Культурология. Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:31, реферат

Описание

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:
эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),
героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.),
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),
классический (V-ІV до н.э.),
эллинистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта (последняя третина ІV-І вв. до н.э.).

Содержание

1. Культура древних цивилизаций: Древняя Греция
2. Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи.
3. Упражнения

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 72.68 Кб (Скачать документ)

        
 

                 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА  РЕЧИ»  
 
 

                                                            Выполнил                                                                                        

                                                            Студент 1 курса

                                                            Группа ЗЭЭл-110

                                                            Специальность

                      «Электрооборудование  и

                                                             электрохозяйство  предприятий,

                                                             организаций и  учреждений»         

                                                            

                                                                                         Дата сдачи контрольной работы                                   

                                                                                          «_______» ___________  2010 г.

                                                                                           

                                                               Проверил(а)

                                                                                              

                                                               Отметка о зачете         

 

СОДЕРЖАНИЕ: 

     
  1. Культура  древних цивилизаций: Древняя Греция
  2. Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи.
  3. Упражнения

 

     

     1.КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 

      

                В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:  
эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),  
героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.),  
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),  
классический (V-ІV до н.э.),  
эллинистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта  (последняя третина ІV-І вв. до н.э.).

      Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях - минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период

       Крито-микенская культура — большой и яркий этап в развитии мировой культуры. Многие элементы ее оказали существенное влияние на последующее общественно-культурное развитие человечества. Рабовладельческие государства на Крите, в Микенах и других центрах Греции (Пилос, Тиринф и др.) были древнейшими классовыми обществами на территории Европы. Как показали новейшие исследования лингвистов, работающих над дешифровкой древних критских и пилосских письмен, написанных так называемым линейным письмом Б, носители крито-микенской культуры дали первые образцы письменности, донесшей до нас догомеровский греческий язык. Неизмерим вклад носителей крито-микенской культуры в сокровищницу мирового искусства.

     Гомеровский период 

     Период с XI по IX в. до н. э., следующий за эпохой падения крито-микенской цивилизации, именуют по-разному. Традиционно его называют гомеровским, поскольку поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются основным источником по данной эпохе. В последнее время в науке появился термин «предполисный период», акцентирующий внимание на условиях, которые привели к формированию главного феномена зарождающейся цивилизации – полиса. Этот период порой называют и «темными веками», потому что сведения об этой эпохе, по сравнению с данными о других этапах развития греческого общества, чрезвычайно скудны. 

     Сложный и противоречивый процесс культурного  развития Древней Греции в послемикенское время нельзя оценить однозначно. В области материальной культуры с внедрением железа во все сферы  хозяйственной и военной деятельности отмечается несомненный прогресс, который  нашел выражение в создании более  совершенных орудий труда, введении новых приемов в организацию  сельского хозяйства и новых  технологий в ремесленное производство. Наиболее наглядно это проявилось в  кузнечном ремесле, где использование  нового сырья – железной руды потребовало  значительного изменения традиционных способов обработки металлов, создания новых инструментов и оборудования. Если первоначально изделия из железа были лишь копиями бронзовых орудий труда и оружия, то впоследствии были найдены новые формы, использующие все преимущества железа.

     Однако  не все отрасли производства получили благоприятные возможности для  своего совершенствования. На развитие материальной культуры непосредственно влияло изменение структуры общества: исчезновение такого социального слоя, как дворцовая знать, уничтожение громоздких чиновничье-бюрократических структур при дворцах и утверждение более примитивного общественного устройства, опиравшегося на племенные и родовые организации. Многие ремесла, которые были непосредственно связаны с функционированием дворцовых служб, стали либо более примитивными (бронзолитейное дело, каменное строительство), либо вообще были утеряны (все виды монументального искусства, искусство фортификации, ювелирное дело). Камень в строительстве почти не применялся (стены возводили в основном из дерева, полом в доме служила плотно утрамбованная земля), а из бронзы делали только котлы и треножники.

     Исчезают  дворцы – исчезают и многие явления  духовной культуры. Наиболее наглядно это проявилось в утрате письменности ахейского общества (линейного письма Б). Времена глиняных табличек, из которых  составлялись собрания документов хозяйственной  отчетности дворцовой администрации, канули в Лету. Описанное Гомером  общество не знало грамоты. Знаки  письменности других народов предстают  для них непонятными, таинственными  и потому называются «зловещими знаками».

     Вместе  с микенскими дворцами осталось в  прошлом искусство настенных  росписей и вазописи, отражавшее живое  восприятие греками растительного  и животного мира. Художественное творчество этого периода выглядит довольно примитивным. Искусство опустилось до уровня простого ремесла. Изделия  украшают несложным геометрическим орнаментом, который не требует от работника таланта художника.

     Скульптура  в этот период представлена терракотовыми и бронзовыми статуэткамив основном предназначенными для культовых целей. Они наивны и схематичны: пропорции фигуры нарушены, лицо и тело переданы весьма условно. Создавались в это время и ксоаны – монументальные идолы. Это были грубо обработанные стволы дерева и большие куски камня с примитивно намеченными контурами головы и чертами лица.

     В «темные века», задолго до утверждения  «олимпийской» религии, впервые  наиболее полно отраженной в поэмах Гомера, возникает греческая языческая религияВ каждой общине имелся свой бог-покровитель, которого почитали как защитника от злых дел и враждебных помыслов людей и богов. На остальной территории Греции такой бог не считался всемогущим.Свою силу он должен был доказывать в борьбе с другими богами – покровителями соседних общин.

     Характерной чертой религиозных верований древних  греков в этот период являлся культ  предков, в котором важную роль играли погребальные церемонии и игры. Организация  поминальной церемонии мотивировалась священным долгом перед умершим, которого необходимо было похоронить с соблюдением всех норм, с тем чтобы он в загробной жизни ни в чем не нуждался. Кроме того, в случае гибели человека от руки убийцы долгом родственников было преследовать преступника до тех пор, пока смерть сородича не будет отомщена пролитием крови врага. Если этот порядок нарушить, то, по представлениям древних греков, обиженные духи будут преследовать родственников умершего, пока они не выполнят свой долг перед умершим и не совершат все религиозные обряды. В культе предков отчетливо выражена духовная атмосфера греческого общества в последний период существования первобытных отношений, когда формировались основные морально-этические нормы новой цивилизации. А культ местного бога-покровителя отражал то изолированное существование маленькой общины, которая должна была напрягать все силы, чтобы выжить в условиях постоянного противостояния враждебным силам природы и агрессивным нападкам соседей.

     Итак, гомеровский период – это, с одной  стороны, полный разрыв с традициями дворцовой жизни бронзового века, а с другой – реализация в новых  формах того огромного потенциала, который был накоплен греческим  обществом в прошлые периоды  истории. 

     Архаический период 

     Эпоха VIII—VI вв. до н. э. – это время наиболее интенсивного развития древнегреческой цивилизации. В течение этого периода перемены во всех областях жизни античной Греции – от экономики до культуры – были настолько масштабными и радикальными, что их совокупность часто называют архаической революциейМеняется весь облик греческого общества. Если к началу эпохи архаики это был традиционный, почти не прогрессирующий, немобильный, довольно простой по своей структуре социум, то к концу этой эпохи можно уже с полным правом говорить об обществе в высшей степени подвижном, сложном, в краткие по историческим меркам сроки догнавшем, а в ряде отношений даже обогнавшем в своем развитии страны Древнего Востока. На греческой земле снова складываются основы государственности. Но новые государственные образования принимают форму не дворцовых царств, как в микенскую эпоху, а полисов (государств античного типа в форме гражданской общины), что в дальнейшем обусловило специфику всей древнегреческой цивилизации.

     В результате ряда причин (далеко не все  из них до конца ясны ученым) в  Греции уже в первые века архаической  эпохи резко возросла численность  населения (это фиксируется археологическими данными, в частности количественным анализом погребений). Случился настоящий  демографический взрыв: за какой-нибудь век население Эллады увеличилось  в несколько раз. Нет сомнения, что значительный прирост населения  был следствием процессов, начавшихся в предыдущую, предполисную эпоху. Благодаря  отсутствию в этот период внешней  угрозы, постепенному, но неуклонному  росту благосостояния в результате внедрения во все сферы жизни  изделий из железа, греческому миру было даровано несколько столетий стабильной жизни.

     Развитие  полиса – нового социально-политического  феномена, гражданской общины, центром  которой был город, и распространение  полисного строя по всем регионам Средиземноморья вызвало радикальные  преобразования буквально во всех сферах жизни греческого общества. Особенно разительными были изменения в духовной сфере. Они знаменовали возникновение принципиально новой культуры. Практически одновременно с формированием полисного общества и его политических институтов возникают наука и философия, театр, художественная литература, происходят изменения в изобразительном искусстве и архитектуре. Все это способствует формированию новой системы ценностей, выражавшей богатый духовный мир гражданина античного общества. Эти изменения были настолько впечатляющими, что получили в науке название «греческое чудо».

     Отправной точкой для складывания культуры нового типа стало крушение микенского мира с его жестко регламентированной системой социально-культурных связей. Но многие культурные достижения, созданные  древними греками за тысячелетнюю историю  цивилизации бронзового века, не исчезли  бесследно. Они стали основой  для развития культуры античной Греции.

     В результате перехода от эпохи бронзы к железному веку были созданы  социально-экономические условия  для быстрого накопления общественного  богатства и появились возможности  для активной творческой деятельности каждого человека. Этому способствовало расположение Эллады в непосредственной близости к центрам древневосточных  цивилизаций, что позволило заимствовать многие достижения тысячелетней культуры Востока.

     Но, несомненно, главным событием этого  исторического периода явилась  «полисная революция». Складывание  типологически однородного полисного  мира на огромных просторах Средиземноморья привело к осознанию  культурной общности эллинов. Это давало возможность жителям любого полиса, оказавшимся в другом конце греческого мира, оставаться активными участниками культурного процесса.

Информация о работе Культурология. Русский язык и культура речи