Наука как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:10, доклад

Описание

Наука-одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Наука представляет собой систему развивающегося знания и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит от намерений, настроений человека и человечества. В научном знании анализируются и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения. Поэтому развитие науки безгранично и бесконечно, поскольку безграничен и бесконечен окружающий мир.

Работа состоит из  1 файл

Наука как феномен культуры.docx

— 32.92 Кб (Скачать документ)

Наука как феномен  культуры

Наука-одна из доминант культуры, ее элемент, без науки культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Наука представляет собой систему развивающегося знания и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина. То есть содержание научного знания не зависит от намерений, настроений человека и человечества. В научном знании анализируются и раскрываются законы, свойства объективного мира, его связи и отношения. Поэтому развитие науки безгранично и бесконечно, поскольку безграничен и бесконечен окружающий мир.

Но, чтобы возникла наука, общество должно достичь не только определенного  уровня социально-экономического развития, порождающего потребность в научных  знаниях, но и сформулировать культуру определенного качества, культуру, в недрах которой возможно зарождение и развитие научного мышления, научного подхода к действительности, которая  создает условия или, по крайней  мере открывает известный простор для познавательной деятельности.

Следовательно, она - основное средство рациональной деятельности. Опираясь на научные знания, человек получает возможность овладевать природными и общественными силами. Такие  «указания» наука дает, прежде всего, благодаря анализу законов, существенных связей и отношений действительности. Но люди развивают науку не только для решений практических задач, но и для раскрытия тайн, загадок  природы.

Наука анализируется на многих, в  том числе и на мировоззренческих  уровнях. Эта тенденция все более  усиливается, и большая часть  крупнейших мировых ученых подчеркивают необходимость динамики морального созревания человечества до научных  открытий, ведения широкой просветительской деятельности в этом направлении  и в целом поднятия образовательного уровня народов мира. В совокупности это создает благоприятную ноосферу, которая и становится в свою очередь  питательной средой для развития гуманистической науки. Иначе говоря, социальные корни возникновения  и развития научных знаний следует  искать в материальной практике общественного  человека. Но, чтобы из этих корней возникло растение и дало плод, нужна благоприятная  обстановка, а она зависит от наличия  соответствующей культуры.

Таким образом, наука рождается  в недрах определенной культуры и  с помощью культурных норм. Научное  знание создается людьми определенной культуры, возникает и развивается  на соответствующей культурной основе.

Наука - чрезвычайно объемный организм. Он подразделяется на три большие  группы: естественные, общественные и  технические. Отрасли науки различают  по своим предметам и методам. Не по мере развития социума и культуры наука все больше принимает интегративный  вид. Наиболее активно сейчас развиваются  «смежные» междисциплинарные отрасли  науки: кибернетика, генная инженерия, биотехнология, радиогеология и  др.

Объем и различные направления  науки позволяют подразделять ее на фундаментальные и прикладные отрасли. Фундаментальные науки  заняты познанием законов, управляющих  поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы изучаются в «чистом», то есть абстрактном виде.

Прикладные науки заняты изысканием возможностей применения результатов  фундаментальных наук для решения  не только и познавательных, и социально-практических проблем.

Сама наука обладает определенными  характеристиками. Прежде всего, наука - объективна. Она отражает явления  и предметы так, как это существует в мире, в отличии от искусства и религии, которые субъективируют или мифологируют этот процесс. Объективность в обязательном порядке должна сочетаться с системностью. В своем развитии наука постоянно систематизирует явления по определенным признакам, принципам, что обеспечивает стройность и логичность самого знания. Научные знания обладают еще одним признаком - истинность.

Наука, подобно религии и искусству, в недрах мифологического сознания и в дальнейшем процессе культуры отделяется от него. Многие примитивные  культуры обходятся без науки, и  только в достаточно развитой культуре она становится особой, самостоятельно сферой культурной деятельности. При  этом наука в ходе своей исторической эволюции претерпевает существенные изменения, прежде чем принимает современный  облик. Изменяется и представления  о науке, характерные для культуры той или иной эпохи. Многие дисциплины, считавшиеся в прошлом науками, с современной точки зрения уже  не относятся к ним (например, алхимия  или хиромантия). Вместе с тем  современная наука ассимилирует в себе элементы истинного знания, содержавшиеся в различных учениях  прошлого.

Наука как явление общества и  элемент его культуры в своем  историческом развитии прошла две основные стадии.

Первая стадия характеризовала  становление и развитие науки  в процессе дифференциации античной культуры и утраты ею своей синкретичности, в процессе противостояния с религией в эпоху Средневековья и Возрождения. Многовековой процесс становления и различения материальных и духовных благ в Древнем Египте, Индии, Китае, античности и других центрах культуры привел к самостоятельному функционированию религии, морали, искусства, образования, воспитания, политики, права. Это подготовило социальную базу и для возникновения науки как самостоятельного явления духовной жизни.

Первоначально наука на протяжении многих веков была связана в основном с наблюдениями, первичным обобщением знаний, интуитивными выводами на основе богатого опыта и индивидуальных способностей мыслителей. Научные знания носили рецептурно-прикладной, непосредственно-практический характер. Они были сакрализованными - хранились и передавались другим в основном комплексно, вместе с религиозно-мистическими и мифологическими воззрениями, жизненным опытом и заимствованиями из народной устной культуры.

В результате научной революции XVI-XVII веков в Европе сформировалась наука  в современном ее понимании. Началась вторая стадия ее социокультурной жизни. Культурными основаниями науки  стали строгие, проверяемые теоретические  и экспериментальные знания, имеющие  гораздо большую ценность и значимость.

Наука масштабно используется в  развитии техники и технологий, в  организации и осуществлении  производства материальных благ и всей материальной культуры. Научные рекомендации находят воплощение в освоении природы, в государственном управлении, обосновании  прав и свобод личности, смысла жизни, в решении многих других задач. К  сожалению, наука способствовала созданию новых средств вооруженного насилия, которые использовались в крупных  региональных и мировых войнах. Мировая  культура получила, таким образом, еще  один опасный фактор кризисного существования. Огромная роль современной науки  в развитии духовной культуры.

Признаки науки на первой стадии ее развития не потеряли своего ценностно-культурного  значения. Они оказались интегрированными в современный «организм» науки.

Можно выделить два важных направления  воздействия науки на прошлую  и современную культуру. Одно из них состоит в том, что наука  развивает культуру, а иногда и  тормозит ее, своим собственным содержанием, формами и средствами функционирования. Другое направление раскрывает влияние  науки на элементы культуры: систему  ценностей, на материальную и духовную культуру, на культуру видов деятельности и самих субъектов.

Первое направление указывает  на локальность науки в культуре. Наука, обладая самостоятельностью в культуре, как и другие ее элементы, развивается кумулятивно, по своим  принципам, законам, условиям и т. п. Она способствует совершенствованию  культурного процесса Баранов А.П. Роль науки в культуре современности. М.:Инфра-М, 2007, С, 79:

 участием в разложении на  самостоятельные элементы синкретической  архаической и более поздних  «целостных» культур;

 формированием своих особых культурологических основ становления и развития: отделение умственного труда от физического и признание ценности умственной деятельности; связь с научным знанием; понимание специфики материальных и духовных ценностей для жизни людей; интеллект человека, его познавательные и конструктивно-творческие способности; потребность в точных знаниях и т. п.;

-- своей динамикой исторического  развития: взлет науки в эпоху  античности; сдерживание ее в  средневековой Европе и поддержка  в арабо-мусульманском мире; становление  подлинно-экспериментальной и точной  науки в Новое время; научно-технический  прогресс в Новейшее время;  социально-гуманитарный прогресс  науки в XXI веке;

-- спецификой научной деятельности  как разновидности социокультурного процесса;

-- гносеологическим содержанием  науки, представляющим ценность  для общества: истинные знания; объективация (опредмечивание) научных знании в продуктах материального и духовного труда; сам научный процесс как ценность культуры; обоснование ценности человека в мире культуры, сохранение его дара жизни, мира в обществе и благоприятной среды обитания, а также принципы, способы, методы, средства добывания истинного научного знания и его воплощение в культуре;

Второе направление раскрывает воздействие науки на все содержание культуры, на ее конкретные элементы. Наука  развивает культуру не только через  свое собственное совершенствование, но и активно взаимодействуя с  материальной и духовной культурой, с другими общественными явлениями  и природой.

Сегодня наука проявляет себя в  финансовой и материально-производственной сферах, в политике, праве, социальной сфере, в военном деле.

Наука тесно связана с образованием, воспитанием, видами искусства, свободой совести, информационной жизнью и другими  элементами духовной культуры Баранов  А.П. Роль науки в культуре современности.

С различными компонентами культуры наука взаимодействует своеобразно  на основе своей специфики и особенностей объекта взаимодействия. Но при этом проявляются и общие признаки функционирования науки в культуре. Некоторые из них рассматривались  выше. Так, отношения науки с религией никогда не были «теплыми», органичными. Они всегда оставались сложными, а  иногда приобретали враждебный характер. Наиболее ярко социально-культурный антагонизм науки и религии проявился  в европейской средневековой  инквизиции. Католическая церковь открыто  и жестоко преследовала не только своих отступников от веры, но и  ученых - естествоиспытателей, представителей других наук.

В современных развитых странах  отношения науки и религии  стали более лояльными. Но существует множество стран, в которых верования  только подходят к взаимоуважительным отношениям с наукой. Еще имеют место факты провозглашения той или иной религии официальной религией. Данные факты относятся прежде всего к исламу. Но во многих странах церковь отделена от государства, а школа -- от церкви. Тем самым создана положительная основа для равноценного и доброжелательного сосуществования науки и религии.

Своеобразие функционирования науки  в культуре проявляется и в  том, что на ее основе могут формироваться  субкультуры - достаточно локальные  образования, обладающие ярко выраженной спецификой. Например, сложились субкультуры  по разработке и производству электронной техники, автомобилей и автотранспорта, средств связи, по исследованию космоса, генной инженерии, производству вооружений и др. Некоторые из субкультур имеют региональный или общепланетарный характер, а часть - внутригосударственную (внутрикультурную) направленность.

Через субкультуры реализуется  динамика совокупной науки. Она состоит  в том, что научно-практическая деятельность человечества, его конкретных субъектов  все более вовлекает в себя не только природу, но и самого человека, а также особые отрасли научного знания, заменяет биосферу ноосферой, миром научных и технических  фактов вместо обыденно-практических действий. Данный процесс актуализирует  важность развития духовности ученого, каждого индивида с тем, чтобы  их деятельность не оказалась во власти научного, рационального бездушия и  антикультуры.

Наука как процесс добывания, развития и применения знаний функционирует, прежде всего, в сфере духовной культуры. Она воспроизводит теоретико-концептуальные знания как духовные ценности, развивает  сознание и познавательные способности  людей, формирует многие нормы и  принципы, идеалы, ценностные ориентации, убеждения.

Научные знания составляют главное  содержание объективно-истинной картины  мира, усвоение которой для современного человека представляет существенный элемент  его духовной культуры.

Естественнонаучные знания в картине  мира указывают на степень познания и освоения человеком природы, себя самого как части природы. Нидерландский  мыслитель XX в. Й. Хейзинга отмечал, например, что человек всегда стремился подчинить себе природу, господствовать над ней. И в этом он достиг многого. Но менее всего человеку удалось изучить собственную природу и господствовать над самим собой. Культурным, отмечал он, следует считать такое состояние общества, которое отражает уравновешенность научного освоения внешней природы и способности людей научно-духовно возвыситься над природой своего организма. Тогда жизнь общества и человека могут расцениваться не как удовлетворение «голой нужды» или откровенного самолюбия, а как гармония, порядок, составляющие в совокупности культуру.

Достичь гармоничного взаимодействия человека и природы, сформировать экологическую  культуру можно на основе развитой общей духовной культуры личности, нравственности, а также полноценных  знаний об окружающем природном мире и самом человеке как неотделимой  частице природы. Человечество должно усвоить истину: хищническое, варварское отношение к природе есть такое  же варварское и неуважительное отношение  человека к самому себе и другим людям. Данный постулат должен присутствовать на обыденно-практическом и научно-теоретическом уровнях сознания людей, составлять ведущее кредо их духовности.

Постичь эту сущность помогает и  собственно гуманитарное научное знание, под которым в данном контексте  понимаются теоретико-концептуальные положения о человеке и обществе, о социальности людей. Развивая гуманитарное знание, наука способствует «выравниванию» знаний о трех основных формах бытия: природе, человеке и обществе. Строго научные, проверяемые теоретические знания о взаимодействии личности и общества, других социальных субъектов позволяют не только развивать сознание и мировоззрение людей, но и осуществлять поступательное продвижение социально-экономической и политико-правовой сфер жизни, успешно и цивилизованно (то есть в соответствии со статусом личности и других субъектов) решать другие проблемы социокультурного развития.

Информация о работе Наука как феномен культуры