Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:42, реферат
В начале данной работы, я хочу прояснить ее смысл,
объяснить, что вообще представляет собой мифология как наука,
представляет ли она интерес для изучения ее как исторического типа
мировоззрения. Изучая мифы различных времен и народов, можно
сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени
отражает восприятие человеком какого-либо природного явления
или исторического события. Конечно, миф нельзя рассматривать
как источник исторической информации, потому что каждый миф,
Введение 3
1.Мифология вообще 4
2.Роль мифологии в создании идеологических форм 6
3.Влияние мифологии на формирование героического эпоса 7
4.Связь мифологии и литературы 7
5.Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения 8
6.Специфика мифологического мышления 9
7.Символическая теория мифа 10
8.Психоанализ в изучении мифа 11
9.Изучение мифологического мировоззрения в советской науке 12
Заключение 14
Список использованной литературы
рамках жестких определений) задача характеристики мифологии как
исторического
типа мировоззрения и ее
близких к мифу по жанру и времени возникновения форм словесного
творчества: сказки, героического эпоса, а также легенды, истори-
ческого предания. Так, при размежевании мифа и сказки современные
фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки,
что в сказке по сравнению с мифом происходит ослабление (или поте-
ря) этиологической функции, ослабление строгой веры в истинность
излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки
(тогда
как мифотворчество имеет
рактер) и др. Разграничение мифа и исторического предания, леген-
ды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере
условно. Историческим преданием чаще всего называют те произведе-
ния народного творчества, в основе которых лежат какие-то истори-
ческие события. Таковы предания об основании об основании городов
(Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях,
и
др. Этот признак однако не
всегда достаточен для
и исторического предания. Наглядный пример - многие древнегречес-
кие мифы. Как известно, в их состав вошли различные повествования
(часто
принявшие поэтическую или
городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших
событиях.
Многие из этих рассказов
торические
факты, подтверждены
Но
провести грань между этими
рассказами и собственно
трудно, тем более, что в повествование об исторических, казалось
бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фан-
тастических
существ.
3. Влияние мифологии на формирование
героического эпоса.
Мифология оказала влияние на формирование героического эпоса,
прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ пос-
лужил, видимо, исходным материалом, из которого впоследствии были
"вылеплены" модели эпических героев. В архаических формах герои-
ческого эпоса (карело-финские руны, нартовский эпос народов Кавка-
за, грузинские сказания об Амирани, армянские - о сасунских витя-
зях, якутский, бурятский, алтайский, киргизский, шумеро-аккадский
эпосы)
еще хорошо видны его
эпос обобщает историческое прошлое посредством языка и концепций
первобытных мифов. Мифологическая подпочва сохраняется и в более
позднем "классическом" эпосе ("Рамаяна", "Махабхарата", "Илиада",
германо-скандинавском эпос, "Шахнаме", сказания о Гесере, об Алпа-
мыше. русские былины), хотя формы этого эпоса, развившиеся в усло-
виях
отчетливой государственной
ги
на пути демифологизации.
4. Связь
мифологии и литературы.
Через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах
фольклора,
с мифологией оказывается
ратура,
в частности повествовательная.
части
лирика воспринимали
твенно
через ритуалы, народные
Следы тесной связи с мифологическим наследием отчетливо хранят и
первые шаги развития науки, например древнегреческая натурфилосо-
фия, история (Геродот), медицина и др. (еще дольше - начатки науки
в Древней Индии или Китае).
Но и позднее, когда из мифологии окончательно выделяются такие
формы общественного сознания, как искусство, литература, полити-
ческая идеология и др., они еще долго пользуются мифом как своим
"языком", расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. Ли-
тература (а также живопись, пластические искусства) на протяжении
своего развития широко использовала традиционные мифы в художест-
венных целях. Мотивы античной, библейской (а на Востоке - индуист-
ской, буддистской и др.) мифологии были арсеналом поэтической об-
разности,
источником сюжетов,
5. Изучение мифологии
как исторического типа мировоззрения.
Первые
попытки рационального
риала
и рассмотрения его как
воззрения,
решения проблемы отношения
логическому повествованию предпринимались уже в античности (с это-
го, собственно, и началось развитие античной философии). Господс-
твующим
было аллегорическое
ков, видевших в богах персонификацию их функций, у эпикурейцев,
считавших, что мифы, созданные на основе естественных фактов,
предназначались для откровенной поддержки жрецов и правителей, и
др.).
Платон противопоставил
лическую интерпретацию мифов. Древнегреческий философ Эгемер (3 в.
до
н. э.), рассматривая мифологию
как один из типов
видел в мифических образах обожествленных исторических деятелей
(такое толкование мифов, получившее название эвгемерического, было
распространено и позднее). Средневековые христианские теологи,
толкуя
Ветхий и Новый заветы
тировали
античную мифологию, либо
меристическую интерпретацию, либо "низводя" античных богов до бе-
сов.
Новый интерес к античной
мифологии как к типу
пробудился в эпоху Возрождения. Обращаясь к античной мифологии,
гуманисты эпохи Возрождения видели в ней выражение чувств и страс-
тей эмансипирующейся человеческой личности, свойственных той эпо-
хе. Также
античная мифология
этических аллегорий. Аллегорическое толкование мифов оставалось
преобладающим
(трактат Бокаччо, позднее
Для развития знаний о мифологии большое значение имело открытие
Америки
и знакомство с культурой
первые попытки сравнительной мифологии ("Нравы американских индей-
цев в сравнении с нравами древних времен" Ж.Ф.Лафито, 1724, сопос-
тавившего
культуру североамериканских
Глубокую философию мифа, пытаясь рассматривать его как отпечаток
исторических взглядов его создателей, создал итальянский ученый
Дж. Вико, автор сочинения "Основания новой науки" (1725). Древней-
шая эпоха представляется Вико как поэтическая и во всех аспектах
коренящаяся в мифе, что указывает на понимание им первобытного
идеологического синкретизма. Вико называет мифологию "божественной
поэзией" (из которой возникает затем героическая поэзия гомеровс-
кого типа) и связывает ее своеобразие с неразвитыми и специфичес-
кими формами мышления, сравнимыми с детской психологией. Вико име-
ет ввиду чувственную конкретность и телесность, эмоциональность и
богатство воображения при отсутствии рассудочности, перенесение
человеком на предметы окружающего мира своих собственных свойств,
неумение
абстрагировать атрибуты и
"эпизодами", т.е. повествовательность, и др. Его философия мира
содержала
в зародыше почти все
изучении
мифологии как типа
По сравнению с теорией Вико взгляд на мифологию деятелей фран-
цузского Просвещения, рассматривавших мифологию как продукт неве-
жества и обмана, как суеверие (Б.Фонтенель, Вольтер, Д.Дидро,
Ш.Монтескье и др.), был шаг назад.
Переходную ступень от просветительского взгляда на мифологию к
романтическому представляют исследования немецкого философа
И.Г.Гердера. Мифология интересует его как часть созданных народом
богатств, народной мудрости, отражение его мировоззрения и отноше-
ние к различным явлениям. Он рассматривает мифы разных народов, в
том
числе и первобытных, мифы
привлекают его своей
национальным своеобразием.
6. Специфика мифологического
мышления.
Центральными
проблемами важнейших
ных ученых в области изучения мифологии как исторического типа ми-
ровоззрения становятся не столько вопросы о функциональном значе-
нии мифологии, ее соотношении с религией и т.д., сколько проблемы
специфики мифологического мышления. Во всяком случае, именно в
этой области было высказано более всего существенно новых идей.