Массовая культура и «массового общества»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Время мощной непрерывной рекой течет и течет в пространстве, как секунды, отсчитывая века. Приходят и уходят поколение за поколением, эпоха за эпохой - и в этом непредсказуемом водовороте жизни людей, народов, империй было мало места радости и счастью. Зато судьба щедро отпускала каждому веку тяготы и испытания, засыпала болезнями и войнами, стирала с лица земли целые государства и цивилизации. Рождение, бытие, смерть - все это переплелось, скрутилось и в движении вперед оставляло после себя вечность, разгадать и постичь тайны которой не дано никому…
С самого своего рождения человечество возникло как общество (большинство социологов считают, что в осн

Работа состоит из  1 файл

Введение р.docx

— 77.64 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, существует только один вид упадка - убывание жизненной силы; и существует он лишь тогда, когда мы его ощущаем. Именно поэтому он подробно рассматривает  вопрос о том, что ранее социологами  упускалось из виду: как сознает  или ощущает эпоха свою жизненную  силу. Из этой предпосылки очевидно следует, что характерной чертой современного общества стала его  странная уверенность в том, что  оно выше всех предыдущих эпох, “его полное пренебрежение ко всему прошлому, непризнание классических и нормативных эпох, ощущение начала новой жизни, превосходящей все прежнее и независимой от прошлого”.

     Однако  при всем этом одной из характерных  черт общества стала растерянность, безрассудное и непонятное метание  его во времени и культуре: “…наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но при этом не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая бОльшими средствами, бОльшими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех; плывет по течению. Отсюда эта странная двойственность: всемогущество и неуверенность, уживающиеся в душе поколения…”.

     Ортега  развивает мысль о том, что  современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью - засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего  свой стиль жизни целым государствам. В критике этого ощущаемого многими  философами явления Ортега идет вслед  за Ницше, Шпенглером и другими культурологами.

     По  Ортеге, обезличенная “масса” - скопище  посредственностей, - вместо того, чтобы  следовать рекомендациям естественного  “элитарного” меньшинства, поднимается  против него, вытесняет “элиту”  из традиционных для нее областей - политики и культуры, что в конечном счете приводит ко всем общественным бедам нашего века.

     Вопреки обычному мнению, Ортега дает иное определение  человека элиты: он “проводит жизнь в служении. Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить ее чему-то высшему. Его служение - не внешнее принуждение, не гнет, а внутренняя потребность. Когда возможность служения исчезает, он ощущает беспокойство, ищет нового задания, более трудного, более сурового и ответственного. Это жизнь, подчиненная самодисциплине - достойная, благородная жизнь. Отличительная черта благородства - не права, не привилегии, а обязанности, требования к самому себе”. Благородная жизнь для Ортеги означает жизнь напряженную, всегда готовую к новым, высшим достижениям. Он противопоставляет благородную жизнь обычной, косной жизни, которая “замыкается сама в себе, осужденная на perpetuum mobile - вечное движение на одном месте, - пока какая-нибудь внешняя сила не выведет ее из этого состояния”.

     Но  при этом взгляды Ортеги-и-Гассета  отнюдь не следует уподоблять марксистскому  учению о “революционных массах”, делающих историю. Для испанского философа человек “массы” - это не обездоленный и эксплуатируемый труженик, готовый к революционному подвигу, а прежде всего средний индивид, “всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, “как и все”, и не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью”. Будучи неспособным к критическому мышлению, “массовый” человек бездумно усваивает “ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека”. Такого типа существо в силу своей личной пассивности и самодовольства в условиях относительного благополучия может принадлежать к любому социальному слою от аристократа крови до простого рабочего и даже “люмпена”, когда речь идет о “богатых” обществах. Вместо марксистского деления людей на “эксплуататоров” и “эксплуатируемых” Ортега, исходя из самой типологии человеческой личности, говорит о том, что “радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить - это плыть по течению, оставаясь таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя”.

     Исследую  вопрос возникновения феномена масс, Ортега подробно анализирует европейскую  историю. Так он постепенно приходит к выводу, что массовое общество и поведение - закономерный результат  развития западной цивилизации.

     Собственно  примеров массового поведения даже в древней истории немало. Даже город с самого начала сам по себе был местом сборища масс. Начинался  он с пустого места - с площади, рынка, агоры в Греции, форума в  Риме; все остальное - было лишь придатком, необходимым для ограждения этой пустоты. Первоначальный “полис” был  не скоплением жилых домов, а прежде всего местом народных собраний, то есть специальным пространством  для выполнения общественных функций. “Город не возник, подобно хижине или дому, чтобы укрыться от непогоды растить детей и для прочих личных и семейных дел. Город предназначен для вершения дел общественных”. Характерный пример массового поведения в Риме - бои гладиаторов, собиравшие огромные толпы людей, желавших посмотреть на эти “экстремальные” побоища (бои, говоря современным языком социологии, стали предметом “престижного потребления”).

     Рассматривая  предтечи современной цивилизации, Ортега утверждает, что в основе ее лежи XIX век, успех которого слагается  из двух крупных элементов: либеральной  демократии и техники. Все это  заключается в одном слове  “цивилизация”, смысл которого раскрывается в его происхождении от слова civis - то есть гражданин, член общества. Все достижения цивилизации тогда служат тому, чтобы сделать общественную жизнь возможно более легкой и приятной. Если мы вдумаемся в эти основные элементы цивилизации, мы заметим, что у них одна и та же основа - спонтанное и все растущее желание каждого гражданина считаться со всеми остальными.

     Хосе  Ортега исследует в динамике изменение  представлений усредненного человека о жизни и ее благах. Человек XIX века ощущал в жизни растущее общее  материальное улучшение. Никогда раньше до этого средний человек не решал  своих экономических проблем  с такой легкостью. Наследственные богачи относительно беднели, индустриальные рабочие обращались в пролетариев, а люди среднего калибра с каждым днем расширяли свой экономический  горизонт. Каждый день вносил что-то новое  и обогащал жизненный стандарт. С  каждым днем положение укреплялось, независимость росла. То, что раньше считалось бы особой милостью судьбы и вызывало умиленную благодарность, стало рассматриваться как законное благо, за которое не благодарят, которого требуют.

     Такая свободная нестесненная жизнь неминуемо  должна была вызвать “в средних  душах” ощущение, которое можно  охарактеризовать как освобождение от бремени, от всех помех и ограничений. В прошлые же времена такая свобода жизни была абсолютно недоступна для простых людей. Наоборот, для них жизнь была всегда тяжелым бременем, физическим и экономическим. С самого рождения они были окружены запретами и препятствиями, им оставалось одно - страдать, терпеть и приспособляться.

     Еще разительнее эта перемена проявилась в области правовой и моральной. Начиная со второй половины девятнадцатого века, средний человек уже был  свободен от социальных перегородок. Заурядный  человек привык осознавать, что все  люди равны в своих правах.

     XIX век стал по существу революционным,  но не потому, что он строил  известен многочисленными потрясениями, а потому, что он поставил заурядного  человека, то есть огромные социальные  массы, в совершенно новые жизненные  условия, радикально противоположные  прежним. 

     Тот факт, что весь феномен вполне вероятно вызван только лишь развитием либеральной  демократии, приводит Ортегу к следующим  выводам:

  1. либеральная демократия, снабженная творческой техникой, представляет собою наивысшую из всех известных нам форм общественной жизни;
  2. если эта форма и не лучшая из всех возможных, то каждая лучшая будет построена на тех же принципах;
  3. возврат к форме низшей, чем форма XIX века, был бы для общества самоубийством.

     Отсюда  следует неутешительный вывод: “…мы должны теперь обратиться против XIX века. Если он в некоторых отношениях оказался исключительным и несравненным, то он столь же, очевидно, страдал коренными пороками, так как он создал новую породу людей - мятежного “человека массы”. Теперь эти восставшие массы угрожают тем самым принципам, которым они обязаны жизнью. Если эта порода людей будет хозяйничать в Европе, через каких-нибудь 30 лет Европа вернется к варварству. Наш правовой строй и вся наша техника исчезнут с лица земли так же легко, как и многие достижения былых веков и культур…”.

     Таким образом, изучая психическую структуру  нового “человека массы” с точки  зрения социологии, Ортега находит  в нем следующие основные черты:

  • врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в ней нет трагических ограничений; вследствие чего заурядный человек проникнут ощущением победы и власти;
  • ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом. Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и ему подобные - одни на свете, а поэтому
  • он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и ни с чем, то есть - следуя принципу “прямого действия”.

     В основе восстания масс, подчеркивает Ортега, лежит замкнутость души массового  человека. Дело в том, что человек  массы считает себя совершенным, он никогда не сомневается в своем  совершенстве, его вера в себя поистине подобна райской вере. Замкнутость  души лишает его возможности познать  свое несовершенство, так как единственный путь к этому познанию - сравнение  себя с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы, переселиться в своего ближнего. Душа заурядного человека неспособна к таким  упражнениям. “Мы стоим здесь перед тем самым различием, которое испокон веков отделяет глупцов от мудрецов. Умный знает, как легко сделать глупость, он всегда настороже, и в этом его ум. Глупый не сомневается в себе; он считает себя хитрейшим из людей, отсюда завидное спокойствие, с каким он пребывает в глупости. Подобно насекомым, которых никак не выкурить из щелей, глупца нельзя освободить от глупости, вывести хоть на минуту из ослепления, сделать так, чтобы он сравнил свои убогие шаблоны со взглядами других людей. Глупость пожизненна и неизлечима. Вот почему Анатоль Франс сказал, что глупец гораздо хуже мерзавца. Мерзавец иногда отдыхает, глупец - никогда”.

     Однако  человек массы совсем неглуп. Наоборот, он действительно гораздо умнее, гораздо способнее, чем все его  предки. Но эти способности ему  не впрок: сознавая, что он обладает ими, он еще больше замкнулся в  себе и не пользуется ими. Он раз  и навсегда усвоил набор общих  мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и с развязностью, которую  можно оправдать только наивностью, пользуется ими всегда и везде. Это  явление Ортега назвал в первой главе  Восстания “знамением нашего времени: не в том беда, что заурядный человек считает себя незаурядным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и утверждает право на заурядность и самое заурядность возводит в право”.

     Написанное  под впечатлением первой мировой  войны и накануне второй эссе Ортеги “Восстание масс” стало рассматриваться  как пророческое, чему способствовали и последующие события: появление  таких примеров социальной “патологии”, как фашизм, нацизм и сталинизм  с их массовым конформизмом, ненавистью к гуманистическому наследию прошлого, безудержным самовосхвалением и  использованием наиболее примитивных  наклонностей человеческой природы.

     Некоторые исследователи творчества Ортеги пришли к выводу, что основной вопрос большинства  его культурно-философских работ - как прожить жизнь, чтобы она  того стоила. Вопрос, конечно, не Ортегой  поставлен и стар как мир. Ответа домогались и мудрецы, и простые  смертные, но уверенно и безапелляционно  отвечали лишь законоучители и моралисты. Ортега - не принадлежал ни к тем, ни к другим, и его жизненную  установку, кратко и крайне упрощенно  можно свести едва ли не к парадоксу: конечный ответ в том, что сам  вопрос ставится и решается на каждом шагу. Ортега говорил: “Жизнь, данную нам, мы не получаем готовой, а должны сделать ее, каждый свою. Мы должны внутренне оправдать свой выбор, то есть понять, в каком из возможных действий мы полнее осуществимся, в каком из них больше смысла, какое из них наиболее наше. Не решив это, мы обманем и предадим себя, убьем частицу нашего жизненного срока, тем более что времени у нас в обрез”.

     Для Ортеги жизнь вообще подсудна, потому что жизнь - это поручение. И сосредоточен он на тех, кому поручение дано: “Жизнь всегда единственна, это жизнь каждого, жизни “вообще” не бывает”. И если поручение не выполняется, то жизнь, по словам Ортеги, становится лишь неудачным самоубийством. “Наша жизнь - стрела, пущенная в пространство, но стрела эта сама должна выбирать мишень. Поэтому ничто так достоверно не говорит о человеке, как высота мишени, на которую нацелена его жизнь. У большинства она ни на что не нацелена, что тоже своего рода целенаправленность”.

Информация о работе Массовая культура и «массового общества»