоит в том, чтобы не только объяснить историко-культурный процесс, но и прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и управлять им. С помощью культурологии можно раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе.

Среди основных задач  культурологии особо выделяются следующие: 
- анализ культуры как системы культурных феноменов 
- исследование ментального содержания культуры 
- выявление типов связей между элементами культуры 
- исследование типологии культур и культурных единиц 
- разрешение проблем социокультурной динамики 
- исследование культурных кодов и коммуникаций

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

Различие между культурологией (буквально - наукой о культуре) и  философией культуры - часть более  общей темы, касающейся науки и  философии. Здесь не место анализировать  этот сложный вопрос. Отметим  лишь, что он встает по отношению не только к культуре, но и другим объектам знания - природе (естественные пауки и натурфилософия), обществу (социология и социальная философия), истории (историческая паука и философия истории), человеку (научная и философская антропология) и т. д. Во всех этих случаях познание почему-то разделяется на философское и научное. Попытаемся понять причину такого разделения применительно к культуре.

 

Следует различать прежде всего  знание о культуре, даваемое ее научным  изучением, и осознание своей личной принадлежности к определенной культуре, то, что можно назвать культурным самосознанием личности. Знать культуру и быть в культуре - совсем не одно и то же. Можно знать ислам и не быть мусульманином. Знание делает человека ученым, а ученость - отнюдь не главный признак культурности. Оно как бы нейтрально по отношению к той черте, которая разделяет мою и чужую культуру, в равной мере обращено к любой культуре. Если знание о культуре (и культурах) делает возможным существование культурологии (науки о культуре), то самосознание человека в культуре получает свое рациональное и осмысленное выражение в философии культуры.

Начиная с античности, именно философия  становится для человека основной формой осознания им своей культуры, что  отличает европейскую культуру от других культур, где подобную функцию выполняют мифология и религия. В этом смысле философию культуры можно назвать культурным самосознанием европейского человека, его знанием о собственной культуре. Само возникновение философии культуры явилось следствием демифологизации культуры в античности и ее отделения от религии (секуляризация) в новое время. Именно европейская культура в ее секуляризованном виде сделала философию главным органом своего самопознания и самоосмысления.

В более узком значении философия культуры возникает в составе классической философии нового времени, когда понятие культуры из термина обыденного языка становится самостоятельной философской катего-рией. Уже в эпоху Просвещения слово “культура” используется (Аделуигом, Гсрдером, Кантом) в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как “история духа”, духовного развития человечества. Культура здесь - синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, короче, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Не ставя пред собой задачу детального и подробного изучения этой истории, философы стремились лишь к выработке общей “идеи культуры”, объясняющей им смысл и направленность всей человеческой истории. По степени приближения истории к этой “идее” судили о порядке, связности, последовательности исторического процесса, об уровне исторической зрелости (прогрессивности) стран и народов.

В развитии философии культуры можно выделить два этапа - классический и постклассический. Оба они представляют самосознание европейской (западной) культуры на разных, сменяющих друг друга этапах ее существования. Первый из них совпадает с расцветом и утверждением этой культуры в странах европейского региона (начиная примерно с эпохи Возрождения и вплоть до середины прошлого века). Свойственные этому периоду чувство исторического оптимизма, вера в прогресс, в конечное торжество разума и свободы, в победу человека над силами природы, получившие наиболее полное выражение в философии Просвещения, заставляют здесь смотреть на культуру нового времени как на высшее достижение истории человечества, имеющее глобальное, всемирно-историческое значение. Именно эта культура послужила в классической философии исходным образцом (“моделью”) для ее обобщенно-теоретического понимания, легла в основу определения смысла и сущности человеческой культуры в целом.

Социология культуры  - это самостоятельная дисциплина общественного характера, которая до настоящего времени имеет ряд нерешенных теоретических, методологических и практических проблем.

Прежде  всего, сами исследователи обнаруживают неопределенность объема главного понятия  дисциплины – «культура». Оно является практически всеобъемлющим, а его  границы размыты настолько, что  этим понятием может быть описано  практически любое проявление общественной жизни. При этом понимание предмета, который исследует социология культуры, может меняться в зависимости от трактовки термина «культура», многообразия методологических и теоретических ориентаций, которые выбираются для проведения определенного исследования.

Эта дисциплина стала одной из весьма влиятельных  направлений западной культурологи ХХ века, которое было введено социологию М. Адлером.

При изучении культуры с точки зрения социологии важным является определение подхода, выделение деятельного или ценностного компонента, которые позволяют объединять отдельные элементы культуры в систему, проводить анализ данных на разных иерархических уровнях, применяя методы обеих наук.

Самыми  значимыми представителями социологии культуры, работы которых послужили решением важных методологических и теоретических вопросов в данных областях, были  М.Вебер и А.Вебер, Т.Парсонс, Лесли Уайт, Р.Мертон, А.Моль и др.

Социология культуры изучает противоречивые тенденции и факторы, которые оказывают влияние на генезис культуры и общую картину культуры с точки зрения развития общества. Составляют это знание отдельные пласты сложных и зависящих друг от друга элементов: творческой деятельности и способов («технологий») деятельности людей; создание, сохранение, усвоение и трансляция идей, представлений, культурных ценностей; анализ культурных явлений и т.п.

В культурном контексте социологии изучает устойчивые и повторяющиеся формы отношений  людей в рамках социальных общностей, динамику развития складывающихся культурных отношений, что позволяет судить о степени развития общественных отношений и культурном прогрессе либо же регрессе.

КУЛЬТУ́РНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ- В широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая антропология; с другой стороны, от философской антропологии, которая изучает особенности человеческой жизни, определяемые самой природой человека.

К культурной антропологии близка социальная антропология, изучающая социальные институты различных народов.

Культурная антропология пользуется методами таких наук, как этнография, археология, история, структурная лингвистика, фольклористика, социология, философия культуры, психология, а для статистической обработки данных — современным математическим аппаратом; кроме того, были разработаны специальные методики (киносъемка, особые приемы интервью и т. п.).

Задачи, стоящие перед этой наукой, — описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения  и психологии и др.), культурного  взаимодействия, динамики культуры, происхождение  культур, углубление понимание собственной культуры Запада; в комплексе с социологией — изучение общественных институтов и их культурных функций с точки зрения динамики целого и частей, его самоорганизации и адаптации (функционализм); попытки вычленить некую структуру, лежащую в основе широкого спектра социальных явлений (структурализм), а также решение таких философских вопросов, как влияние языка на мышление, культуры на систему ценностей индивида.

Сравнительная культурология, давая  описание, например, систем родства или властных структур различных обществ, вырабатывает и углубляет понимание природы социальных связей и власти вообще; то же касается религии, экономики и др.

В более узком смысле, термин «культурная  антропология» применяется для обозначения ведущей школы западноевропейской и особенно американской антропологии (соответствующей русской этнологии) начала и середины 20-го века (иногда пишут о «культурализме», «исторической школе»). Истоки этого научного направления были заложены Фр. Боасом. Наиболее известные представители культурной антропологии: Э. Сапир, А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, М. Херсковиц. На ее формирование оказали влияние психология (психоанализ), философия истории и, прежде всего, эмпирические исследования Боаса и его учеников. Боас представлял себе эту дисциплину как описательное, сравнительное изучение культур народов, прежде всего не имеющих письменности.

В XIX веке направлениями общественной мысли, оказавшими наибольшее влияние  на формирование антропологии, были идеи исторического прогресса Фергюсона, Кондорсе и Тюрго, работы выдающегося немецкого историка культуры Гердера, а также идеи «мифологической школы»[1].

В XIX веке появился линейный эволюционизм, рассматривающий культуру человечества как переход от простых форм к более сложным. Основным объектом исследования эволюционистов (Джэймс Фрэзер, Люсьен Леви-Брюль) были «примитивные» общества — коренное население, проживающее на территории колоний в Африке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии. Появление этого подхода было связано с накоплением этнографического материала и распространением принципа историзма.

Следующий подход, сохраняющий научную  ценность в современной антропологии — функциональный — появился в начале XX века. Его появление было связано с быстрым накоплением этнографических знаний и применением Брониславом Малиновским полевого метода в работе этнографа. Культура «примитивных» народов при ближайшем рассмотрении оказалась необычайно сложна и разнообразна. Функционалисты (Бронислав Малиновский, Альфред Радклифф-Браун) рассматривали культуру как совокупность норм, ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями.

Культурология и история культуры

Каждый из нас принадлежит своему времени. Именно через современность (которая, как очевидно, не стоит  на месте, а мгновение за мгновением продвигается в будущее, немедленно оказывающееся нашим настоящим) мы соприкасаемся с историей как с уходящей в прошлое цепью взаимосвязанных событий, поколений и эпох.

Исторический характер личного  и общественного бытия проявляет  себя в сочетании преемственности и изменчивости. Преемственность к прошлому придает настоящему определенность, делает нас и обстоятельства такими, какие мы есть, а изменчивость делает будущее открытым, предоставляя нам свободу выбора среди множества возможностей исторического действия. И чем прочнее фундамент исторической преемственности, тем доступнее и надежнее оказываются возможности для свободного исторического творчества.

История объективна, но ее истоки кроются  в субъективной жизни человека и  человеческих сообществ. Люди обрели историю, открыв в себе историческую память, развив способность к историческим поступкам и стремление к историческим целям. До этого истории не существовало, доисторический человек жил не в историческом, а в физическом, астрономическом и биологическом времени – времени механических перемещений, круговорота вещей и замкнутых циклов.

История многопланова: она состоит  из множества исторических судеб  отдельных народов, государств и  регионов. Они переживают подъем и  упадок, их судьбы пересекаются, прерываются  или сливаются с другими, но человечество в целом столетие за столетием сохраняет и приумножает энергию восходящего движения – исторического прогресса. И чем ближе к современности, тем выше эта энергия, тем стремительнее бежит историческое время, тем теснее сплетаются исторические судьбы различных народов. Человечество обретает общую историю, общую судьбу...

Наше современное общество опирается  более чем на тысячелетнюю преемственную  историю России. Это позволило  накопить огромный социальный опыт и  создать колоссальные духовные и материальные ценности. Именно они питают сегодня наши силы, и, не будем закрывать глаза, именно изъяны и проблемы в историческом опыте определяют многие наши слабости. Как общество мы сильны там, где усвоили уроки мировой истории, приняли творческое участие в ее событиях и процессах, а слабы там, где мы оказывались в стороне от происходивших в мире перемен (либо позволяли себе отворачиваться), ограждая себя от определяющих будущее человечества испытаний, поисков и свершений.

Вот почему столь губительно не участвовать в истории и не осмысливать ее. История дает шанс на будущее только тем человеческим сообществам, которые не боятся подвергать себя ее испытаниям. В свою очередь это определяет исключительную важность не только исторического действия, но и исторического знания, высшей формой которого является историческая наука.

Информация о работе Культурология как наука, ее место в системе наук о человеке, обществе и природе