Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:42, реферат
В начале данной работы, я хочу прояснить ее смысл,
объяснить, что вообще представляет собой мифология как наука,
представляет ли она интерес для изучения ее как исторического типа
мировоззрения. Изучая мифы различных времен и народов, можно
сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени
отражает восприятие человеком какого-либо природного явления
или исторического события. Конечно, миф нельзя рассматривать
как источник исторической информации, потому что каждый миф,
Введение 3
1.Мифология вообще 4
2.Роль мифологии в создании идеологических форм 6
3.Влияние мифологии на формирование героического эпоса 7
4.Связь мифологии и литературы 7
5.Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения 8
6.Специфика мифологического мышления 9
7.Символическая теория мифа 10
8.Психоанализ в изучении мифа 11
9.Изучение мифологического мировоззрения в советской науке 12
Заключение 14
Список использованной литературы
Французский ученый Леви-Брюль в своих работах 30-х гг. о перво-
бытном мышлении, построенных на этнографическом материале народов
Африки, Австралии и Океании, показал специфику первобытного мышле-
ния и его качественное отличие от научного мышления. Первобытное
мышление он считал "дологическим" (но не алогическим). Леви-Брюль
исходит из социальной (а не из индивидуальной) психологии. Коллек-
тивные представления (а именно - мифологические представления) яв-
ляются, считает он, предметом веры, а не рассуждений, носят импе-
ративный характер: если современный европеец дифференцирует ес-
тественное и сверхъестественное, то "дикарь" в своих коллективных
представлениях воспринимает мир единым. Эмоциональные и моторные
элементы
занимают в коллективных
включений и исключений. "Дологический" характер мифологического
мышления проявляется в частности, в несоблюдении логического зако-
на "исключенного третьего": объекты могут быть одновременно и са-
мими собой, и чем-то иным. В коллективных представлениях, считает
Леви Брюль, ассоциациями управляет закон партиципации (сопричас-
тия)
- возникает мифическое
и
страной света, между страной
света и цветами, ветрами,
кими животными, лесами, реками и т.д. Пространство в мифологии не-
однородно, его направления обременены различными качествами и
свойствами, представления о времени тоже имеет качественный харак-
тер. Леви-Брюль показал, как функционирует мифологическое мышле-
ние, как оно обобщает, оставаясь конкретным и пользуясь знаками.
Но сквозь призму "мистическим партиципации" он не заметил интел-
лектуального
смысла своеобразных
раций
и его практических
на
эмоциональных импульсах и
ные
представления) как основе
ценил значение его своеобразной логики, своеобразного интеллекту-
ального характера мифологии (постулат о "дологическом" характере
мифологического
мышления).
7. Символическая теория мифа.
Символическая теория мифа, в полном виде разработанная немецким
философом Э.Кассирером, позволила углубить понимание интеллекту-
ального
своеобразия мифологического
вается Кассирером не только как тип мировоззрения, но и также на-
ряду с языком и искусством как автономная символическая форма
культуры, отмеченная особым способом символической объективации
чувственных данных, эмоций. Мифология предстает как замкнутая сим-
волическая система, объединенная и характером функционирования, и
способом
моделирования окружающего
ховную деятельность человека и в первую очередь мифотворчество (в
качестве
древнейшего вида этой
Символизм мифа восходит, по Кассиреру, к тому, что конкретно-чувс-
твенное (а мифологическое мышление именно таково) может обобщать
только становясь знаком, символом - конкретные предметы, не теряя
своей конкретности, могут становится знаком других предметов или
явлений, т.е. их символически заменять. Мифическое сознание напо-
минает поэтому код, для которого нужен ключ. Кассирер выявил неко-
торые
фундаментальные структуры
мифического символизма. Он сумел оценить интуитивное эмоциональное
начало
в мифе и вместе с тем
рационально проанализировать
форму
творческого упорядочения и
своеобразного познания
ти. Специфику
мифологического мышления
нии реального и идеального, вещи и образа, тела и свойства, "нача-
ла" и принципа, в силу чего сходство или смежность преобразуется в
причинную последовательность, а причинно-следственный процесс име-
ет
характер материальной
рения отношения не синтезируются, а отождествляются, вместо "зако-
нов"
выступают конкретные
нально тождественна целому. Весь космос построен по единой модели
и
артикулирован посредством
т.е. мифически релевантного, концентрированного, с особым магичес-
ким отпечатком) и "профанного" (эмпирического, текущего). От этого
зависят
мифологические представления
лах, подробно исследованные Кассирером. Идея "конструирования"
символического мира в мифологии, выдвинутая Кассирером, очень глу-
бока. Но Кассирер (в соответствии со своей неокантианской филосо-
фией)
избегает сколько-нибудь
ношении
конструируемого мира и
тельностью
и общественным бытием.
8. Психоанализ в изучении мифов.
В работах немецкого психолога В.Вундта в связи с генезисом мифов
особо подчеркивалась роль аффективных состояний и сновидений, а
также ассоциативных цепей. Аффектные состояния и сновидения как
продукты фантазии, родственные мифам, занимают еще большее место у
представителей психоаналитической школы изучения мифологических
типов мировоззрения - З.Фрейде и его последователей. Для Фрейда
речь идет главным образом о вытесненных в подсознание сексуальных
комплексах, прежде всего о так называемом "эдиповом комплексе" (в
основе
которого лежат инфантильные
сексуальные влечения к
противоположного
пола) - мифы рассматриваются
ровенное
выражение этой
Другую
попытку связать
льным
началом в психике предпринял
швейцарский ученый К.Г.Юнг,
ходивший (в отличие от Фрейда) из коллективных представлений и из
символической интерпретации мифа, родственной кассиреровской. Юнг
обратил
внимание на общность в
зии (включая миф, поэзию, бессознательное фантазирование в снах) и
возвел это общее к коллективно-подсознательным психологически ми-
фоподобным символам - архетипам. Последние выступают у Юнга как
некие
структуры первичных образов
фантазии
и категории символической
извне
представления. Точка зрения
рения
мифологии в психологии, а
также крайнего расширения
мифа до продукта воображения вообще (когда буквально любой образ
фантазии в индивидуальном литературном произведении, сне, галлюци-
нации
и т.д. рассматривался как миф)
явились
у некоторых современных
мере влияние Юнга, таких как Дж. Кэмпбелл (автор монографии "Маски
бога", 1959-70), который склонен подходить к мифологии не как к
разновидности типа мировоззрения, а откровенно биологизаторски,
или М.Элиаде, выдвинувший модернизаторскую теорию мифотворчества
как
спасения от страха перед
опирается
прежде всего на характер
лах).
9.
Изучение мифологического мировоззрения
в советской науке.
В советской науке, базировавшейся на марксистско-ленинской мето-
дологии,
изучение теории мифа в
боты этнографов в религиоведческом аспекте, и работы филологов
(преимущественно "классиков"); в последние годы к мифологии стали
обращаться лингвисты-семиотики при разработке проблем семантики.
К первой категории относятся кроме трудов В.Г.Богораза и
Л.Я.Штернберга
советского периода работы А.М.
рева, А.Ф.Анисимова, Ю.П.Францева, Б.И.Шаревской, М.И.Шахновича и
др. Главным объектом исследования в их работах являются соотноше-
ние
мифологии и религии, религии
и философии и особенно
в
религиозных мифах
зации,
различных обычаев и верований,
равенства и другие мировоззренческие проявления. А.Ф.Анисимов и
некоторые другие авторы слишком жестко связывают миф с религией, а
всякий
сюжет, не имеющий прямой
со сказкой как носительницей стихийно-материалистических тенденций
в сознании первобытного человека. В книге Золотарева в связи с
проблемой
дуальной экзогамии дается
гий,
предвосхищающих изучение
нарной
логики, которое ведется