Мифологические модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Описание

В начале данной работы, я хочу прояснить ее смысл,
объяснить, что вообще представляет собой мифология как наука,
представляет ли она интерес для изучения ее как исторического типа
мировоззрения. Изучая мифы различных времен и народов, можно
сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени
отражает восприятие человеком какого-либо природного явления
или исторического события. Конечно, миф нельзя рассматривать
как источник исторической информации, потому что каждый миф,

Содержание

Введение 3
1.Мифология вообще 4
2.Роль мифологии в создании идеологических форм 6
3.Влияние мифологии на формирование героического эпоса 7
4.Связь мифологии и литературы 7
5.Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения 8
6.Специфика мифологического мышления 9
7.Символическая теория мифа 10
8.Психоанализ в изучении мифа 11
9.Изучение мифологического мировоззрения в советской науке 12
Заключение 14
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

мифолог модели.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

     Французский  ученый  Леви-Брюль в своих  работах 30-х гг.  о перво-

    бытном  мышлении,  построенных на этнографическом материале народов

    Африки, Австралии и Океании, показал  специфику первобытного мышле-

    ния  и его качественное отличие  от научного  мышления.  Первобытное

    мышление  он считал "дологическим" (но  не алогическим).  Леви-Брюль

    исходит  из социальной (а не из индивидуальной) психологии. Коллек-

    тивные  представления (а именно - мифологические  представления) яв-

    ляются, считает он,  предметом веры, а  не рассуждений, носят импе-

    ративный  характер:  если  современный   европеец дифференцирует ес-

    тественное  и сверхъестественное,  то "дикарь" в своих коллективных

    представлениях  воспринимает  мир единым.  Эмоциональные  и моторные

    элементы  занимают в коллективных представлениях  место  логических

    включений  и  исключений.  "Дологический"  характер мифологического

    мышления  проявляется в частности, в  несоблюдении логического зако-

    на "исключенного  третьего":  объекты могут быть  одновременно и са-

    мими  собой,  и чем-то иным. В коллективных  представлениях, считает

    Леви Брюль,  ассоциациями  управляет закон партиципации (сопричас-

    тия) - возникает мифическое сопричастие  между тотемической группой

    и  страной света,  между страной  света и цветами, ветрами, мифичес-

    кими  животными, лесами, реками и т.д.  Пространство в мифологии не-

    однородно,  его  направления  обременены  различными  качествами  и

    свойствами, представления о времени тоже  имеет качественный харак-

    тер.  Леви-Брюль  показал,  как функционирует  мифологическое мышле-

    ние,  как оно обобщает,  оставаясь конкретным и пользуясь  знаками.

    Но  сквозь  призму  "мистическим  партиципации" он не заметил  интел-

    лектуального  смысла своеобразных мифологических  мыслительных  опе-

    раций  и его практических познавательных  результатов.  Делая акцент

    на  эмоциональных импульсах и магических  представлениях (коллектив-

    ные  представления) как основе мифологического  мышления,  он недоо-

    ценил значение его своеобразной логики,  своеобразного интеллекту-

    ального  характера  мифологии  (постулат о "дологическом" характере

    мифологического  мышления). 
 

                    7.   Символическая теория мифа. 
 

     Символическая  теория  мифа,  в полном виде  разработанная немецким

    философом  Э.Кассирером,  позволила углубить  понимание  интеллекту-

    ального  своеобразия мифологического мышления. Мифология рассматри-

    вается  Кассирером не только как тип  мировоззрения,  но и также  на-

    ряду  с  языком  и  искусством  как  автономная символическая  форма

    культуры, отмеченная особым  способом  символической  объективации

    чувственных  данных, эмоций. Мифология предстает  как замкнутая сим-

    волическая  система,  объединенная и характером  функционирования, и

    способом  моделирования окружающего мира. Кассирер рассматривал ду-

    ховную деятельность человека и в первую очередь мифотворчество  (в

    качестве  древнейшего  вида этой деятельности) как "символическую".

    Символизм  мифа восходит, по Кассиреру, к  тому, что конкретно-чувс-

    твенное  (а  мифологическое  мышление  именно таково) может обобщать

    только  становясь знаком,  символом - конкретные  предметы, не теряя

    своей  конкретности,  могут  становится  знаком других предметов или

    явлений,  т.е.  их символически заменять. Мифическое сознание напо-

    минает  поэтому код, для которого нужен ключ. Кассирер выявил неко-

    торые  фундаментальные структуры мифологического  мышления и природы

    мифического  символизма. Он сумел оценить  интуитивное эмоциональное

    начало  в мифе и вместе с тем  рационально проанализировать его  как

    форму  творческого  упорядочения и  своеобразного познания реальнос-

    ти. Специфику  мифологического мышления Кассирер  видит в неразличе-

    нии  реального и идеального, вещи  и образа, тела и свойства, "нача-

    ла" и принципа, в силу чего сходство или смежность преобразуется в

    причинную  последовательность, а причинно-следственный  процесс име-

    ет  характер материальной метафоры. В мифологическом типе мировозз-

    рения  отношения не синтезируются, а  отождествляются, вместо "зако-

    нов"  выступают конкретные унифицированные образы,  часть  функцио-

    нально  тождественна целому.  Весь космос  построен по единой модели

    и  артикулирован посредством оппозиции  "сакрального"  (священного,

    т.е. мифически релевантного, концентрированного, с особым магичес-

    ким  отпечатком) и "профанного" (эмпирического, текущего). От этого

    зависят  мифологические представления о  пространстве, времени, чис-

    лах,  подробно  исследованные  Кассирером.  Идея  "конструирования"

    символического  мира в мифологии, выдвинутая  Кассирером, очень глу-

    бока. Но Кассирер (в соответствии со  своей неокантианской  филосо-

    фией) избегает сколько-нибудь серьезной  постановки вопроса о соот-

    ношении  конструируемого мира и процесса  конструирования с действи-

    тельностью  и общественным бытием. 
 

                     
 
 
 
 

      8.   Психоанализ в изучении мифов. 
 

     В  работах немецкого психолога  В.Вундта в связи с генезисом   мифов

    особо  подчеркивалась  роль  аффективных  состояний и сновидений,  а

    также  ассоциативных цепей.  Аффектные состояния и  сновидения  как

    продукты  фантазии, родственные мифам, занимают  еще большее место у

    представителей  психоаналитической  школы  изучения  мифологических

    типов  мировоззрения  -  З.Фрейде и  его последователей.  Для Фрейда

    речь идет главным образом о вытесненных в подсознание  сексуальных

    комплексах, прежде  всего о так называемом "эдиповом комплексе" (в

    основе  которого лежат инфантильные  сексуальные влечения к родителю

    противоположного  пола) - мифы рассматриваются фрейдистами как отк-

    ровенное  выражение этой психологической  ситуации.

     Другую  попытку связать мифологические  мировоззрения с бессознате-

    льным  началом в психике предпринял  швейцарский ученый К.Г.Юнг, ис-

    ходивший (в  отличие от Фрейда) из  коллективных представлений и из

    символической  интерпретации мифа,  родственной  кассиреровской. Юнг

    обратил  внимание на общность в различных  видах человеческой фанта-

    зии  (включая миф, поэзию, бессознательное  фантазирование в снах) и

    возвел  это  общее к коллективно-подсознательным психологически ми-

    фоподобным  символам - архетипам.  Последние  выступают у  Юнга  как

    некие  структуры  первичных  образов   коллективной  бессознательной

    фантазии  и категории символической мысли,  организующие  исходящие

    извне  представления. Точка зрения Юнга  содержала опасность раство-

    рения  мифологии в психологии,  а  также крайнего расширения понятия

    мифа  до  продукта  воображения вообще (когда буквально любой образ

    фантазии в индивидуальном литературном произведении, сне, галлюци-

    нации  и т.д. рассматривался как миф). Эти тенденции отчетливо про-

    явились  у некоторых современных авторов,  испытавших в той или иной

    мере  влияние Юнга, таких как Дж. Кэмпбелл (автор монографии "Маски

    бога", 1959-70),  который склонен подходить  к мифологии не  как  к

    разновидности  типа  мировоззрения,  а  откровенно  биологизаторски,

    или  М.Элиаде,  выдвинувший модернизаторскую  теорию  мифотворчества

    как  спасения от страха перед историей (его основной подход к мифам

    опирается  прежде всего на характер функционирования  мифа в  ритуа-

    лах). 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 

    9.  Изучение мифологического мировоззрения в советской науке. 
 

     В  советской науке,  базировавшейся  на марксистско-ленинской мето-

    дологии,  изучение теории мифа в основном  шло по двум руслам -  ра-

    боты  этнографов  в  религиоведческом  аспекте,  и работы филологов

    (преимущественно  "классиков");  в последние  годы к мифологии стали

    обращаться  лингвисты-семиотики при разработке проблем семантики.

    К первой  категории  относятся  кроме   трудов   В.Г.Богораза   и

    Л.Я.Штернберга  советского периода работы А.М.Золотарева, С.А.Тока-

    рева, А.Ф.Анисимова,  Ю.П.Францева, Б.И.Шаревской,  М.И.Шахновича и

    др. Главным объектом исследования в их работах являются соотноше-

    ние  мифологии и религии,  религии  и философии и особенно отражение

    в  религиозных мифах производственной  практики,  социальной органи-

    зации,  различных обычаев и верований,  первых шагов классового не-

    равенства  и  другие  мировоззренческие  проявления.  А.Ф.Анисимов и

    некоторые  другие авторы слишком жестко  связывают миф с религией, а

    всякий  сюжет, не имеющий прямой религиозной  функции, отождествляют

    со  сказкой как носительницей стихийно-материалистических тенденций

    в  сознании  первобытного  человека.  В  книге Золотарева в связи  с

    проблемой  дуальной экзогамии дается анализ  дуалистических  мифоло-

    гий,  предвосхищающих изучение мифологической  семантики в плане би-

    нарной  логики,  которое ведется представителями  структурной антро-

Информация о работе Мифологические модели