Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:42, реферат
В начале данной работы, я хочу прояснить ее смысл,
объяснить, что вообще представляет собой мифология как наука,
представляет ли она интерес для изучения ее как исторического типа
мировоззрения. Изучая мифы различных времен и народов, можно
сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени
отражает восприятие человеком какого-либо природного явления
или исторического события. Конечно, миф нельзя рассматривать
как источник исторической информации, потому что каждый миф,
Введение 3
1.Мифология вообще 4
2.Роль мифологии в создании идеологических форм 6
3.Влияние мифологии на формирование героического эпоса 7
4.Связь мифологии и литературы 7
5.Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения 8
6.Специфика мифологического мышления 9
7.Символическая теория мифа 10
8.Психоанализ в изучении мифа 11
9.Изучение мифологического мировоззрения в советской науке 12
Заключение 14
Список использованной литературы
Реферат
Тема: «Мифологические модели мира»
Содержание:
Введение 3
1.Мифология вообще 4
2.Роль мифологии
в создании идеологических
3.Влияние мифологии на формирование героического эпоса 7
4.Связь мифологии и литературы 7
5.Изучение мифологии
как исторического типа
6.Специфика мифологического мышления 9
7.Символическая теория мифа 10
8.Психоанализ в изучении мифа 11
9.Изучение мифологического
мировоззрения в советской
Заключение 14
Список использованной литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
В начале данной работы, я хочу прояснить ее смысл,
объяснить, что вообще представляет собой мифология как наука,
представляет ли она интерес для изучения ее как исторического типа
мировоззрения. Изучая мифы различных времен и народов, можно
сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени
отражает
восприятие человеком какого-
или исторического события. Конечно, миф нельзя рассматривать
как
источник исторической
его персонаж - практически выдуман от начала и до конца, но тем не
менее миф представляет интерес для научного изучения. Прежде всего
изучение
мифов ценно с культурной
или его персонажами, мы постепенно выделяем их мировоззренчес-
кую оценку самими авторами или интерпретаторами. Конечно, порой
довольно
трудно отделить
хотя и выросшие на основе народной фантазии, но прошедшие обработ-
ку в среде жрецов, религиозных мыслителей, от жреческих, богос-
ловских
и религиозно-мифологических
мые
примитивные мифы и
чески обоснованными мифами, мы можем проследить зависимость слож-
ности мифов от уровня культурного развития народа. Миф - это преж-
де
всего мировоззренческий
историческому периоду в развитии народа и/или всего человечества.
На некоторых отрезках исторического развития человеческого общества,
мифология представляла собой довольно сложную науку, которая представ-
ляла
собой совокупность типов
ретного
народа на конкретном
Проще
говоря,мифология - не что иное
как исторический тип
Во времена, когда кроме мифологии ни одна наука не была так развита и
популяризирована, мифология толковала и пыталась объяснить (пусть
даже неудачно) происхождение всего того, что окружало человека, включая
такие сложные и до сих пор не объясненные проблемы, как появление
человека, его контакты с другими цивилизациями, и многое другое.
1. Мифология вообще.
Что такое мифы? В понимании многих людей - это прежде всего ан-
тичные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и
человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу гре-
ческих и римских, богов и героев - поэтические, наивные, нередко
причудливые. Это "житейское", подчас до сих пор бытующее представ-
ление о мифах в частности и о мифологии вообще, в какой-то мере
результат более раннего включения именно античной мифологии в круг
знаний европейского человека (само слово "миф" - греческое и
означает предание, сказание); именно об античных мифах сохранились
высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и
известные самому широкому кругу читателей. Действительно, вплоть
до 18 в. в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы
- рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других
фантастических существах. Особенно широко имена древних богов
и героев стали известны с эпохи Возрождения (15 - 16 вв.), когда в
европейских странах оживился интерес к античности. Примерно в это
же
время в Европу проникают
первые сведения о мифах
риканских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду
употреблять имена античных богов и героев в аллегорическом смысле:
говоря "Марс", подразумевали войну, под "Венерой" разумели любовь,
под "Минервой" - мудрость, под "музами" - различные искусства и
науки и т.д. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в
частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологи-
ческие образы. В 1-й половине 19 в. в научный оборот вводятся мифы
широкого круга индоевропейских народов (древних индийцев, иранцев,
германцев, славян). Последующее выявление мифов народов Америки,
Африки, Океании, Австралии показало, что мифология на определенной
стадии
исторического развития
родов мира. О том что мифология является историческим типом миро-
воззрения, говорит тот факт, что научный подход к изучению "миро-
вых религий" (христианства, ислама, буддизма) показал, что и они
"наполнены"
мифами. Далее создавались
разных времен и народов, появилась огромная научная литература,
посвященная мифологии отдельных народов и регионов мира и сравни-
тельно-историческому изучению мифов; при этом привлекались не
только
повествовательные
результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология
(например, древнегреческая "Илиада", индийская "Рамаяна", каре-
ло-финская "Калевала"), но и данные этнографии, языкознания.
Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило
установить,что в мифах различных народов мира - при чрезвычайном
их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К
числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат, вероятно, ми-
фы о животных. Самые элементарные из них отражают по всей видимос-
ти тип мировоззрения людей на начальном уровне развития, и предс-
тавляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков живот-
ных.
Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (та-
ких мифов очень много, например, у австралийцев) или мифологичес-
кие представления о том, что люди были некогда животными. Предс-
тавления о зооантропоморфных предках распространены у тех же авс-
тралийцев,
они окрашены тотемическими
людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам
земного
шара. Широко известны
циссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке
Арахне и др.
Очень древни мифы о происхождении солнца, месяца, звезд. В одних
мифах
они нередко изображаются
по какой-то причине поднявшимися на небо, в других - создание
солнца (не олицетворенного) приписывается какому-либо сверхъес-
тественному
существу.
2. Роль мифологии в создании идеологических
форм.
Мифология в силу своей синкретической природы сыграла значитель-
ную роль в генезисе различных идеологических форм, послужив исход-
ным
материалом для развития
тературы. Вот почему так сложна (и не всегда полностью разрешима в