Культурология. Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:31, реферат

Описание

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:
эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),
героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.),
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),
классический (V-ІV до н.э.),
эллинистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта (последняя третина ІV-І вв. до н.э.).

Содержание

1. Культура древних цивилизаций: Древняя Греция
2. Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи.
3. Упражнения

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 72.68 Кб (Скачать документ)

     Полис предоставил своим гражданам  неизвестную до сих пор в истории  человечества свободу, которая обеспечивала каждому человеку условия для многогранного творческого проявления личности. Лучше всего известно, как были освобождены от обременительного регулирования жизни извне граждане афинского общества. По словам Фукидида, в Афинах «люди наслаждаются свободой и каждому дана возможность устроить свою жизнь независимо». Это привело к уменьшению религиозного влияния на повседневную жизнь греков и их художественное творчество, к повышению роли светских форм жизни граждан. За несколько столетий духовная культура эллинов прошла огромный путь от религиозно-мифологического мышления, пронизанного первобытными суевериями, к научному и философскому постижению окружающего мира, что способствовало появлению свободного от традиций и канонов (в отличие от египетского) изобразительного искусства.

     В архаическую эпоху произошло  окончательное оформление греческой  религии и мифологии. Мифы, корни  которых уходят еще в первобытную  эпоху, были неразрывно связаны с  древнейшими обрядами и представляли собой первую попытку человека в  художественно-образной форме осмыслить  окружающий мир, который он населял  множеством существ, обладающих сверхъестественной силой. Для древнего человека миф  выступал в качестве священной истории, которая в религиозно-фантастической форме объясняла происхождение  и развитие мира и человека. Греческая  мифология отличалась богатством сюжетов  и дошла до нас в изложении  поэтов, историков и философов, которые  придали мифам морально-этическое  звучание (именно это отличает греческую  мифологию от древневосточной).

     В эпоху архаики окончательно сформировалась система религиозных верований, получившая название олимпийской религиитак как, по представлению эллинов, боги обитали на горе Олимп в Северной Греции. Об олимпийских богах, их функциях, взаимоотношениях, нравах и обычаях рассказали миру Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» и Гесиод в «Теогонии».

     В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецыкоторые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей.

     В эпоху архаики греки перешли  от религиозно-мифологического восприятия мира к научному, философскому объяснению организации космоса. Этому способствовало бурное развитие полисного общества. Усиление роли гражданского коллектива, активная позиция гражданина в политической жизни, в формировании условий своего повседневного существования, его  энергичная экономическая деятельность и освоение всего средиземноморского региона – этот новый социальный опыт требовал адекватного осмысления. Оно могло быть успешным только на основе светского и рационального видения мира.

     Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой  истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда  ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной  точкой их возникновения является появление  полиса. Если в начале периода архаики  Греция была страной первобытных, слабо  развитых в экономическом, политическом и культурном отношениях крохотных  сельских общин, то к концу этого  периода она создала государственность и стала страной полисов. Цивилизация Древней Греции – это прежде всего полисная цивилизация. 

     Классическая  эпоха

     Классическая  эпоха, особенно ее первая половина, V в. до н. э., стала для Греции временем наивысшего расцвета античной цивилизации – полисного строя. Буквально во всех сферах жизни – политической, культурной, экономической – Эллада была лидером, что признавалось всеми ее средиземноморскими соседями. Однако перед тем, как достигнуть пика процветания, страна и народ должны были пройти, пожалуй, через самое серьезное испытание в своей истории. Не успело завершиться формирование основных структур древнегреческого общества – полисов, как над Элладой нависла страшная опасность, поставившая под вопрос само существование античной цивилизации. Эта угроза исходила от великой персидской державы.

     Греко-персидские войны продолжались почти полвека. Когда же они завершились, стало  очевидно, что греческий мир уже  во многом не тот, каким он был до этого вооруженного столкновения двух великих цивилизаций. Если в эпоху  архаики древнегреческая цивилизация  еще находились в стадии формирования, то новая, классическая эпоха становится временем расцвета полисной цивилизации  античной Греции. И катализатором  этого процесса послужило длительное противостояние культуре ВостокаОсмысляя мир в рамках ментальной оппозиции «мы – они», характерной для традиционных обществ, а в данном случае подкрепленной обстоятельствами внешнего характера, греки и сами начали осознавать уникальность собственного пути развития, свою «непохожесть» на остальных

     Войны с персами укрепили полисное самосознание эллинов. В их менталитете стали  преобладать такие черты, как  полисный коллективизм, патриотизм, чувство  собственного достоинства гражданина. В то же время индивидуалистические составляющие системы этических  ценностей были оттеснены на второй план: в борьбе за выживание они  оказались, бесспорно, не столь необходимыми, как коллективистские тенденции. Не случайно в V в. до н. э. греческая литература, искусство и т. д. обращены не к частному, а к общему, изображают не конкретную личность, а создают обобщенный образ идеального героя.

     В классическую эпоху греческая культура достигает своего наивысшего расцвета. Это было непосредственно связано  с окончательным оформлением  классического полиса. Центральной  фигурой античной цивилизации стал новый культурно-исторический тип человека –полноправный и свободный гражданин полисаноситель новой системы ценностей. Именно античный человек создал уникальную культуру, ставшую основой современной мировой культуры. Он создал величайшие образцы художественной и духовной культуры, отражавшей его богатый внутренний мир.

     Культура  эпохи классики стала итогом интеллектуального  развития общества периода архаики. Была разрушена сковывавшая человека традиция, благодаря чему высвободилась  огромная творческая энергия, которую  античный человек блестяще реализовал в создании памятников культуры, имеющих  мировое значение. Наиболее точным выражением этой «энергии» стали произведения искусства эпохи высокой классики, отличавшиеся красотой формы и ясностью содержания. В художественной и духовной культуре классической эпохи была найдена и выражена идеальная мера гармонии, ритма, эстетических и этических оценок. 

     Эпоха эллинизма 

     У истоков эпохи эллинизма стоит личность (и это впервые в античной истории) – македонский царь Александр Великий (правил в 336—323 гг. до н. э.). Короткая, но насыщенная бурными событиями жизнь Александра, без сомнения, уникальна. Далеко не каждому даже из великих исторических деятелей доводилось стать не просто основателем нового государства, но воистину творцом нового мира, новой социокультурной «вселенной». На долю Александра выпала именно такая судьба.

     Эпоха эллинизма стала временем наибольшего территориального распространения античной цивилизацииПосле походов Александра Македонского раздвинулись границы известного грекам и освоенного ими мира.

     Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III—I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. Пожалуй, исключением, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам эллинизации, была Иудея

     Конечно, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны.

     Важным  фактором развития эллинистической  культуры было изменение политической ситуацииЖизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населенияно особенно это было характерно для «интеллигенции».

     Если  греческая культура прежних эпох была полисной, то в эпоху эллинизма  впервые можно говорить о складывании  единой мировой культуры 

     Заключение

     Достижения  античного общества легли в основу современной европейской цивилизации  и во многом предопределили пути ее развития. Полисная цивилизация выработала многие институты и категории, ставшие  основополагающими для современного общества.

     Среди достижений полисной цивилизации в  политической сфере центральное  место занимает понятие «гражданин»предполагающее наличие неотъемлемых прав и обязанностей каждого полноправного члена полиса. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятие свободы как высшей личностной ценности, в том числе политической свободы, олицетворявшей условия полноправного существования гражданина. Именно в античной Греции был успешно реализован первый опыт демократического республиканского устройстваАнтичная демократия, обеспечившая самое широкое и прямое участие граждан в управлении государством, до сих пор остается для современной демократии недосягаемым идеалом.

     Огромен вклад античного общества и в мировую культуру. Культура греко-римской античности по праву получила название классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Без преувеличения можно сказать, что нет ни одной сферы культуры, на которую не повлияли бы плодотворные идеи древних греков. Античная культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом. И эти духовные ценности, ориентированные на повседневную норму поведения, получили свое выражение в памятниках совершенной художественной формы.

     Исповедуя языческую религию, древние греки  свое образное видение картины мира выразили в яркой мифологии. Греческие мифы стали неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен.

     Греки «подарили» человечеству и науку как отдельную и самостоятельную сферу духовного творчества. И более того, в каждой из отраслей знания: философии, истории, астрономии, геометрии, медицине др. – они заложили основы научного изучения мира.

     Греки создали большинство литературных жанров, стали основоположниками театра, а разработанные ими принципы ордерной архитектуры широко использовались в архитектурных стилях последующих эпох. Достижения античной цивилизации лежат в основе всей европейской культуры, и без обращения к великому наследию прошлого невозможно полноценное развитие современного общества. 
 

 

     2.Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи. 

     Умение  четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой  речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для  людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и  телевидения, менеджеров, журналистов.

     Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с  людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.

     Что такое культура речи? – Под культурой  речи понимается: 
– соблюдение этики общения; 
– владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах 
– умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

Информация о работе Культурология. Русский язык и культура речи