Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 17:02, курс лекций
Работа содержит краткий обзор тем по дисциплине "Культурологии".
Религия – последовала за мифом .Главное в религии – вера в сверхъестественное, в Бога, в чудо, в то, что невозможно понять разумом. Установившись, религия начинает влиять на культуру, изменять ее (например, влияние христианства или ислама).
Искусство – возникло и существовало параллельно с мифом и религией. Это художественная интерпретация явлений окружающего мира. Искусство обогащает культуру духовными ценностями, отражающими идеалы своего времени. Искусство может играть и конструктивную роль, и деструктивную. Искусство создает потенциал для развития в человеке культуры.
Наука – один из важных институтов
в структуре культуры. К науке человек
пришел через мифы, религию и философию.
Наука подтверждает достоверность и истинность
знаний и действует как цивилизующая
сила, а культура – как одухотворяющая
сила.
5. Природа и культура
Человек
направил свою деятельность прежде всего
на преобразование природы. Далее он
стал отражать ее в своем творчестве,
создавая вторую, искусственную природу.
Вне естественной природы невозможно
было появление культуры.
6.Человек, природа и культура
Природа покоряет человека своей красотой и разнообразием. Человек, познавая природу, покоряет ее, и в то же время он покоряется ею.
Культура формирует человека, создает новый тип эстетически развитого окультуренного человека. Разумный человек не может существовать вне культуры.
Природа и человек в древние
времена не были отчуждены
друг от друга. Культура, отражая
природу, в то же время отчуждает его от
природы. Она делает своим объектом природу
(в литературе и искусстве), начиная понимать
одновременно, что природа нуждается в
защите. Так возникает экологическая
культура. Ее задача – ввести знание об
отношении человека и природы в систему
ценностей культуры.
7. Культура и общество
Человек живет в мире, который представляет собой сложную систему «природа - общество», культура же функционирует на всех уровнях этой системы.
Культура
влияет не только на
природу, но и на общество,
социум. Возникла она вследствие развития
общественных потребностей. Человек стал
создавать духовные ценности, а общество
собирало их и транслировало следующим
поколениям. В свою очередь культура влияет
на общество, меняя его взгляды, подходы,
отношения к культуре.
8. Культура, личность , общество
Личность
можно характеризовать через
ее культурное богатство. Культурное богатство
личности – это включение культурных
ценностей в его личную деятельность.
Общество должно стимулировать этот
процесс. Если оно это делает, то
культура проявляется в поведении человека.
Если общество безразлично относится
к этой проблеме, мы становимся свидетелями
резкого падения культурного
уровня как отдельной
личности, так и общества
в целом.
Человек – это субъект культуры, ее носитель и продуцент. Субъектом могут быть не только отдельные личности, но и группы, организации, даже целые объединения (государство, партия, союзы и др.), этносы и все человечество.
Человек
– творец культуры,
ее носитель и
ее творение.. Культура есть реализация
человеческого творчества и свободы. Человек
через культуру открывает и изменяет мир
и самого себя. Значит, его можно охарактеризовать
и как творение культуры.
Одновременно он является и объектом
культуры: он отражает эпоху, взгляды,
нормы, мышление времени, в котором он
живет. Личности творят культуру, культура
создает личности.
Человек
не рождается культурным существом.
Культура усваивается человеком
в течение всей жизни. Инкультурация
– это процесс формирования личности,
в ходе которого он усваивает ценности
своего окружения и создает собственные
ценности. Инкультурация бывает первичной
(в период детства) и вторичной, которая
охватывает всю оставшуюся жизнь. Именно
в детстве закладываются основы будущей
окультуренности человека. Вторичная
инкультурация накладывается на то, что
было получено в детстве.
9. Культурная картина мира:
Каждый человек взаимодействует с миром и носит в себе представление о мире, которое отражается в его сознании в виде картины мира. Эта картина может быть научной, языковой, культурной. В зависимости от уровня образованности и наличия или отсутствия у человека потребностей к познанию, культурная картина мира может быть широкой или узкой.
Культурная картина мира - это то, каким видит мир культуры человек - носитель определенной культуры, т.е. какая в нем существует система понятий, ценностей, норм и оценок в области мировой культуры.
Существует и национальная культурная картина мира – она отражает национальные особенности мировосприятия и отражается в сознании, языке и культуре данного народа.
Культурная
картина мира включает в себя всю
совокупность опыта, полученного данным
народом на протяжении всей истории
его существования.Она
Онтология
культуры – это
проблема отражения
культурной картины
мира.
10. Языки культуры
Языками культуры являются:
- разного рода знаковые системы: слово, язык (сленги, научный язык, разговорный и др), жесты, архитектурные объемы, математические знаки, символические знаки, цветовая гамма, музыкальные знаки;
- символы – знаки, отражающие наиболее существенное в образе (ангх, свастика, крест и др). Культуру можно назвать символическим опытом человечества;
- архетипы культуры, универсалии. Например, дихотомии добро-зло, справедливость – несправедливость, мужчина-женщина, боги-демоны, преступление –наказание/возмездие и др.;
- универсальные аллегории: тринитарность (из 3 частей, например, индуистский бог Шива-Тримурти; в христианстве Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух и др.), такие понятия как Мировое дерево, Страшный суд и др.
11. Компоненты культуры
Культура состоит из 4 основных элементов:
- Понятия (концепты) – они содержатся в языке и помогают упорядочить опыт людей. Но у разных народов разные представления о мире и его организации, поэтому многие понятия не совпадают и имеют много различий, что отражается в языке.
- Отношения – они помогают осознать, как эти понятия связаны между собой. Например, Земля и Солнце. Земля вращается вокруг Солнца. Однако до Коперника система отношений между ними была иная.
- Ценности – невозможно их охарактеризовать однозначно. Ценностью могут быть важные идеи, культ.-историч. стандарты (которые могут меняться в разные эпохи), тип «достойного» поведения, т.е. морально-нравств. нормы, конкретные духовно-матер. ценности и др. Различные культуры отдают предпочтение разным ценностям.
- Нормы – регулируют взаимодействие людей, их поведение, заставляя считаться с ценностями культуры. Законы помогают сохранить нормы.
Традиции и обычаи также включаются в понятие культуры.
ТЕМА 6. Представления о культуре. Культура и культ. Культурные формы в различных сферах жизни.
1. Обыденные представления о культуре нередко связывается с тактичностью, деликатностью, воспитанностью, образованностью, ее связывают с городской жизнью и т.д.
Культура – понятие многоплановое. Можно выделить религиозно окрашенные культуры (христианская, ислам, буддизм и др.); формационные (культура эпохи Моголов – в Индии); социально-классовые (дворянская, буржуазная, пролетарская и др.); по профессиональным признакам (коммерческая, врачебная и др.).
В любой культуре можно выделить в качестве самостоятельных единиц ее более мелкие единицы деятельности.Это субкультуры, например, молодежная, городская, сельская, национальная. Субкультуры не вступают в конфронтацию с основной культурой. Если есть конфронтация, то речь уже идет о контркультуре.
2.Культура и культ
Культура всегда имеет два среза: светский и религиозный.Светская культ. мирская.
Термин культура произошел от слова культ
3. Диалог культур
Культура проявляет себя во всей своей специфике только в общении культур друг с другом, т.е. в диалоге (М.Бахтин). Зная только свою культуру, невозможно судить о культурах других стран. Сторонники диалога культур считают, что культура одной страны находится на границе с другими культурами не только своего времени, но и других эпох. Современная мир. культура – это сплав многих самобытных культур разных цивилизационных регионов. Диалог осуществляется синхронно (одномоментно, пространственно) и диахронно (прошлое-настоящее-будущее, т.е. во времени.). Прошлое включается в настоящее, настоящее переходит в будущее.
Диалог
культур – это средство
коммуникации, позволяющее их сблизить,
чтобы избежать между ними конфронтации,
возможной в XXI в.
4. Традиции и новации в культуре
С точки зрения деятельностной (технологической) концепции культуры для ее характеристики необходимы понятия, которые вышли из разных областей знания. Это такие понятия, как схема, код, матрица, канон, эталон, парадигма, стереотип, норма и традиция становятся алгоритмами культуры.
Культурная
традиция – это одна из центральных
категорий философии культуры.Это то,
что обеспечивает накопление, трансляцию
и сохранение культурных ценностей. Наличие
традиций показывает «окультуренность»
человека в тех формах жизни, которые
характерны для данного общества. Традиции
стабилизируют общество,
т.к. воспроизводят прошлое
в настоящем и дают возможность
опереться сегодняшнему
поколению на опыт прошлого.
В традиционных культурах источник культуры – древние книги (Упанишады- в Индии, Авеста в Иране, Повесть о Гильгамеше у шумеров и др.) В нетрадиционных (западных) культурах источником знания становится наука, знания, имеющие своего автора.
Культурные новации – это это способ обновления знаний. Культура – открытая система и не может держаться только на традициях, поскольку эти традиции могут быть подкорректированы, преобразованы, могут перейти в иное под воздействием новых знаний. Дихотомия традиций и новаций – одно из важнейших свойств культурного процесса. Творческое начало побеждает традиции и рождает новации.
ТЕМА 7. Морфология культуры
1. Предмет раздела «Морфология культуры».
Морфология культуры – раздел культурологии, который изучает типичные формы культуры, выявляет целостность внутреннего строения культуры. Культура представлена 4 элементами: духовная культура, материальная, физическая и социальная.
Духовная культура – это идеология, наука, мораль, духовное общение, художественное творчество и религия. Это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты этой деятельности (новые идеи, новые знания, духовные ценности).
В духовной культуре выделяют 4 сферы:
- первая сфера - проективная деятельность; она имеет культурную ценность (чертежи Леонардо да Винчи) и предшествует практической деятельности..Объектом моделирования может стать и сам человек, когда разрабатываются новые модели обучения и воспитания.
Вторая сфера духовной культуры – способы познавательной деятельности человека, это прежде всего его научная деятельность. В процессе образования происходит процесс передачи и усвоения новых знаний.
Третья
сфера – ценностно-