Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 17:02, курс лекций
Работа содержит краткий обзор тем по дисциплине "Культурологии".
ТЕМА 1. Культурология как наука
1.
Предмет культурологиии
Культурология изучает:
- Объективные закономерности культурного процесса (мирового и национального).
- Факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении, сохранении и трансляции культурных ценностей
-
Памятники и явления
- Тенденции и процессы развития мировой культуры.
Культурология-молодая
наука с еще не до конца определившимся
предметом и «размытыми»
2.
Связь культурологии
с другими науками
- Антропология, социология, психология, философия и история внесли и вносят свой вклад в развитие культурологических теорий.
Культурантропология изучает развитие общества под воздействием культуры.Особое внимание она уделяет проблемам взаимодействия культур, аккультурации.
Если социология изучает закономерности развития общества и его функционирования, то социология культуры изучает функционирование культуры в определенном социуме.
Этнография изучает национально-этническое своеобразие народов в их материальной и духовной культуре, в быту; происхождение (этногенез) народов, их межкультурные контакты и пр.
История народа тесно связана с историей развития его культуры.
Философия культуры как раздел философии заложила в 18-19 вв. основы культурологии как самостоятельной науки. Философия занимается общими проблемами культуры в ее сопоставлении с природой, обществом, человеком. История изучает процесс культурных изменений во времени и пространстве в конкретных областях духовного производства и духовной жизни общества.. Культурология имеет свой предмет изучения .
3. Разделы культурологии:
- культурогенез изучает происхождение (генезис) культуры, исторические этапы ее развития. Делится на разделы «История мировой культуры» и «История национальных культур».
- онтология культуры изучает современные культурологические теории; предмет и сущность культуры; ее понятия; структуру культуры и ее функции.
- морфология культуры изучает типы и формы культур для осознания ее целостности;
-
прикладная культурология. Со второй
половины XX в. стала очевидной прагматическая
ценность знаний об общем и специфическом,
статическом и динамическом в культуре.
Эти знания стали применяться в различных
сферах человечечкой деятельности:
в межкультурной коммуникации, в дипломатии,
в военном деле и пр.
4. Этапы становления культурологии:
Наука
о культуре появилась в результате
длительного развития культурологической
мысли (КМ). Границей между донаучным
и научным развитием
Этапы:
- этнографический (1800-1860 ). Это период начала описания обычаев этносов.
- эволюционистский (1860-1895). Устанавливается связь между эволюцией мировой культуры и эволюцией общества. Возникают догадки о цикличности культурно-исторического процесса.
- исторический (1895-1925). Нет еще четкого разграничения между развитием истории и культуры. Стремление понять культуру как целостное явление. Начало изучения отдельно взятого общества и его культуры, с целью объяснения развития этого общества. На научно-историческом этапе становится ясно различие между историческим и культурным развитием. В 18 в. вопросами культуры занимались философы Кант, Гегель, Гердер, Шопенгауэр, Ницше и др.
Конец XIX – начало XX вв. – время рождения собственно культурологии. Первым культурологом считается Э.Тайлор - английский этнограф и историк первобытной культуры, один из основоположников теории эволюционизма.
- прагматический (со второй половины 20 в. по настоящее время). Изучается ценность общего (универсального) и специфического в культуре. Развитие конкретно- культурологических знаний.
Термин
«культурология» введен в 1909 г. американским
культурологом Лесли
Уайтом.
ТЕМА
2. Культурологическая
мысль от античности
до XX века
1.
Появление понятия
«культура»
До этапа появления культуры был период «некультуры», т.е. отсутствия культуры.
В первобытной культуре еще не было понятия «культура».
Первые представления о культуре появились у древнегреческих философов и на Востоке в Ветхом Завете. У философов-софистов впервые были противопоставлены природа и культура, где под культурой имелись в виду нравственные и др. нормы и обычаи.
Античность: слово cultura имела материальное значение (обработка земли). Слово «пайдейя» относилось к духовному миру и означало образованность +воспитанность+гражданские качества.
В Древнем Риме Цицерон впервые свел понятие «культура» к духовному. Культура – это проявление творческих сил человека, стремление к возвышенному.
В средние века в основе понятия «культура» лежал культ Бога, а также культ рыцарства, доблести, чести, достоинства. Душа, дух стали объектами внимания и интереса.
В эпоху Возрождения вернулись к античному представлению о культуре.
В 15-17 вв. важные географические открытия в Америке, Африке, Океании столкнули европейцев с людьми на низкой ступени социально-культурного развития и возникла проблема: почему эти люди в культурном отношении так резко отличались от европейцев.
В
17 в. немецкий юрист С.Пуффендорф
выделил «культуру»
в качестве самостоятельного
понятия для обозначения
результатов деятельности
общественного человека. Культура была
противопоставлена естественному (природному)
состоянию человека, как противостояние
человека дикой стихии природы.
2.
Культурологическая
мысль 18 - начала 20 вв.
В
18 в., в Эпоху Просвещения, главную
роль стали отводить науке,
просвещению. Возникло критическое
отношение к возвышенным идеалам предыдущих
эпох, критика сущности культуры, которая
привела к отходу человека от естественной
среды. Центр духовной жизни этой эпохи
– Франция. Французские философы Вольтер,
Дидро, Руссо. Руссо: «Культура делает
человека рабом».
В немецкой классической
философии – рациональная трактовка
основополагающих идей философии культуры.
Проблемы культуры рассматривали философы
И.Кант, И.-Г.Гердер, Г.-В.-Ф.
Гегель, а также А.Шопенгауэр,
Ф.Ницше, Г.Риккерт и др.
Идея «чистого разума» - душа кантианства. В критической философии И.Канта различаются два мира: мир явлений, т.е. природы, «феноменов» и мир свободы, непознаваемых «вещей в себе», «ноуменов». Человек относится к обоим мирам и является не простым феноменом, а ноуменом - он носитель должного и в то же время творец, создатель того, чего никогда не было до него.
В основе определения понятия «культура» у Канта лежат моральные принципы. Сущность культуры – это преодоление животного начала разумом и прежде всего – моральными принципами. По Канту, культура – это путь человека из природы в царство свободы. Она соединяет эти два мира. Культура – это гуманистическое предназначение человека.
Гердер подчеркивал просветительскую миссию культуры (Культура – это и возделывание почвы, и просвещение, и свет). Ему принадлежит сама идея своеобразия национальных типов культур.
Г.В.Ф.Гегель выделялся среди других философов обостренным вниманием к развитию духовной культуры человечества, рассматривал его как постепенное закономерное развитие творческой силы мирового духа, мирового разума. Каждая культура для него – это этап равития Всемирного Духа, Разума. Человек включается в мир культуры только через развитие разума, через познание законов природы и общественного развития, через философию. Основная его работа – «Феноменология духа».
К.Маркс и Ф.Энгельс, следуя во многом за Гегелем, считали культуру формой практической деятельности человека по преобразованию природы. В то же время культура, по их мнению, самостоятельна, поскольку человек создает ее, имея перед собой цели и идеалы.
Романтики Ф.Шеллинг и Ф.Шлегель выносили на первый план эстетическую функцию культуры, в которой главное место занимает искусство, возвышающееся над наукой и нравственностью. Именно они разрабатывали проблемы различия и соотношения разных национальных культур. Они же разрабатывали идею существования общечеловеческой культуры как наднационального и надысторического целого.
О.Конт,
основатель философского направления
позитивизма, считал, что эволюция является
единственным способом «нормального»
развития, отрицал
позитивность скачков
и революций в истории. Его мысль
о том, что «идеи управляют
миром», нашли свое отражение в конце
20-начале 21 вв.
В
18-19 вв.возникли частные науки о культуре
(востоковедение, археология,
этнография), историки писали труды
по истории цивилизации.Религия также
стала предметом научного изучения.
Конец 19-начало 20 вв. – период разрушения классической модели культуры, период переоценки всех ценностей человечества (требование Ф.Ницше), в первую очередь морали и культуры, период бурного развития разных философских учений (психоанализ Фрейда, аналитическая психология его ученика Юнга, идея «сверхчеловека» Ницше и др.), отрицающих положительное воздействие культуры на человека. Человеческие страсти, инстинкты, желания стали выступать в качестве двигателей истории. Роль творца была вынесена на первый план. Психоаналитик Фрейд утверждал, что культура подавляет человека и заставляет его жить по законам, противоречащим его интересам.
К.Юнг, разработавший свою «аналитическую психологию», ввел понятие «архетипа», универсалий (напр, образы матери, отца, мудреца, демона,бога, добра и зла и др.), присущие всем, но специфические в каждой культуре. Они формируют «коллективное бессознательное». Архетипы приходят к человеку через его сны, образы, мифы, художественные произведения.Важнейшим архетипом является целостность человека как индивидуальности.
Символом
индивидуальности он
считает квадрат,
заключенный в круг. Юнг не признает
того, что потеряв собственную символику,
Запад бросился перенимать символику
Востока и искать новых богов, но путь
этот порочен. Нужно вернуться к собственной
культуре. В настоящее время «архетипы»
рассматриваются как один
из языков культуры.
Фрейд
считал, что коллективное бессознательное
давит на человека и подавляет его «Я».
Запретные влечения и страхи вытеснены
в бессознательное и вследствие этого
вызывают болезни, т.к. стремятся вылезти
наружу, но не могут. Эти
запреты – результат
культурного процесса.
Ф.Ницше
(1844-1900) излагал свою теорию «сверхчеловека»
как смысла жизни. Культура – это маски,
которые напяливает на себя человек и
от которых надо освободиться. Подлинная
культура – это освобождение
от ложных ценностей,
от фальши в первую очередь
науки и религии. «Бога нет, он умер!
Нет ни черта, ни преисподней! ...не бойся
ничего!»- говорит он в своей работе «Так
говорил Заратустра».
В последней трети 19 в. пошло деление единой культуры на две: естественно-научную и гуманитарную. Был разработан ценностный (аксиологический) подход к пониманию культуры.