Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:31, реферат
В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:
эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),
героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.),
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),
классический (V-ІV до н.э.),
эллинистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта (последняя третина ІV-І вв. до н.э.).
1. Культура древних цивилизаций: Древняя Греция
2. Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи.
3. Упражнения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
РЕЧИ»
«Электрооборудование и
СОДЕРЖАНИЕ:
1.КУЛЬТУРА
ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
В истории культуры древней Греции исследователи
выделяют следующие периоды:
эгейский или крито-микенский (
героический или гомеровский (
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),
классический (V-ІV до н.э.),
эллинистический (период от начала
похода Александра Македонского на Восток
до завоевания Римом Египта (последняя
третина ІV-І вв. до н.э.).
Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях - минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период
Крито-микенская культура — большой и яркий этап в развитии мировой культуры. Многие элементы ее оказали существенное влияние на последующее общественно-культурное развитие человечества. Рабовладельческие государства на Крите, в Микенах и других центрах Греции (Пилос, Тиринф и др.) были древнейшими классовыми обществами на территории Европы. Как показали новейшие исследования лингвистов, работающих над дешифровкой древних критских и пилосских письмен, написанных так называемым линейным письмом Б, носители крито-микенской культуры дали первые образцы письменности, донесшей до нас догомеровский греческий язык. Неизмерим вклад носителей крито-микенской культуры в сокровищницу мирового искусства.
Гомеровский
период
Период
с XI по IX в. до н. э., следующий за эпохой
падения крито-микенской цивилизации,
именуют по-разному. Традиционно его называют
гомеровским, поскольку поэмы Гомера «Илиада»
и «Одиссея» являются основным источником
по данной эпохе. В последнее время в науке
появился термин «предполисный период»,
акцентирующий внимание на условиях, которые
привели к формированию главного феномена
зарождающейся цивилизации – полиса.
Этот период порой называют и «темными
веками», потому что сведения об этой эпохе,
по сравнению с данными о других этапах
развития греческого общества, чрезвычайно
скудны.
Сложный
и противоречивый процесс культурного
развития Древней Греции в послемикенское
время нельзя оценить однозначно.
В области материальной культуры
с внедрением железа во все сферы
хозяйственной и военной
Однако не все отрасли производства получили благоприятные возможности для своего совершенствования. На развитие материальной культуры непосредственно влияло изменение структуры общества: исчезновение такого социального слоя, как дворцовая знать, уничтожение громоздких чиновничье-бюрократических структур при дворцах и утверждение более примитивного общественного устройства, опиравшегося на племенные и родовые организации. Многие ремесла, которые были непосредственно связаны с функционированием дворцовых служб, стали либо более примитивными (бронзолитейное дело, каменное строительство), либо вообще были утеряны (все виды монументального искусства, искусство фортификации, ювелирное дело). Камень в строительстве почти не применялся (стены возводили в основном из дерева, полом в доме служила плотно утрамбованная земля), а из бронзы делали только котлы и треножники.
Исчезают дворцы – исчезают и многие явления духовной культуры. Наиболее наглядно это проявилось в утрате письменности ахейского общества (линейного письма Б). Времена глиняных табличек, из которых составлялись собрания документов хозяйственной отчетности дворцовой администрации, канули в Лету. Описанное Гомером общество не знало грамоты. Знаки письменности других народов предстают для них непонятными, таинственными и потому называются «зловещими знаками».
Вместе с микенскими дворцами осталось в прошлом искусство настенных росписей и вазописи, отражавшее живое восприятие греками растительного и животного мира. Художественное творчество этого периода выглядит довольно примитивным. Искусство опустилось до уровня простого ремесла. Изделия украшают несложным геометрическим орнаментом, который не требует от работника таланта художника.
Скульптура
в этот период представлена терракотовыми и
В «темные века», задолго до утверждения «олимпийской» религии, впервые наиболее полно отраженной в поэмах Гомера, возникает греческая языческая религия. В каждой общине имелся свой бог-покровитель, которого почитали как защитника от злых дел и враждебных помыслов людей и богов. На остальной территории Греции такой бог не считался всемогущим.Свою силу он должен был доказывать в борьбе с другими богами – покровителями соседних общин.
Характерной
чертой религиозных верований древних
греков в этот период являлся культ
предков, в котором важную роль играли
погребальные церемонии и игры. Организация
поминальной церемонии
Итак,
гомеровский период – это, с одной
стороны, полный разрыв с традициями
дворцовой жизни бронзового века,
а с другой – реализация в новых
формах того огромного потенциала,
который был накоплен греческим
обществом в прошлые периоды
истории.
Архаический
период
Эпоха VIII—VI вв. до н. э. – это время наиболее интенсивного развития древнегреческой цивилизации. В течение этого периода перемены во всех областях жизни античной Греции – от экономики до культуры – были настолько масштабными и радикальными, что их совокупность часто называют архаической революцией. Меняется весь облик греческого общества. Если к началу эпохи архаики это был традиционный, почти не прогрессирующий, немобильный, довольно простой по своей структуре социум, то к концу этой эпохи можно уже с полным правом говорить об обществе в высшей степени подвижном, сложном, в краткие по историческим меркам сроки догнавшем, а в ряде отношений даже обогнавшем в своем развитии страны Древнего Востока. На греческой земле снова складываются основы государственности. Но новые государственные образования принимают форму не дворцовых царств, как в микенскую эпоху, а полисов (государств античного типа в форме гражданской общины), что в дальнейшем обусловило специфику всей древнегреческой цивилизации.
В
результате ряда причин (далеко не все
из них до конца ясны ученым) в
Греции уже в первые века архаической
эпохи резко возросла численность
населения (это фиксируется
Развитие
полиса – нового социально-политического
феномена, гражданской общины, центром
которой был город, и распространение
полисного строя по всем регионам
Средиземноморья вызвало
Отправной точкой для складывания культуры нового типа стало крушение микенского мира с его жестко регламентированной системой социально-культурных связей. Но многие культурные достижения, созданные древними греками за тысячелетнюю историю цивилизации бронзового века, не исчезли бесследно. Они стали основой для развития культуры античной Греции.
В
результате перехода от эпохи бронзы
к железному веку были созданы
социально-экономические
Но,
несомненно, главным событием этого
исторического периода явилась
«полисная революция». Складывание
типологически однородного
Информация о работе Культурология. Русский язык и культура речи