Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:42, реферат
В начале данной работы, я хочу прояснить ее смысл,
объяснить, что вообще представляет собой мифология как наука,
представляет ли она интерес для изучения ее как исторического типа
мировоззрения. Изучая мифы различных времен и народов, можно
сделать вывод, что каждый конкретный миф в той или иной степени
отражает восприятие человеком какого-либо природного явления
или исторического события. Конечно, миф нельзя рассматривать
как источник исторической информации, потому что каждый миф,
Введение 3
1.Мифология вообще 4
2.Роль мифологии в создании идеологических форм 6
3.Влияние мифологии на формирование героического эпоса 7
4.Связь мифологии и литературы 7
5.Изучение мифологии как исторического типа мировоззрения 8
6.Специфика мифологического мышления 9
7.Символическая теория мифа 10
8.Психоанализ в изучении мифа 11
9.Изучение мифологического мировоззрения в советской науке 12
Заключение 14
Список использованной литературы
пологии. В.Я.Пропп в "Морфологии сказки" (1928) выступил пионером
структурной фольклористики, создав модель сюжетного синтаксиса
волшебной сказки в виде линейной последовательности функций дейс-
твующих лиц; в "Исторических корнях волшебной сказки" (1946) под
указанную модель подводится историко-генетическая база с помощью
фольклорно-этнографического
материала, сопоставления
тивов с мифологическими представлениями, первобытными обрядами и
обычаями.
А.Ф.Лосев, крупнейший специалист по античной мифологии в отличие
от некоторых этнографов, не только не сводит миф к объяснительной
функции, но считает, что миф вообще не имеет познавательной цели.
По Лосеву, миф есть непосредственное вещественное совпадение общей
идеи и чувственного образа, он настаивает на неразделенности в ми-
фе идеального и вещественного, вследствии чего и является в мифе
специфичная для него стихия чудесного.
В 20-30-х гг. вопросы античной мифологии в соотношении с фолькло-
ром (в частности, использование народной сказки как средства ре-
конструкции
первоначальных редакций
вященных культом античных мифов) широко разрабатывались в трудах
И.М.Тронского, И.И.Толстого, И.Г.Франк-Каменецкий и О.М.Фрейден-
берг
исследовали миф в связи
с вопросами семантики и
некоторых существенных пунктах они предвосхитили Леви-Строса (в
частности, к его "трансформационной мифологии" очень близко их
представление о том, что одни жанры и сюжеты являются плодом
трансформации других, "метафорой" других).
М.М.Бахтин в своей работе о Рабле через анализ "карнавальной
культуры"
показал фольклорно-ритуально-
ческие корни литературы позднего средневековья и Ренессанса -
именно
своеобразная народная
культура оказывается промежуточным звеном между первобытной мифо-
логией
- ритуалом и художественной
лингвистов-структуралистов В.В.Иванова и В.Н.Топорова являются
опыты
реконструкции древнейшей
мифологической
семантики средствами
ким
привлечением разнообразных
дя
из принципов структурной
турной антропологии, они используют достижения и старых научных
школ,
в частности мифологической
их
трудах занимает анализ
пользуются в некоторых работах Е.М.Мелетинского (по мифологии
скандинавов,
палеоазиатов, по вопросам общей теории
мифа).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог изучению мифологии как исторического типа мировозз-
рения в западной (а также русской дореволюционной) науке, следует
отметить,
что если позитивистская
дела в мифах лишь "пережитки" и наивный донаучный способ объясне-
ния непознанных сил природы, то этнология 20 в. доказала, что
во-первых мифы в примитивных обществах тесно связаны с магией и
обрядом и функционируют как средство поддержания природного и со-
циального
порядка и социального
кое мышление обладает известным логическим и психологическим сво-
еобразием; в-третьих, мифотворчество является древнейшей формой,
своего рода символическим "языком", в терминах которого человек
моделировал,
классифицировал и
мого себя; но что в-четвертых - своеобразные черты мифологического
мышления имеют известные аналогии в продуктах фантазии человека не
только глубокой древности, но и других исторических эпох и, таким
образом, миф как тотальный или доминирующий способ мышления специ-
фичен для культур архаических, но в качестве некоего "уровня" или
"фрагмента" может присутствовать в самых разных культурах, особен-
но
в литературе и искусстве,
обязанных многим мифу
отчасти имеющих с ним общие черты ("метафоризм" и т.п.). Эти новые
позитивные представления практически, однако, трудно отделимы от
целого
ряда крайних и часто
ний
и идеалистических
тельного
момента, гипертрофии
тельного аспекта в них, к игнорированию историзма, к недооценке
социальных
и гносеологических корней
рот, к излишней интеллектуализации мифов, переоценке их "социоло-
гической"
функции.
Некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться
в
массовом сознании рядом с
элементами подлинно
учного знания, рядом с использованием строгой научной логики. В
наши
дни религиозные мифы
ныне
существующих религий
ными социальными и политическими силами для внедрения и поддержа-
ния религиозного сознания (идей смирения, терпения, загробного
воздаяния, и др.), а иногда и в политических целях, чаще всего в
реакционных (например, используемая сионизмом концепция "избранно-
го народа"). Все это надо иметь ввиду при обращении к мифам, во-
шедшим
в состав ныне существующих
религиозных систем и
- но
в очень трансформированном
ческими представлениями, которые служили в ряде случаев питатель-
ной почвой не только собственно религиозной идеологии, но и народ-
ного творчества, фольклорных мотивов. Следует учитывать и тенден-
цию
в обновленных вариантах
лигии от архаических элементов, т.е. прежде всего от мифологии,
антропоморфизма и т.д., как попытку "снять" конфликт между наукой
и
религией. Живучесть некоторых
ния
в области политической
ной психологии делает в определенных условиях массовое сознание
питательной
почвой для распространения "
ческого" мифа (например, немецкий нацизм в своих интересах не
только
стремился возродить и
манскую языческую мифологию, но и сам создавал своеобразные мифы -
расовый миф, соединяющийся с культом фюрера, ритуалом массовых
сборищ и т.д.). Однако подход к мифу, определение его места в пош-
лом и настоящем, требует строгого соблюдения историзма. Мифология
как
форма общественного сознания,
было
связано с определенным
ной культуры, как ступень сознания, предшествующая научному мышле-
нию, исторически изжила себя. Поэтому попытки апологетики и воз-
рождении мифа как действующей системы в современном обществе не-
состоятельны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) С.А.Токарев,
"Что такое мифология?", Москва 1983
г.
2) С.А.Токарев,
"Ранние формы религии и их развитие",
Москва 1985 г.
3) К.Леви-Строс,
"Структура мифа", Санкт-Петербург
1992 г.
4) М.И.Шахнович,
"Первобытная мифология и философия",
Москва 1984 г.
5) Энциклопедия
"Мифы народов мира", Москва/Минск/Смоленск
1994 г.
6) Философский
словарь, Москва 1975 г.