Мифологические модели мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 04:13, реферат

Описание

Суть концепции «многоэтажной» вселенной заключается в том, что мироздание подразделяется на несколько располагающихся один над другим миров. В известной мере они самостоятельны, но при этом
надежно скреплены в единое целое. Главных миров, как правило, три (часто каждый из них, в свою очередь, подразделяется на особые зоны).
Это – небеса, населенные богами; земля – обиталище людей; преисподняя, где живут всевозможные демоны и духи.

Работа состоит из  1 файл

Мифологические модели мира.docx

— 17.59 Кб (Скачать документ)

Мифологические  модели мира

      Одним из  важнейших элементов мифологического  мировоззрения,

 а значит, древней культуры  в целом, являются космологические  мифы.

 Тематически космологические  концепции можно поделить на  несколько групп.

1.Зооморфные модели мира

     Современный  человек с детства привыкает  делить природу на живую и  неживую, а зверей считать «братьями  меньшими». Наши же далекие  предки мыслили прямо противоположным  образом. В их пони-

мании ничего мертвого в мире нет и быть не может: все, что окружает человека, деревья, камни, реки, всевозможные предметы и явления все полно жизни, наделено волей, разумом, чувствами, одухотворено. В первую очередь, такие представления распространялись на животных, которых люди не просто наделяли человеческими качествами, но ставили выше себя, приписывая им особое могущество и сверхъестественные свойства. Звери занимали важное место в мировоззрении людей, в том числе в их взглядах на вселенную.

     Из повседневного  опыта человек знал, что ни  один из реальных

предметов не может держаться  «ни на чем», значит, и вселенная  должна покоится на некой опоре. Ориентируясь на такие установки, творцы

мифов выбирали для этой роли животных, поражающих своими размерами, силой или другими качествами. Это слоны, быки, одна или несколько  гигантских рыб (или китов), плавающих  в мировых водах; черепахи, лягушки, змеи и т.п.

     Значение животных  в мифологической картине мира  не ограничивается одной лишь  вспомогательной ролью опоры  мироздания. Нередко сама вселенная  мыслится как космически огромный  зверь.

2.Антропоморфная модель мира

     В результате  долгой и сложной эволюции  мифологическая вселенная в образе  животного уступает место антропоморфному  космосу. Человеческий облик обретают  не только боги и духи, но  и все мироздание

в целом. Вселенная есть не что иное, как космически громадное человеческое тело (древнеиндийские, иранские, древнегреческие, скандинавские, древнерусские, китайские, тибетские и другие мифы).

     Представления  о соотнесенности человека и  вселенной составляют одну из фундаментальных идей мифологического сознания. Возникнув

в древности, они знаменуют  собой крупный этап в развитии человеческого мировоззрения. Уподобив своему «я» космос, человек совершил переворот в своем отношении к окружающему миру, выработал качественно новый взгляд не только на вселенную и природу, но и на самого себя.

3.Модель «многоэтажной» вселенной

     Суть концепции  «многоэтажной» вселенной заключается  в том, что мироздание подразделяется на несколько располагающихся один над другим миров. В известной мере они самостоятельны, но при этом

надежно скреплены в единое целое. Главных миров, как правило, три (часто каждый из них, в свою очередь, подразделяется на особые зоны).

Это – небеса, населенные богами; земля – обиталище людей; преисподняя, где живут всевозможные демоны и духи.                                                         

Такую вселенную образно  можно сравнить с многоэтажным зданием  или ступенчатым сооружением  наподобие пирамиды, поднимаясь или, наоборот, спускаясь по ступеням которого, можно попасть как в небесные чертоги, так и в адскую бездну.

      Примечательно,  что картина мира, предлагаемая  мировыми религиями – христианством, исламом, буддизмом – принципиально ничем не отличается от первобытных религиозных верований. Иначе выглядят лишь те или иные конкретные детали, образы, понятия, наслоившиеся за долгое время. Общая же схема, в соответствие с которой мыслится устройство вселенной, та же, что и в архаичных представлениях.

Древо мировое

      Для целой  эпохи в истории мировоззрения  человечества характер-

 но рассмотрение древа  мирового как идеальной модели  мира.

      Образ древа  мирового засвидетельствован практически  повсеместно или в чистом виде, или в вариантах («древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания» и т.п.). Этот образ зафиксирован в словесных текстах разных жанров, памятниках

 изобразительного искусства  (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т.п.), архитектурных  сооружениях (прежде всего культовых), утвари, в ритуальных действиях  и т.д. Он присутствует в различных традициях в диапазоне от эпохи бронзы до нашего времени

      С помощью  древа мирового воедино сводятся  общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных  параметров мира. Этот образ играл  особую организующую роль, определяя  внутреннюю структуру мифологических  систем.

      Древо мировое  помещается в сакральном центре  мира и занимает вертикальное  положение. Оно является доминантой, определяющей организацию вселенского  пространства.


Информация о работе Мифологические модели мира