Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:31, реферат
В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:
эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),
героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.),
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),
классический (V-ІV до н.э.),
эллинистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта (последняя третина ІV-І вв. до н.э.).
1. Культура древних цивилизаций: Древняя Греция
2. Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи.
3. Упражнения
Разговорный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
Художественный
стиль — функциональный стиль речи,
который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле
воздействует на воображение и чувства
читателя, передаёт мысли и чувства автора,
использует всё богатство лексики, возможности
разных стилей, характеризуется образностью,
эмоциональностью речи.
"Грубое и резкое
обрагцение закрывает перед нами все двери
и все сердца, а любезное, учтивое, приличное
служит талисманом, перед которым отворяются
все двери и все сердила как старых, так
и молодых людей".
Одна из составляющих культуры речи – этичность, или речевой этикет. В этой связи невольно возникает вопрос: как связаны между собой этикет и культура общения? Этикет – это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам. Понятие «культура общения» более ёмкое, чем понятие «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями.
Таким
образом, неотъемлемой составляющей речевой
культуры является речевой этикет,
потому что речевой этикет – важный
элемент всякой национальной культуры.
В языке, в речевом поведении,
устойчивых формулах общения отложился
богатый народный опыт, неповторимость
обычаев, образа жизни, условий быта
каждого народа. Различные национальные
и социальные группы вырабатывают свои
правила поведения, вносят свой колорит
в общепринятые поведенческие принципы.
Речевой
этикет является вербальным (словесным)
выражением уважительного отношения к
людям. Всегда и везде нам сопутствует
слово. От того, как и что мы говорим, зависят
наши деловые и личностные контакты. В
профессиональной подготовке педагога
необходимы владение нормами и правилами
речевого этикета, умение работать с воспитанниками
и их родителями через слово. Не умея определить
место и допустимость профессиональных
выражений в публичном выступлении, не
зная законов ораторского искусства или
эристики, не задумываясь о речевой форме
своего высказывания, человек попадает
в смешное положение, нередко вызывающее
недоумение или раздражение со стороны.
УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1.Подберите
определения, правильно согласуйте их
с приведенными ниже словами, укажите
род им. сущ, выделите окончания в определениях:
Задание 2. Укажите, какие из приведенных ниже существительных имеют форму единственного числа. Поставьте эти сущ. в форму ед. числа (Именительный падеж).
Подмостки - подмосток, шахматы, брюки, яблони - яблоня, цветы - цветок, ножницы, очки, качели, лекарства - лекарство, гантели - гантель, сливки, цвета - цвет, сонеты - сонета.
Задание 3. Выберите нужную форму, устно дайте стилистическую характеристику возможных вариантов. Рядом с заданным предложением запишите это же предложение уже в исправленном виде.
1. Актер был
(естественен, естествен) в
Задание 4. Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данным существительным. Укажите возможные варианты.
Задание 5. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.
Задание 6. Составьте
словосочения, поставив заключенные в
скобках слова в нужном падеже с предлогом
или без предлога.
Задание 7. Укажите
ошибки, связанные с управлением и выбором
предлога, исправьте предложения. Подчеркните
исправленные слова.
Задание 8. Найдите
и объясните ошибки в употреблении деепричастия
и деепричастного оборота. Исправьте предложения.
Задание 9. Расставьте ударения в следующих
словах:
Задание 10. Выберите подходящее по
смыслу слово. Запишите предложения уже
в исправленном виде.
Задание 11. Восстановите паронимические пары, устно объясните значение каждого слова.
авантюрный – авантюриновый; венец – венок; доходный – доходчивый; иронический – ироничный; болотный – болотистый; каменистый – каменный; опечатка – отпечаток; сталагмит – сталактит.
Задание 12. Найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов. Исправьте текст. Запишите предложения в исправленном виде.
1.После тяжелого
приступа больной начал отходить.-
После тяжелого приступа
больной начал выздоравливать.
Задание 13. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения. Напишите предложения в исправленном виде. 1.Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.- Фирма объявила о вакансии главного бухгалтера. 2.До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения.- До сих пор неизвестно, кто же автор этого уникального творения.
Задание 14. Устно укажите значения слов, подберите и запишите к ним слова-синонимы русского происхождения.
Адекватный – разумный; лояльный – согласный; позитивный – хороший; спонтанный – неожиданный; тривиальный – безвкусный; фатальный – неизбежный.
Задание 15. Найдите профессионализмы и жаргонизмы, подчеркните. Там, где это возможно и целесообразно, подберите к ним синонимы общелитературного языка и запишите их рядом со словом в скобках.
1.Тридцать пять цветных и тоновых репродукций войдут в первый альбом; второй объединит сорок восемь факсимильно (точно) воспроизведенных рисунков.
2.Необходимо поставить еще один укол.( Необходимо сделать еще одну инъекцию.)
Задание 16. Укажите
предложения, в которых допущены смысловые
ошибки. Объясните, в чем они заключаются.
Запишите предложения в исправленном
виде.
Список используемой литературы:
Интернет-ресурсы:
1. http://lib.rus.ec
Информация о работе Культурология. Русский язык и культура речи