Мифологические модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Описание

В начале данной работы, я хочу прояснить ее смысл,
объяснить, что вообще представляет собой мифология как наука,
представляет ли она интерес для изучения ее как исторического типа
мировоззрения. Изучая мифы различных времен и народов, можно
сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени
отражает восприятие человеком какого-либо природного явления
или исторического события. Конечно, миф нельзя рассматривать
как источник исторической информации, потому что каждый миф,

Содержание

Введение 3
1.Мифология вообще 4
2.Роль мифологии в создании идеологических форм 6
3.Влияние мифологии на формирование героического эпоса 7
4.Связь мифологии и литературы 7
5.Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения 8
6.Специфика мифологического мышления 9
7.Символическая теория мифа 10
8.Психоанализ в изучении мифа 11
9.Изучение мифологического мировоззрения в советской науке 12
Заключение 14
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

мифолог модели.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

    рамках жестких  определений)  задача  характеристики мифологии как

    исторического  типа мировоззрения и ее размежевания  с  религией  и

    близких  к  мифу  по  жанру и времени  возникновения форм словесного

    творчества: сказки,  героического эпоса,  а также легенды, истори-

    ческого  предания.  Так, при размежевании  мифа и сказки современные

    фольклористы  отмечают,  что миф является  предшественником  сказки,

    что  в сказке по сравнению с  мифом происходит ослабление (или  поте-

    ря) этиологической функции,  ослабление строгой веры в  истинность

    излагаемых  фантастических  событий,  развитие  сознательной выдумки

    (тогда  как мифотворчество имеет бессознательно-художественный  ха-

    рактер) и др.  Разграничение мифа и  исторического предания, леген-

    ды, вызывает  тем больше разногласий,  что  оно в значительной  мере

    условно.  Историческим  преданием чаще  всего называют те произведе-

    ния  народного творчества,  в основе  которых лежат какие-то истори-

    ческие  события.  Таковы предания об основании об основании городов

    (Фив,  Рима, Киева и др.), о войнах, о  видных исторических деятелях,

    и  др. Этот признак однако не  всегда достаточен для различения  мифа

    и  исторического предания.  Наглядный  пример - многие древнегречес-

    кие мифы.  Как известно, в их состав вошли различные повествования

    (часто  принявшие поэтическую или драматическую  форму) об основании

    городов,  о  Троянской войне,  о походе  аргонавтов и других больших

    событиях. Многие из этих рассказов опираются  на действительные ис-

    торические  факты, подтверждены археологическими  и другими данными.

    Но  провести грань между этими  рассказами и собственно мифами  очень

    трудно, тем более,  что в повествование  об исторических,  казалось

    бы, рассказах  вплетены мифологические образы богов и  других  фан-

    тастических  существ. 
 
 

           

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        3.   Влияние мифологии на формирование героического эпоса. 
 

     Мифология  оказала влияние  на  формирование  героического  эпоса,

    прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ пос-

    лужил,  видимо,  исходным материалом, из  которого впоследствии были

    "вылеплены"  модели  эпических героев.  В  архаических формах герои-

    ческого  эпоса (карело-финские руны, нартовский эпос народов Кавка-

    за, грузинские  сказания об Амирани,  армянские  - о сасунских витя-

    зях,  якутский,  бурятский, алтайский,  киргизский, шумеро-аккадский

    эпосы)  еще  хорошо видны его мифологические  элементы,  архаический

    эпос  обобщает историческое прошлое посредством языка и концепций

    первобытных  мифов.  Мифологическая  подпочва  сохраняется и в более

    позднем  "классическом" эпосе ("Рамаяна",  "Махабхарата", "Илиада",

    германо-скандинавском  эпос, "Шахнаме", сказания о  Гесере, об Алпа-

    мыше. русские былины), хотя формы этого  эпоса, развившиеся в усло-

    виях  отчетливой государственной консолидации, совершают важные ша-

    ги  на пути демифологизации. 
 

                     4.  Связь мифологии и литературы. 
 

     Через  сказку  и  героический  эпос,  возникшие  в глубоких недрах

    фольклора,  с мифологией оказывается генетически  связанной и  лите-

    ратура, в частности повествовательная.  Соответственно драма и от-

    части  лирика воспринимали первоначально  элементы  мифа  непосредс-

    твенно  через ритуалы, народные праздненства, религиозные мистерии.

     Следы  тесной связи с мифологическим  наследием отчетливо хранят  и

    первые  шаги развития науки, например  древнегреческая натурфилосо-

    фия,  история (Геродот), медицина и др. (еще дольше - начатки науки

    в  Древней Индии или Китае).

     Но  и позднее,  когда из мифологии  окончательно  выделяются  такие

    формы  общественного сознания,  как  искусство,  литература, полити-

    ческая  идеология и др.,  они еще  долго пользуются мифом как  своим

    "языком", расширяя и по-новому толкуя  мифологические символы.  Ли-

    тература (а также живопись,  пластические  искусства) на протяжении

    своего  развития  широко использовала  традиционные мифы в художест-

   венных целях. Мотивы античной, библейской (а на Востоке - индуист-

    ской, буддистской  и др.) мифологии  были арсеналом поэтической об-

    разности, источником сюжетов, своеобразным  языком поэзии. 
 
 

            
 
 
 
 
 
 

    5.  Изучение мифологии  как  исторического типа мировоззрения. 
 

     Первые  попытки рационального переосмысления  мифологического мате-

    риала  и рассмотрения его как проявление  исторического  типа  миро-

    воззрения,  решения проблемы отношения рационального  знания к мифо-

    логическому повествованию предпринимались уже в античности (с это-

    го, собственно,  и началось развитие античной  философии). Господс-

    твующим  было аллегорическое толкование  мифов (у софистов,  у стои-

    ков,  видевших  в  богах персонификацию  их функций,  у эпикурейцев,

    считавших,  что мифы,  созданные  на  основе  естественных  фактов,

    предназначались  для  откровенной поддержки  жрецов и правителей,  и

    др.). Платон противопоставил народной  мифологии  философско-симво-

    лическую  интерпретацию мифов. Древнегреческий философ Эгемер (3 в.

    до  н. э.), рассматривая мифологию  как один из типов мировоззрения,

    видел  в  мифических  образах  обожествленных  исторических деятелей

    (такое  толкование мифов, получившее  название эвгемерического, было

    распространено и позднее).  Средневековые христианские  теологи,

    толкуя  Ветхий и Новый заветы буквально  и аллегорически,  дискреди-

    тировали  античную мифологию, либо ссылаясь  на эпикурейскую и эвге-

    меристическую  интерпретацию,  либо "низводя" античных богов до бе-

    сов.  Новый  интерес  к античной  мифологии как к типу мировоззрения

    пробудился  в эпоху Возрождения.  Обращаясь  к  античной  мифологии,

    гуманисты  эпохи Возрождения видели в  ней выражение чувств и страс-

    тей  эмансипирующейся человеческой личности,  свойственных той эпо-

    хе. Также  античная мифология трактовалась  в качестве моральных по-

    этических  аллегорий.  Аллегорическое толкование  мифов  оставалось

    преобладающим  (трактат Бокаччо, позднее сочинения  Ф.Бэкона и др.).

    Для  развития знаний о мифологии  большое  значение  имело   открытие

    Америки  и знакомство с культурой американских  индейцев. Появляются

    первые попытки сравнительной мифологии ("Нравы американских индей-

    цев  в сравнении с нравами древних времен" Ж.Ф.Лафито, 1724, сопос-

    тавившего  культуру североамериканских индейцев  с древнегреческой).

     Глубокую  философию мифа,  пытаясь рассматривать  его как отпечаток

    исторических  взглядов его создателей,  создал  итальянский  ученый

   Дж. Вико, автор сочинения "Основания новой науки" (1725). Древней-

    шая  эпоха представляется Вико как  поэтическая и во  всех  аспектах

    коренящаяся  в  мифе,  что  указывает   на понимание им первобытного

    идеологического  синкретизма.  Вико называет мифологию "божественной

    поэзией" (из  которой возникает затем  героическая поэзия гомеровс-

    кого  типа) и связывает ее своеобразие  с неразвитыми и  специфичес-

    кими  формами мышления, сравнимыми с  детской психологией. Вико име-

    ет  ввиду чувственную конкретность и телесность,  эмоциональность и

    богатство  воображения  при  отсутствии  рассудочности,  перенесение

    человеком  на предметы окружающего мира  своих собственных  свойств,

    неумение  абстрагировать атрибуты и форму  от субъекта,  замену сути

    "эпизодами", т.е.  повествовательность,  и др.  Его философия мира

    содержала  в  зародыше почти все основные  последующие направления в

    изучении  мифологии как типа мировосприятия.

     По  сравнению  с  теорией   Вико взгляд на мифологию деятелей фран-

    цузского  Просвещения,  рассматривавших мифологию  как продукт неве-

    жества  и  обмана,  как  суеверие (Б.Фонтенель,  Вольтер,  Д.Дидро,

    Ш.Монтескье  и др.), был шаг назад.

     Переходную  ступень  от  просветительского   взгляда на мифологию к

    романтическому  представляют   исследования   немецкого    философа

    И.Г.Гердера.  Мифология  интересует его  как часть созданных народом

    богатств, народной мудрости, отражение его  мировоззрения и отноше-

    ние  к различным явлениям.  Он рассматривает мифы разных народов, в

    том  числе и первобытных,  мифы  привлекают его своей  поэтичностью,

    национальным  своеобразием.

 

 

                6.  Специфика мифологического мышления. 
 

     Центральными  проблемами важнейших последующих исследований запад-

    ных  ученых в области изучения  мифологии как исторического  типа ми-

    ровоззрения  становятся  не столько вопросы  о функциональном значе-

    нии  мифологии,  ее соотношении с  религией и т.д., сколько проблемы

    специфики  мифологического  мышления.  Во  всяком случае,  именно в

    этой  области было высказано более  всего существенно новых идей.

Информация о работе Мифологические модели