Лекции по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 17:02, курс лекций

Описание

Работа содержит краткий обзор тем по дисциплине "Культурологии".

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

                              КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ  ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

 
 

ТЕМА 1. Культурология как наука

1. Предмет культурологиии 

   Культурология изучает:

   - Объективные закономерности культурного процесса (мирового и национального).

   - Факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и   развитием  культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении, сохранении и трансляции культурных ценностей

   - Памятники и явления материальной  и духовной культуры.

   - Тенденции и процессы развития мировой культуры.

   Культурология-молодая  наука с еще не до конца определившимся предметом и «размытыми» границами. В ней,  как в любом гуманитарном знании, не может быть абсолютной истины. 

   2. Связь культурологии  с другими науками 

   - Антропология, социология, психология, философия и история внесли и вносят свой вклад в развитие культурологических теорий.

   Культурантропология изучает развитие общества под воздействием культуры.Особое внимание она уделяет проблемам взаимодействия культур, аккультурации.

   Если  социология изучает закономерности развития общества  и его функционирования, то социология культуры изучает функционирование культуры в определенном социуме.

   Этнография  изучает национально-этническое своеобразие народов в их материальной и духовной культуре, в быту; происхождение (этногенез) народов, их межкультурные контакты и пр.

   История народа тесно связана с историей развития его культуры.

   Философия культуры как раздел философии заложила в 18-19 вв. основы культурологии как самостоятельной науки. Философия занимается общими проблемами культуры в ее сопоставлении с природой, обществом, человеком. История изучает процесс культурных изменений во времени и пространстве в конкретных областях духовного производства и духовной жизни общества.. Культурология имеет свой предмет изучения .

   3. Разделы культурологии:

   - культурогенез изучает происхождение (генезис) культуры, исторические этапы ее развития. Делится на разделы «История мировой культуры» и «История национальных культур».

   - онтология культуры изучает современные культурологические теории; предмет и сущность культуры; ее понятия; структуру культуры и ее  функции.

   - морфология культуры изучает  типы и формы культур для  осознания ее целостности;

   - прикладная культурология. Со второй половины XX в. стала очевидной прагматическая ценность знаний  об общем и специфическом, статическом и динамическом в культуре. Эти знания стали применяться в различных сферах человечечкой деятельности:  в межкультурной коммуникации, в дипломатии, в военном деле и пр. 

   4. Этапы становления культурологии:

   Наука о культуре появилась в результате  длительного развития культурологической мысли (КМ). Границей между донаучным  и научным развитием культурологии  выступает 18 в. Истоки КМ возникли еще у античных греков (I тысячелетие до н.э.)

     Этапы:

    этнографический (1800-1860 ). Это период начала описания обычаев этносов.

   - эволюционистский (1860-1895). Устанавливается связь между эволюцией мировой культуры и эволюцией общества. Возникают догадки о цикличности культурно-исторического процесса.

   - исторический (1895-1925). Нет еще четкого разграничения между развитием истории и культуры. Стремление понять культуру как целостное явление. Начало изучения отдельно взятого общества  и его культуры, с целью объяснения развития этого общества. На научно-историческом этапе становится ясно различие между историческим и культурным развитием. В 18 в. вопросами культуры занимались философы  Кант, Гегель, Гердер, Шопенгауэр, Ницше и др.

   Конец XIX – начало XX вв. – время рождения собственно культурологии. Первым культурологом считается Э.Тайлор - английский этнограф и историк первобытной культуры, один из основоположников теории эволюционизма.

   - прагматический (со второй половины 20 в. по настоящее время). Изучается ценность общего (универсального) и специфического в культуре. Развитие конкретно- культурологических знаний.

   Термин  «культурология» введен в 1909 г. американским культурологом Лесли Уайтом. 

   ТЕМА 2.  Культурологическая мысль  от античности до XX века 

   1.  Появление понятия  «культура» 

   До  этапа появления культуры был период «некультуры», т.е. отсутствия культуры.

   В первобытной культуре еще не было понятия «культура».

   Первые  представления  о культуре появились  у древнегреческих философов и на Востоке в Ветхом Завете. У философов-софистов впервые были противопоставлены природа и культура, где под культурой имелись в виду нравственные и др. нормы и обычаи.

   Античность: слово cultura имела материальное значение (обработка земли). Слово «пайдейя» относилось к духовному миру и означало образованность +воспитанность+гражданские качества.

   В Древнем Риме Цицерон впервые свел понятие «культура» к духовному. Культура – это проявление творческих сил человека, стремление к возвышенному.

   В средние века в основе понятия «культура» лежал культ Бога, а также культ рыцарства, доблести, чести, достоинства. Душа, дух стали объектами внимания и интереса.

   В эпоху Возрождения  вернулись к античному представлению о культуре.

   В 15-17 вв. важные географические открытия в Америке, Африке, Океании столкнули европейцев с людьми на низкой ступени социально-культурного развития и возникла проблема: почему эти люди в культурном отношении так резко отличались от европейцев.

   В 17 в. немецкий юрист С.Пуффендорф выделил «культуру» в качестве самостоятельного понятия для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура была противопоставлена естественному (природному) состоянию человека, как противостояние человека дикой стихии природы. 

   2. Культурологическая мысль 18 - начала 20 вв.  

   В 18 в., в Эпоху Просвещения,   главную роль стали отводить науке, просвещению. Возникло критическое отношение к возвышенным идеалам предыдущих эпох, критика сущности культуры, которая привела к отходу человека от естественной среды. Центр духовной жизни этой эпохи – Франция. Французские философы Вольтер, Дидро, Руссо. Руссо: «Культура делает человека рабом». 

     В немецкой классической философии – рациональная трактовка основополагающих идей философии культуры. Проблемы культуры рассматривали философы И.Кант, И.-Г.Гердер, Г.-В.-Ф. Гегель, а также А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, Г.Риккерт и др.  

   Идея «чистого разума» - душа кантианства. В критической философии И.Канта  различаются два мира: мир явлений, т.е. природы, «феноменов» и мир свободы, непознаваемых «вещей в себе», «ноуменов». Человек относится к обоим мирам и является не простым феноменом, а ноуменом - он носитель должного и в то же время творец, создатель того, чего никогда не было до него.

     В основе определения понятия  «культура» у Канта лежат моральные принципы. Сущность культуры – это преодоление  животного начала разумом и прежде всего – моральными принципами. По Канту, культура – это путь человека из природы в царство свободы. Она соединяет эти два мира. Культура – это гуманистическое предназначение человека.

   Гердер подчеркивал просветительскую миссию культуры (Культура – это и возделывание почвы, и просвещение, и свет). Ему принадлежит сама идея своеобразия национальных типов культур.

   Г.В.Ф.Гегель выделялся среди других философов обостренным вниманием к развитию духовной культуры человечества, рассматривал его как постепенное закономерное развитие творческой силы мирового духа, мирового разума. Каждая культура для него – это этап равития Всемирного Духа, Разума. Человек включается в мир культуры только через развитие разума, через познание законов природы и общественного развития, через философию. Основная его работа – «Феноменология духа».

   К.Маркс  и Ф.Энгельс, следуя во многом за Гегелем, считали культуру формой практической деятельности человека по преобразованию природы. В то же время культура, по их мнению, самостоятельна, поскольку человек создает ее, имея перед собой цели и идеалы.

   Романтики Ф.Шеллинг и Ф.Шлегель  выносили на первый план эстетическую функцию культуры, в которой главное место занимает искусство, возвышающееся над наукой и нравственностью. Именно они разрабатывали проблемы различия и соотношения разных национальных культур. Они же разрабатывали идею существования  общечеловеческой культуры как наднационального и надысторического целого.

   О.Конт, основатель философского направления позитивизма, считал, что эволюция является единственным способом «нормального» развития, отрицал позитивность скачков и революций в  истории. Его мысль о том, что «идеи управляют миром», нашли свое отражение в конце 20-начале 21 вв.  

   В 18-19 вв.возникли частные науки о культуре (востоковедение, археология, этнография), историки писали труды по истории цивилизации.Религия также стала предметом научного изучения. 

   Конец 19-начало 20 вв. – период разрушения классической модели культуры, период переоценки всех ценностей человечества (требование Ф.Ницше), в первую очередь морали и культуры, период  бурного развития разных философских учений (психоанализ Фрейда, аналитическая психология его ученика Юнга, идея «сверхчеловека» Ницше и др.), отрицающих положительное воздействие культуры на человека. Человеческие страсти, инстинкты, желания стали выступать в качестве двигателей истории. Роль творца была вынесена на первый план. Психоаналитик Фрейд утверждал, что культура подавляет человека и заставляет его жить по законам, противоречащим его интересам.

   К.Юнг, разработавший свою «аналитическую психологию», ввел понятие «архетипа», универсалий (напр, образы матери, отца, мудреца, демона,бога, добра и зла и др.), присущие всем, но специфические в каждой культуре. Они формируют «коллективное бессознательное». Архетипы приходят к человеку через его сны, образы, мифы, художественные произведения.Важнейшим архетипом является целостность человека как индивидуальности.

   Символом  индивидуальности он считает квадрат, заключенный в круг. Юнг не признает того, что потеряв собственную символику, Запад бросился перенимать символику Востока и искать новых богов, но путь этот порочен. Нужно вернуться к собственной культуре. В настоящее время «архетипы» рассматриваются как один из языков культуры. 

   Фрейд считал, что коллективное бессознательное давит на человека и подавляет его «Я». Запретные влечения и страхи вытеснены в бессознательное и вследствие этого  вызывают болезни, т.к. стремятся вылезти наружу, но не могут. Эти запреты – результат культурного процесса.  

   Ф.Ницше (1844-1900) излагал свою теорию «сверхчеловека» как смысла жизни. Культура – это маски, которые напяливает на себя человек и от которых надо освободиться. Подлинная культура – это освобождение от ложных ценностей, от фальши в первую очередь науки и религии. «Бога нет, он умер! Нет ни черта, ни преисподней! ...не бойся ничего!»- говорит он в своей работе «Так говорил Заратустра». 

   В последней трети 19 в. пошло деление единой культуры на две: естественно-научную и гуманитарную. Был разработан  ценностный (аксиологический) подход к пониманию культуры.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"