Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 09:11, реферат
Наука, как следует из всего вышесказанного является важнейшим элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул и т.д. и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.
Специфика науки
Становление науки
Институализация науки
Наука и техника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специфика науки
Наука, как следует из всего вышесказанного является важнейшим элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул и т.д. и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.
Например, от искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство характеризуют как “мышление в образах”, наука же есть “мышление в понятиях”. Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры.
Становление
науки
Хотя элементы научных знаний начали формироваться в более древних культурах (Шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение наука относят к 6 в до н.э., когда в Древней Греции, возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит), сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем и достаточно высокого уровня культуры, отрывающего возможность для систематического знания наукой. Более чем двухтысячелетняя история развития науки обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций ее развития. “Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений”, - писал Ф.Энгельс.
Как показали современные исследования, эта положение может быть выражено в строгой формуле экспонционального закона, характеризующего возрастание некоторых параметров науки, начиная с 17 века. Так объем научной деятельности удваивается примерно каждые 10-15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, профессионально занимающихся наукой. По данным ЮНЕСКО, за последние 50 лет ежегодное увеличение числа научных работников составляло 7%, в то время как численность всего населения выпасла лишь на 1,7% в год. В результате число ныне живущих ученых и научных работников составляет свыше 90% от общего числа ученых за всю историю науки.
Развитию науки
свойственен кумулятивный характер:
на каждом историческом этапе она
суммирует в концентрированном
виде свои прошлые достижения, и
каждый результат науки входит неотъемлемой
частью в ее общий фонд; он не перечеркивается
последующими успехами познания, а
лишь переосмысливается и
Процесс развития науки
находит свое выражение не только
в возрастании суммы
Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути и развития науки, что приводит время от времени к научным революциям, т.е радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки Чередование экстенсивных и революционных периодов развития характерно как для науки в целом, так и для отдельных ее отраслей.
Всю историю науки
пронизывает сложное сочетание
процессов дифференциации и интеграции:
освоение новых областей реальности
и углубление познания приводит к
дифференциации науки, к дроблению
ее на все более специализированные
области знания; вместе с тем потребность
в синтезе знания постоянно находит
выражение в тенденции к
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы - естественные, социогуманитарные и технические, различающиеся по своим предметам и методам.
Наряду с традиционными
исследованиями проводимыми в рамках
какой-либо одной отрасли науки,
проблемный характер ориентации современной
науки вызвал к жизни широкое
развертывание
Такого рода проблемы,
возникающие в связи с решением
крупных хозяйственных и
По своей направленности, по непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Эти законы изучаются в “чистом виде” безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.
В науке можно
выделить эмпирический и теоретический
уровни исследования и организации
знания. Элементами эмпирического знания
являются факты, получаемые с помощью
наблюдений и экспериментов и
констатирующие качественный и количественный
аспекты изучаемых предметов
и явлений. Устойчивые связи между
эмпирическими характеристиками выражаются
в эмпирических законах, часто имеющих
вероятностный характер. Теоретический
уровень научного знания предполагает
открытие законов, дающих возможность
идеализированного описания и объяснения
эмпирических явлений. Формирование теоретического
уровня науки приводит к качественному
изменению эмпирического
Все теоретические
дисциплины так или иначе уходят
своими историческими корнями в
практический опыт. Однако в ходе развития
отдельных наук открываются сугубо
теоретические (например, математика),
возвращаясь к опыту только в
сфере своих практических приложений.
Институализация
науки
Оформление науки
в качестве социально-культурного
института произошло в 17-18 веках,
когда в Европе были образованы первые
научные общества и академии, началось
издание научных журналов. На рубеже
19-20 веков возникает новый способ
организации науки - крупные научные
институты и лаборатории с
мощной технической базой, что приближает
научную деятельность к формам современного
индустриального труда. Современная
наука все глубже связывается
с другими
Наука и техника
Науку 20 века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой осовременной научно-технической революции, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в ХХ столетии не только привёл к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.
Общекультурное предназначении
техники — освобождение человека
от “объятий” природы, обретение
им свободы и некоторой
Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщённостью людей. Достигая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создаёт угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.
Оказывая воздействие
на интеллектуально-духовную жизнь
личности (и общества), современная
компьютеризация
Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усреднённого потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.
Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая “дефицит человечности”, появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.
Нет никакого сомнения,
что компьютерная техника играет
существенную роль в профессиональном
развитии человека, оказывает большое
влияние на общекультурное развитие
личности: способствует росту творчества
в труде и познании, развивает
инициативность, нравственную ответственность,
умножает интеллектуальное богатство
личности, обостряет понимание людьми
смысла своей жизни и назначения
человека в обществе и в универсальном
мире. Но верно также и то, что
она несёт в себе угрозу духовной
односторонности, выражающейся в формировании
технократического типа личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результата своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой. Поэтому особое внимание сегодня следует обратить на важнейшую проблему гуманизации науки, которая широко обсуждается в мировой печати.