Культурология. Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:31, реферат

Описание

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:
эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),
героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.),
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),
классический (V-ІV до н.э.),
эллинистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта (последняя третина ІV-І вв. до н.э.).

Содержание

1. Культура древних цивилизаций: Древняя Греция
2. Культура речи. Нормативные, коммуникативные и этические аспекты культуры речи.
3. Упражнения

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 72.68 Кб (Скачать документ)

     Разговорный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторымимикажесты, окружающая обстановка.

     Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. 

      "Грубое и резкое обрагцение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердила как старых, так и молодых людей".                                        

                                                                                 С. Смайлс

     Одна из составляющих культуры речи – этичность, или речевой этикет. В этой связи невольно возникает вопрос: как связаны между собой этикет и культура общения? Этикет – это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам. Понятие «культура общения» более ёмкое, чем понятие «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями.

     Таким образом, неотъемлемой составляющей речевой  культуры является речевой этикет, потому что речевой этикет – важный элемент всякой национальной культуры. В языке, в речевом поведении, устойчивых формулах общения отложился  богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. Различные национальные и социальные группы вырабатывают свои правила поведения, вносят свой колорит  в общепринятые поведенческие принципы.                  

     Речевой этикет является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям. Всегда и везде нам сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты. В профессиональной подготовке педагога необходимы владение нормами и правилами речевого этикета, умение работать с воспитанниками и их родителями через слово. Не умея определить место и допустимость профессиональных выражений в публичном выступлении, не зная законов ораторского искусства или эристики, не задумываясь о речевой форме своего высказывания, человек попадает в смешное положение, нередко вызывающее недоумение или раздражение со стороны. 
 

 

УПРАЖНЕНИЯ 

Задание 1.Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами, укажите род им. сущ, выделите окончания в определениях:                                                                                                  Бюллетень (муж. р.) избирательный                                                                                     Мозоль (жен. р.) старая                                                                                                                Депо (ср.р.) трамвайное                                                                                                Табель (муж.р.) рабочий                                                                                                        Купе (ср.р.) уютное                                                                                                           Тюль (муж.р.) красивый

Задание 2. Укажите, какие из приведенных ниже существительных имеют форму единственного числа. Поставьте эти сущ. в форму ед. числа (Именительный падеж).

Подмостки - подмосток, шахматы, брюки, яблони - яблоня, цветы - цветок, ножницы, очки, качели, лекарства - лекарство, гантели - гантель, сливки, цвета - цвет, сонеты - сонета.

Задание 3. Выберите нужную форму, устно дайте стилистическую характеристику возможных вариантов. Рядом с заданным предложением запишите это же предложение уже в исправленном виде.

1. Актер был  (естественен, естествен) в своем  поведении. Актер был естествен в своем поведении.                                                                               2. Старый лес (величественен, величествен). Старый лес величествен.                                              3. Директор школы (ответственен, ответствен) за каждого ученика. Директор школы ответственен за каждого ученика.

Задание 4. Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данным существительным. Укажите возможные варианты.

  1. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание. - Обеим ученицам дали дополнительное задание. Обоим ученикам дали дополнительное задание.
  2. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих соревнованиях. -  Оба спортсмена победили в этих соревнованиях. Два спортсмена победили в этих соревнованиях. Двое спортсменов победили в этих соревнованиях.                        3.  (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку. -  Пять автомобилей закончили гонку.                                                                                                 4.Олимпиада длилась (три, трое; день). - Олимпиада длилась три дня. Олимпиада длилась трое суток.

Задание 5. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.

  1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви.
  2. Не то снег, не то град выпадет завтра.
  3. Любопытство, а не жажда познания взяло верх.

Задание 6. Составьте словосочения, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже с предлогом или без предлога.                                                       1.Согласно (распоряжение, приказ, решение).- Согласно распоряжению; согласно приказу; согласно решению.                                                        2.Благодаря (выступление, успех).- Благодаря выступлению; благодаря успеху.                                                                                                                    3.Вопреки (просьба, предположение). – Вопреки просьбе; вопреки предположению.

Задание 7. Укажите ошибки, связанные с управлением и выбором предлога, исправьте предложения. Подчеркните исправленные слова.                                    1.Придя со школы, Леночка сразу же побежала в бассейн.- Придя из школы, Леночка сразу же побежала в бассейн.                                                       2.Согласно милицейского протокола водитель был оштрафован.- Согласно с милицейским протоколом водитель был оштрафован.

Задание 8. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.                                                           1.Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают. – Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.                                        2.Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом. После встречи с Хлебниковым в душе Ромашова наступил перелом.

Задание 9. Расставьте ударения в следующих словах:                         балованный, баловать, безвременье, ветеринария, генезис, жизнеобеспечение, каталог, каталожный, камбала, меньшинства (о нациях), обеспечение, позвоним, позвонит, принять, принял, приняла, приняли, средства, средствам феномен, эксперт, экспертный, языковой (барьер, институт, школа).

Задание 10. Выберите подходящее  по смыслу слово. Запишите предложения уже в исправленном виде.                                                                                                        1. Мы решили купить квартиру и обратились за помощью к риэлтеру.                            2. Предвыборная кампания в самом разгаре.                                                                          3. Он был специалистом высокого класса - настоящий профи.                                                4. Во вчерашнем фильме ничего не было кроме перестрелок, он типичный боевик.                                                                                                                                   5. Он очень корректный человек, поскольку всегда ведет себя предельно вежливо и тактично.

 Задание 11. Восстановите паронимические пары, устно объясните значение каждого слова.

авантюрный – авантюриновый; венец – венок; доходный – доходчивый; иронический – ироничный; болотный – болотистый; каменистый – каменный; опечатка – отпечаток; сталагмит – сталактит.

Задание 12. Найдите ошибки в употреблении  выделенных многозначных слов и омонимов.  Исправьте текст. Запишите предложения в исправленном виде.

1.После тяжелого  приступа  больной начал отходить.- После тяжелого приступа  больной начал выздоравливать.                                                                                   2.  Врач обошёл седьмую палату.- Врач осмотрел больных из седьмой палаты.                                                                      3.Обстановка выглядит мрачной.- Интерьер выглядит мрачным.

Задание 13. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения. Напишите предложения в исправленном виде.  1.Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.-      Фирма объявила о вакансии главного бухгалтера.                                              2.До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения.- До сих пор неизвестно, кто же автор этого уникального творения.

Задание 14. Устно укажите значения слов,  подберите и запишите  к ним слова-синонимы русского происхождения.

Адекватный  – разумный; лояльный – согласный;  позитивный – хороший; спонтанный – неожиданный; тривиальный – безвкусный;  фатальный – неизбежный.

Задание 15. Найдите профессионализмы и жаргонизмы, подчеркните. Там, где это возможно и целесообразно, подберите к ним синонимы общелитературного языка и запишите их рядом со словом в скобках.

1.Тридцать пять  цветных и тоновых репродукций  войдут в первый альбом; второй  объединит сорок восемь факсимильно (точно) воспроизведенных рисунков.

2.Необходимо поставить еще один укол.( Необходимо сделать еще одну инъекцию.)

Задание 16. Укажите предложения, в которых допущены смысловые ошибки. Объясните, в чем они заключаются. Запишите предложения в исправленном виде.                                                                                                                                       1.За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.- За такие деньги драгоценности с бриллиантами не купишь.                                                                                  2.Мы ехали по узкому проселочному автобану.- Мы ехали по узкой проселочной дороге.  

 

Список используемой литературы:

Интернет-ресурсы:

1. http://lib.rus.ec                                                                                                              2. www.i-u.ru                                                                                                                                 3. http:// moy-bereg.ru                                                                                              4. http://www.countries.ru                                                                                           5. http://ru.wikipedia.org                                                                                          6. http://www.elek-67.ru                                                                                                 7. http://konan.3dn.ru                                                                                                      8. http://www.gumer.info                                                                                                   9. http://rulinguistic.com                                                                                               10. http://lib.ololo.cc                                                                                                               11. www.abc-people.com 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культурология. Русский язык и культура речи