Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 17:02, курс лекций
Работа содержит краткий обзор тем по дисциплине "Культурологии".
Здесь
можно говорить о подсистемах
этой сферы – морально-нравственной
культуре (системе отношений людей
ко всем сторонам жизнедеятельности и
друг к другу); художественной
культуре (в ней отражаются все виды
человеческой деятельности). В ней представлены
все функции культуры.(ценностная,
Составляющие духовной культуры: политическая культура, правовая, эстетическая, этическая (нравственная), философская и религиозная.
Ценности духовной культуры могут быть предметными, материальными (замки, дома, дворцы, вещи и пр. К ним относятся и процессы, важные для человека; нормы, обычаи и традиции; идеалы; знания.
Материальная культура –результат материальной деятельности человека. Это средства производства, орудия труда, способы создания средств производства и потребления. Это машины, постройки, одежда, военная техника и пр. Все это обеспечивает условия для нормальной жизни человека.
Материальная культура изучается через реальные предметы (современные и древние); изображения реальных предметов в рисунках, на фото, в кинодокументах; через макеты и модели, а также игрушки, копии реальных предметов (в могилах фараонов, например); письменные источники также дают информацию о предметах материальной культуры.
Материальные
и духовные компоненты культуры тесно
связаны друг с другом. Все материальное
оказывается реализацией духовного, а
духовное приобретает материальную
оболочку.
Физическая культура – культура гендерных взаимоотношений, культура воспроизводства человеческого рода. Это физкультура и спорт, т.е. развитие физических возможностей человека, а также культура лечения и профилактики здоровья.
Социальная культура - раскрывается в социальных отношениях, в социальной структуре общества, в организации политич. власти, в правовых нормах, в типах управления, в поведении правителей и др.
Выделяют также политическую культуру, - это совокупность феноменов сознания, политич. поведения, формирование и функционирование государства и политических институтов и т.д.
Правовая культура должна формировать отношение к закону как к культурной ценности.
2.Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы культуры:
- элитарная (высокая);
- народная (фольклор);
- массовая.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества, творцами, выделившимися из общей массы. С ними связан прорыв в будущее (Дягилевские балетные сезоны в Париже; объединение «Мир искусства» в 10-е гг.XX в. в России и др.).
Фольклор, или народная культура включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы.
Массовая культура – это коммерческая культура, ориентированная на низкий вкус малообразованной толпы. Блестящий анализ психологии масс дан в замечательной книге испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».
Культура
есть способ отношения человека к
миру. Она позволяет человеку совершенствовать
свой внутренний мир и делать нравственный
выбор. Выбор человека отражает его
внутреннюю культуру.
3. Статика и динамика культуры
Статика – это состояние покоя, неизменности культуры, а динамика – это ее развитие. Статика в культуре – это сохранение в неизменности ее научных, религиозных, моральных , национальных, трудовых и др. традиций. Динамика – это обновление общества и культуры. Сочетание статики и динамики характеризует развитие культуры. В период становления и зрелости индустриального общества мыслителей интересует статическая сторона развития общества. Традиции – это результат инерционности в культуре. Они необходимы для изучения предыдущего опыта и его трансляции следующим поколениям. Благодаря традициям разивается общество.
В период заката индустриального общества культурологи изучают проблемы динамики, циклов развития общества и культуры, кризисов в культуре, путей их преодоления. (Тойнби, Сорокин, Шпенглер, Ницше), ибо культура не может существовать, не меняясь.
3. Взаимодействие культур.Членение мира культуры. Противопоставление Запад-Восток.
Взаимодействие культур (аккультурация) –это процесс их взаимообмена, взаимовлияния и образования в результате новых элементов культуры, а также новых культур.
Заимствование является инновацией для той культуры, которая производит его. Новые ценности развивают культуру. Культурное заимствование может быть органическим (когда заимствованное не просто используется, но и реализуются идеи, принципы, технологии, умения, взятые у других народов), как, например, это сделали японцы. Россия в 17 в. стала использовать материальный и духовный потенциал Западной Европы для собственной европеизации и модернизации.
Завоевания европейцами стран Нового Света и других земель, миграция народов приводили и приводят к столкновению цивилизаций.
При встрече двух культур возможна ассимиляция, т.е. слияние с другим народом путем усвоения его этнических признаков и утраты своих, или культурная экспансия, т.е. принудительное распространение идеологии, религии и других проявлений духовной жизни (в Турции по отношению к армянам).
В XX в. в условиях формирования глобальной мировой культуры началась мирная культурная экспансия со стороны США. Только диалог культур спасет мир от глобальных противоречий. Особое значение приобретает межконфессиональное общение. По словам Г.Померанца «в этом мире мировые религии... стоят перед необходимостью диалога для сближения. Этого сближения пока нет, и религиозные различия сплошь и рядом почти во всех кровавых конфликтах современности используются как знамя войны».
Одной из закономерностей развития культуры является ее «биполярность». Два полюса культуры противостоят друг другу, но одновременно взаимодополняются. Наличие дихотомии Восток-Запад характерно для мировой культуры. В то же время увлечение Востоком всегда было характерно, например, для русской культурной мысли.
Принципиальные различия между Западом и Востоком:
1. В исторической динамике. Цивилизация зародилась в IV-III тысячелетии на Востоке (Египет, Месопотамия). Античность породила Запад и вывела его в лидеры. В III-V вв. н.э. вырывается вперед Восток вплоть до позднего средневековья. Затем начинает доминировать Запад, а Восток переживает застой. Лишь со второй половины XIX в. начинается процесс модернизации и европеизации Востока (Японии, Турции, Индии и др. стран). Начинается их сближение с Западом.
2. В месте и роли традиции и традиционных ценностей. На Западе властвует инновационное начало, динамика развития. На Востоке – доминирует традиция с ее застывшими ценностями и образом жизни. Традиция – духовный стержень существования Востока.
Традиционность
– это преклонение перед
3. В характере, роли и судьбах науки. Восточная наука не признавалась наукой со стороны Запада. Она носила религиозно-нравственный характер, была связана с чувственным опытом человека и не нуждалась в эксперименте. Она была гуманитарна и смыкалась с религиозной идеологией.
4. В религиозной сфере. Запад – это христианство, Восток – несколько религий: арабо-исламская, индо-буддийская и китайско-конфуцианская. Ислам близок христианству, а последние две иногда рассматриваются как философские доктрины..Религия на Востоке не только формировала внутренний мир человека, но и оказывала влияние на экономику, политику, право, социальные отношения и образ жизни людей.
5. В месте и роли личности, в ее отношениях с миром и природой, в ценностных ориентациях.
Для Запада характерен антропоцентризм: человек – основа мироздания, он имеет свободу воли и выбора. Для Востока в центре мироздания находится высшая воля, сверхъестественное начало. Человек должен постичь это начало, слившись с ним. Восточный человек находится в гармонии с природой и не выделяет себя из нее. Отсюда и возникают отличия в менталитете – доминантной установке массового сознания человека Запада и Востока..
Представитель Запада ориентирован на личный успех, проявление своей индивидуальности, личное благополучие. Восточный человек ощущает себя частью общего, подчиняется раз и навсегда установленному порядку.
6. В структурных характеристиках культуры. Для Запада характерна внутренняя оппозиция в культуре (массовая-элитарная), наличие субкультур. Для Востока характерна однородность внутри одной общности с преобладанием традиционных и религиозных элементов. Статичность культуры Востока мешает ее обновлению. Западная культура постоянно обновляется.
4. Современное общество, переход от индустриального к постиндустриальному
1. Концепция постиндустриального общества разработана Р.Ароном (1963) и является одной из наиболее влиятельных концепций исторического развития.
По его теории, история человечества – это последовательность двух стадий – аграрной и индустриальной. Он не считает, что для исторического процесса обязательна смена одной формации другой (по К.Марксу, капитализм должен уступить место социализму). Эти формации имеют одни и те же цели – развитие средств производства, поэтому они рано или поздно сблизятся. Падение СССР доказало правоту теории Р.Арона.
Концепцию Р.Арона дополнили социологи З.Бжезинский и Д.Белл (70-е годы XX в.), высказавшие идею о переходе индустриального общества на новый этап – постиндустриальный. Этот этап отличается тем, что в его основе лежит сфера обслуживания, основной формой организации становится университет, на первый план выступает деятельность ученых ( Д.Белл). Он считает, что если в традиционном обществе социальную организацию осуществляет церковь и армия, в индустриальном – фирма и корпорация, бизнесмены, то в постиндустриальном мире берет на себя функции социального планирования и разработки социальных инноваций.именно университет, т.е. ученые и специалисты. В этом обществе возникает понимание необходимости гуманизации, стабилизации и гармонизации взаимодействия людей, поскольку в обществе нарастают конфликты на почве неравномерности распределения богатства и решать эти конфликты становится труднее.
З.Бжезинский и А.Тоффлер считали, что в современном мире наиболее важное значение имеет техника. А.Тоффлер разработал концепцию «третьей волны» (он не принимал термина «постиндустриальное общество» и рассуждал об аграрной, индустриальной и постиндустриальной волнах), где характеризует всплеск влияния техники на общественную жизнь и ее ценности. По Тоффлеру, развитие техники высвободит время для человека, создаст новые, человечные технологии и увеличит ценность информации, будут стираться границы между производством и потреблением. Образование в таком обществе станет более гибким и индивидуализированным.
В современном обществе в связи с развитием компьютерной техники появилась новая концепция информационного общества, где ведущей становится умственная технология, т.е. широкое использование вычислительной техники для решения задач, постоянное ускорение способов обмена информацией и увеличение числа людей, вовлеченных в этот процесс.
Образование
в современном обществе унифицируется,
происходит его гуманизация
и гуманитаризация. Значение высшего
образования усиливается с каждым годом.