Лекции по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 17:02, курс лекций

Описание

Работа содержит краткий обзор тем по дисциплине "Культурологии".

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

   Религия – последовала за мифом .Главное в религии – вера в сверхъестественное, в Бога, в чудо, в то, что невозможно понять разумом. Установившись, религия начинает влиять на культуру, изменять ее (например, влияние христианства или ислама).

     Искусство –  возникло и существовало параллельно с мифом и религией. Это художественная интерпретация явлений окружающего мира. Искусство обогащает культуру духовными ценностями, отражающими идеалы своего времени. Искусство может играть и конструктивную роль, и деструктивную. Искусство создает потенциал для развития в человеке культуры.

     Наука – один из важных институтов в структуре культуры. К науке человек пришел через мифы, религию и философию. Наука подтверждает достоверность и истинность знаний и действует как цивилизующая сила, а культура – как одухотворяющая сила.  

   5.  Природа и культура

   Человек направил свою деятельность прежде всего  на преобразование природы. Далее он стал отражать ее в своем творчестве, создавая вторую, искусственную природу. Вне естественной природы невозможно было появление культуры.  

   6.Человек, природа и культура

   Природа покоряет человека своей красотой и  разнообразием. Человек, познавая природу, покоряет ее, и в то же время он покоряется ею.

   Культура  формирует человека, создает новый тип эстетически развитого окультуренного человека. Разумный человек не может существовать вне культуры.

     Природа и человек в древние  времена не были отчуждены  друг от друга. Культура, отражая природу, в то же время отчуждает его от природы. Она делает своим объектом природу (в литературе и искусстве), начиная понимать одновременно, что природа нуждается в защите. Так возникает экологическая культура. Ее задача – ввести знание об отношении человека и природы в систему ценностей культуры. 

   7. Культура и общество

   Человек живет в мире, который представляет собой сложную систему «природа - общество», культура  же функционирует  на всех уровнях этой системы.

   Культура  влияет не только на природу, но и на общество, социум. Возникла она вследствие развития общественных потребностей. Человек стал создавать духовные ценности, а общество собирало их и транслировало следующим поколениям. В свою очередь культура влияет на общество, меняя его взгляды, подходы, отношения к культуре. 

   8. Культура, личность , общество

   Личность  можно характеризовать через  ее культурное богатство. Культурное богатство  личности – это включение культурных ценностей в  его личную деятельность. Общество должно стимулировать этот процесс. Если оно это делает, то  культура проявляется в поведении человека. Если общество безразлично относится к этой проблеме, мы становимся свидетелями резкого падения культурного уровня как отдельной личности, так и общества в целом. 

   Человек – это субъект культуры, ее носитель и продуцент. Субъектом могут быть не только отдельные личности, но и группы, организации, даже целые объединения (государство, партия, союзы и др.), этносы и все человечество.

   Человек – творец культуры, ее носитель и ее творение.. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы. Человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя. Значит, его можно охарактеризовать и как творение культуры. Одновременно он является и объектом культуры: он отражает эпоху, взгляды, нормы, мышление времени, в котором он живет. Личности творят культуру, культура создает личности. 

   Человек не рождается культурным существом. Культура усваивается человеком  в течение всей жизни. Инкультурация – это процесс формирования личности, в ходе которого он усваивает ценности своего окружения и создает собственные ценности. Инкультурация бывает первичной (в период детства) и вторичной, которая охватывает всю оставшуюся жизнь. Именно в детстве закладываются основы будущей окультуренности человека. Вторичная инкультурация накладывается на то, что было получено в детстве. 

   9. Культурная картина  мира:

   Каждый  человек взаимодействует с миром и носит в себе представление о мире, которое отражается в его сознании в виде  картины мира. Эта картина может быть научной, языковой, культурной. В зависимости от уровня образованности и наличия или отсутствия у человека потребностей к познанию, культурная картина мира может быть широкой или узкой.

   Культурная картина мира - это то, каким видит мир культуры человек - носитель определенной культуры, т.е. какая в нем существует система понятий, ценностей, норм и оценок в области мировой культуры.

     Существует и национальная культурная картина мира – она отражает национальные особенности мировосприятия  и отражается в сознании, языке и культуре данного народа.

   Культурная  картина мира включает в себя всю  совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории  его существования.Она соответствует  уровню познания мира и отражается в философских, языковых и культурологических категориях. Культурная картина мира отличается от научной картины мира, т.к. в ней важны только те научные представления, которые нужны в обычной, обыденной жизни.

   Онтология культуры – это  проблема отражения  культурной картины  мира.  

   10. Языки культуры

   Языками культуры являются:

   - разного рода знаковые системы: слово, язык (сленги, научный язык, разговорный и др), жесты, архитектурные объемы, математические знаки, символические знаки, цветовая гамма, музыкальные знаки;

   - символы – знаки, отражающие наиболее существенное в образе (ангх, свастика, крест и др). Культуру можно назвать символическим опытом человечества;

   - архетипы культуры, универсалии. Например, дихотомии добро-зло, справедливость – несправедливость, мужчина-женщина, боги-демоны, преступление –наказание/возмездие и др.;

   - универсальные аллегории: тринитарность (из 3 частей, например, индуистский бог Шива-Тримурти; в христианстве Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух и др.), такие понятия как Мировое дерево, Страшный суд и др.

   11. Компоненты культуры

   Культура  состоит из 4 основных элементов:

   - Понятия (концепты) – они содержатся в языке и помогают упорядочить опыт людей. Но у разных народов разные представления о мире и его организации, поэтому многие понятия не совпадают и имеют много различий, что отражается в языке.

   - Отношения – они помогают осознать, как эти понятия связаны между собой. Например, Земля и Солнце. Земля вращается вокруг Солнца. Однако до Коперника система отношений между ними была иная.

   - Ценности – невозможно их охарактеризовать однозначно. Ценностью могут быть важные идеи, культ.-историч. стандарты (которые могут меняться в разные эпохи), тип «достойного» поведения, т.е. морально-нравств. нормы, конкретные духовно-матер. ценности и др. Различные культуры отдают предпочтение разным ценностям.

   - Нормы – регулируют взаимодействие людей, их поведение, заставляя считаться с ценностями культуры. Законы  помогают сохранить нормы.

     Традиции и обычаи также включаются в понятие культуры.

    ТЕМА 6.  Представления о культуре. Культура и культ. Культурные формы в различных сферах жизни.

   1. Обыденные представления  о культуре нередко связывается с тактичностью, деликатностью, воспитанностью, образованностью, ее связывают с городской жизнью и т.д.

   Культура  – понятие многоплановое. Можно  выделить религиозно окрашенные  культуры (христианская, ислам, буддизм и др.); формационные (культура эпохи Моголов – в Индии); социально-классовые (дворянская, буржуазная, пролетарская и др.); по профессиональным признакам (коммерческая, врачебная и др.).

   В любой культуре можно выделить в качестве самостоятельных единиц ее более мелкие единицы деятельности.Это субкультуры, например, молодежная, городская, сельская, национальная. Субкультуры не вступают в конфронтацию с основной культурой. Если есть конфронтация, то речь уже идет о контркультуре.

   2.Культура  и культ

   Культура  всегда имеет два среза: светский и религиозный.Светская культ. мирская.

   Термин культура произошел от слова культ

   3. Диалог культур

   Культура  проявляет себя во всей своей специфике  только в общении культур друг с другом, т.е. в диалоге (М.Бахтин). Зная только свою культуру, невозможно судить о культурах других стран. Сторонники диалога культур считают, что культура одной страны находится на границе с другими культурами не только своего времени, но и других эпох. Современная мир. культура – это сплав многих самобытных культур разных цивилизационных регионов. Диалог осуществляется синхронно (одномоментно, пространственно) и диахронно (прошлое-настоящее-будущее, т.е. во времени.). Прошлое включается в настоящее, настоящее переходит в будущее.

   Диалог  культур – это средство коммуникации, позволяющее их сблизить, чтобы избежать между ними конфронтации, возможной в XXI в.  

   4. Традиции и новации  в культуре

   С точки зрения деятельностной (технологической) концепции культуры для ее характеристики необходимы понятия, которые вышли из разных областей знания. Это такие понятия, как схема, код, матрица, канон, эталон, парадигма, стереотип, норма и традиция становятся алгоритмами культуры.

   Культурная  традиция – это одна из центральных категорий философии культуры.Это то, что обеспечивает накопление, трансляцию и сохранение культурных ценностей. Наличие традиций показывает «окультуренность» человека  в тех формах жизни, которые характерны для данного общества. Традиции стабилизируют общество, т.к. воспроизводят прошлое в настоящем и дают возможность опереться сегодняшнему поколению на опыт прошлого. 

   В традиционных культурах источник культуры – древние книги (Упанишады- в Индии, Авеста в Иране, Повесть о Гильгамеше у шумеров и др.) В нетрадиционных (западных) культурах  источником знания становится наука, знания, имеющие своего автора.

   Культурные  новации – это это способ обновления знаний. Культура – открытая система и не может держаться только на традициях, поскольку эти традиции могут быть подкорректированы, преобразованы, могут перейти в иное под воздействием новых знаний. Дихотомия традиций и новаций – одно из важнейших свойств культурного процесса. Творческое начало побеждает традиции и рождает новации.

   ТЕМА 7. Морфология культуры

   1. Предмет раздела  «Морфология культуры».

   Морфология  культуры – раздел культурологии, который изучает типичные формы культуры, выявляет целостность внутреннего строения культуры. Культура представлена 4 элементами: духовная культура, материальная, физическая и социальная.

   Духовная  культура – это идеология, наука, мораль, духовное общение, художественное творчество и религия. Это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты этой деятельности (новые идеи, новые знания, духовные ценности).

   В духовной культуре выделяют 4 сферы:

   - первая сфера - проективная деятельность; она имеет культурную ценность (чертежи Леонардо да Винчи) и предшествует практической деятельности..Объектом моделирования может стать и сам человек, когда разрабатываются новые модели обучения и воспитания.

   Вторая  сфера духовной культуры – способы познавательной деятельности человека, это прежде всего его научная деятельность. В процессе образования происходит процесс передачи и усвоения новых знаний.

   Третья  сфера – ценностно-ориентационная деятельность. Человек должен осознавать ценность знаний, творений, ценность самого мира культуры, в котором он живет.

Информация о работе Лекции по "Культурологии"