Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 17:02, курс лекций
Работа содержит краткий обзор тем по дисциплине "Культурологии".
Риккерт
считает, что из биологии
не складываются такие
понятия, как ценность
истины, нравственности,
красоты, а следовательно,
и ценности науки, искусства
и самой жизни.
В
последней трети 19
в. были переосмыслены взгляды Канта
и Гегеля и совершен поворот от власти
чистого разума к индивидуальному духу.
Человек стал рассматриваться
как самостоятельный
субъект истории, индивидуальный
дух, который реализует
себя в культуре.
ТЕМА 2. Культурологическая
мысль XIX-XX вв.
XX век стал веком развития культурологии как самостоятельной науки с ее пониманием культуры. Ученые выдвинули проблемы: как определить понятие «культура», каково происхождение культуры и каков был процесс ее развития.
Понятия культура и цивилизация относятся к основным понятиям культурологии. В XX в. в связи с развитием техногенной цивилизации наступил период резкого падения культуры.
Термин цивилизация появился в XVIII в. До XX в. он употреблялся как синоним слова культура. Затем понятие об их соотношении изменилось. Сегодня термин цивилизация употребляется в 3 значениях:
- как синоним слова культура (Тайлор, Фрейд);
- как противопоставление культуре (Шпенглер, Бердяев);
- как их взаимодействие.
Цивилизация – это сила вещей, а культура – связь людей (М.Пришвин).
Культура
и цивилизация безусловно взаимосвязаны.
Цивилизация включает в себя все многообразие
культуры. Культура – код цивилизации.
Цивилизация может погибнуть (как древнегреческая,
древнеримская и др.), а культура
фрагментарно может
сохраниться и существовать
долговременно, войдя
в последующие культуры.
По
классификации ЮНЕСКО сегодня в
мире существует 6
основных цивилизаций: европейская,
северо-американская, дальневосточная,
арабо-мусульманская, индийская, тропическо-африканская
и латиноамериканская
Лучшим
определением понятия «культура» считается
определение эволюциониста Э.Тайлора:
«культура слагается
Тайлор считал, что культура развивается по аналогии с естественно-историческим, биологическим процессом, что все народы, независимо от уровня их развития, вносят свой вклад в мировую культуру. Следует отметить, что культура для Тайлора сводилась только к духовной культуре, не включающей материальную. Тайлор стремился показать универсальное на пути развития мировой культуры, не отрицая наличие индивидуальных особенностей отдельных культур. Целью Тайлора было показать культурное единство и единообразие развитие человечества на пути от «дикости» к «цивилизации».
Как уже было сказано, определены основные подходы к этим двум понятиям: культура тождественна цивилизации; культура отличается от цивилизации, они взаимосвязаны.
Немецкий
философ О.Шпенглер
считал, что в основе
концепции лежит понятие
культура. Она развивается как живой
организм, состоит из отдельных культур,
которые замкнуты и не взаимодействуют.
Каждая культура самоценна. Все культуры
равнозначны. Развиваются они не циклично,
а равномерно, проходя периоды подъема
и спада. Подъем –
это культура. Спад –
это цивилизация, закат культуры. Основной
труд Шпенглера – «Закат Европы». Здесь
он предсказал гибель старой европейской
культуры и ее перерастание в цивилизацию,
которая завершится смертью. Такова судьба
любой культуры.
Философ
А.Вебер (1864- 1920) был противником теории
Шпенглера о том, что цивилизация – это
смерть культуры, и считал, что культура
и цивилизация – это
два различных измерения
человеческого бытия, т.е. они взаимосвязаны.
Н.Я.Данилевский (1822-1885) признает историческое разнообразие культур и различие их внутреннего содержания. Прогресс не составляет исключительной привилегии Запада, или Европы, а застой- Азии (автор – противник европоцентризма, превозносящего преимущество западной культуры).Он не признает деления мировой истории на периоды древней, средней и новой истории. Такое деление нельзя применять к всемирной истории. В противовес такому делению им разработана концепция «культурно-исторического типа» (КИТ) – т.е. самобытных цивилизаций в хронологическом порядке их появления. Среди них есть типы уединенные (Китай и Индия) и преемственные (как Египет, ассиро-вавилонский тип, греческий и др.- всего 6). Прогресс в уединенных типах не распространялся вне этой страны (напр., достижения индийцев в алгебре дошли до Европы намного позже). Ученый говорит также об «отрицательных деятелях человечества» (гунны, монголы, турки), которые помогли уничтожить умирающие цивилизации. КИТ по Данилевскому составляет всякое племя или семейство народов с единым языком или группой языков, близких между собою, если оно уже вышло из младенчества и по своим духовным задаткам способно к развитию. Кроме того, оно должно обладать политической самостоятельностью.
Россию он не относит к Европе,
рассматривая ее как
КИТ
как живой организм рождаются, становтся
зрелыми, стареют, дряхлеют и должны погибнуть.
Таким образом, Данилевский считал, что
нет единой мировой
цивилизации, есть только
отдельные КИТ. Главное его сочинение
– «Россия и Европа».
Немецкий философ К.Ясперс (1883-1963) выдвинул философскую концепцию «осевого времени», которая дала основание для выделения «мировых цивилизаций», отличающихся от цивилизаций.
По Ясперсу, существует ось мировой истории (800-200 гг.до н.э.), когда духовный процесс произвел резкий переворот в истории. «В это время параллельно во многих странах (Китай, Индия, Иран, Палестина, Греция) были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий ( в эпоху Хань в Китае заложено конфуцианство, при Ашоке в Индии – буддизм, в эпоху Августа – эллинистическо-римская образованность) и везде шел процесс универсальности».
Начало осевого времени – это исчезновение великих культур древности. Они вошли рядом элементов в новые культуры и этим сохранились в них.
В
осевое время главным
является общее в историческом
развитии, разработка
принципов человеческой
жизни.
Русский
историк, географ, востоковед Л.Н.Гумилев
считает, что история этносов (этническая
история) состоит из «начал» и «концов».
Концепция «мутагенеза» (возникновения
нового этноса как следствие мутации этносов)
говорит о том, что вследствие такой мутации
(пассионарного толчка) внутри популяции
возникает некоторое количество людей
- это «пассионарии». Они стремятся
изменить окружающее. Пассионарии создают
новые религии, научные теории, художественные
произведения, вырабатывая новый стереотип
мышления, поведения, способствуют созданию
нового этноса.
Для современного понимания культуры
важна игровая теория
культуры, которую разработал
нидерландский историк и философ Й.Хейзинга
(1872-1945) Он считает игру основой и источником
культуры. Игра старше
культуры. Основные черты игры присутствуют
и в мире животных. Она же присутствует
ао всех формах человеческой деятельности,
в том числе и в рациональной – философии,
праве, искусстве, этике и др.
В
работах Э.Кассирера
(1874-1945) выявлена способность передать
через символы значение окружающих
человека вещей и действий. Символы определяют
отношение человека к миру.
А.Тойнби (1889-1975 ) – британский историк, философ истории. Разработал концепцию развития мировой истории. Для него существовало понятие цивилизация, а не культура. Разработал собственную концепцию развития цивилизаций: мировая цивилизация – результат развития мировой истории. Если будет создана мировая религия, то мировая история может привести к мировой цивилизации.
Его
теория «вызовов и
ответов» дает объяснение тому,
почему цивилизации возникали в трудных
географических условиях, как они развивались
и почему погибали. По Тойнби, большинство
цивилизаций обречено на гибель, лишь
западный мир еще, быть может, жив, а остальные
цивилизации мертвы или полумертвы.
ТЕМА 3. Современные культурологические теории и методы (XX в.)
На смену концепциям классической философии пришли новые антропоцентристские концепции человека и культуры.
Русский
философ И.А.Бердяев
важную роль отводил национальности,
поскольку человек осознает себя через
свою национальность. Он не может быть
человеком вообще. Национальность объединяет
людей больше, чем всякого рода общественные
организации. Говоря о русском характере,
он обращал внимание на его двойственность:
наличие в нем языческой
стихии (от необъятности страны) и
аскетического православия (церковь
учила аскезе, отрицанию богатства и служению
идеалам). Отмечал недостатки русского
характера и их крайние способы проявления.
Этнометодология
Г.Гарфинкеля изучает смысловые
контексты повседневного взаимодействия
людей на микросоциальном уровне. Обыденные
взаимодействия основаны на неосознанных
«фоновых ожиданиях». Их можно наблюдать
только при столкновениями с иными по
смыслу установками поведения в «антропологически
чуждой среде».
Философия
диалога М.М.Бахтина и др.
исходит из идеи Гуссерля о принципиальной
недоступности чужого сознания нашему
сознанию. Только при контакте с Другим,
Чужим возможно приближение к нему. Любая
культура существует на границе с другой
культурой. Любая культура – это диалог
культур.
К середине XX в. возникло новое направление структурализма. Стуктурализм исходит из идеи, что человеком управляют неосознанные смысловые структуры, зашифрованные в языке. Сама культура структурирована как язык. Все в ней рассматривается как тексты, содержащие бесконечное число сообщений, в каждом сообщении содержатся напластования и других текстов. Принципы такого подхода заимствованиы из языкознания (труды швейцарца Фердинанда де Соссюра).
Возникновение
структурализма связано с тем, что
ученые, исследующие культуру Южной
Америки (Л.Леви-Брюль),не нашли
в ней никакой логики.
ТЕМА
4. Сущность и основные
функции культуры
1. Основные подходы к пониманию культуры
Вопрос
о сущности культуры – центральный
вопрос онтологии
культуры. Разнообразный подход к пониманию
культуры обусловливает наличие разных
теоретических концепций сущности культуры,
т.е. что она представляет собой и как функционирует.
3. Функции культуры:
-
Самая главная – гуманистическа
- Трансляционная – передает социальный опыт человека. Это социальная память человечества.
- Гносеологическая (познавательная) – накапливает знания, развивает интеллект.
- Регулятивная (нормативная) – регулирует различные стороны общественной и индивидуальной деятельности человека. Опирается на мораль и право.
- Аккумулирующая - помогает собирать и сохранять духовные ценности.
- Семиотическая – человек должен овладеть знаками культуры, ее системами, чтобы воспринимать ее.
- Коммуникативная – это форма общения, где язык является средством общения. Культуры общаются друг с другом, люди перенимают опыт других людей, поколений, культур. Элементы духовной и материальной культуры становятся предметами коммуникации.
- Аксиологическая (ценностная) – человек должен овладеть культурой как системой ценностей, понимать значимость этих ценностей..
- Эстетическая функция – культура эстетизирует человеческую жизнь.
-Духовно-охранительная – сохраняет морально-этические, духовно-нравственные принципы, оберегает духовный мир человека.
-
Функция изменения
и преобразования мира.
4.
Основополагающие
институты культуры
Культура взаимодействует со следующими институтами культуры, системами ценностей:
Миф – наиболее древняя система ценностей. Миф – это вымысел, и культура двигалась от вымысла и условности к знанию и закону. Миф создал средства и способы символического мышления, поскольку он весь создан на символах. Несовместимость смысла и содержания преодолевается благодаря символике мифов.