Обряд бракосочетания на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:23, реферат

Описание

Обрядовое действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…….3
1.Свадебные обычаи разных стран мира……………………………….5
1.1. Возникновение свадебных обрядов……………………………………..5
1.2. Современные свадебные обычаи в разных странах мира…………….8
2. Обряд бракосочетания на Руси……………………………………….11
2.1. История возникновения обряда бракосочетания на Руси………….11
2.2. Особенности обряда бракосочетания на Руси………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

Готовая работа Обряд бракосочетания.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

    В Индии после окончания церемонии  бракосочетания один из мужчин-членов семьи осыпает жениха и невесту  лепестками цветов. Этот ритуал символизирует  защиту молодых от злых сил[10, с. 345].

    Из  Китая к нам пришла традиция, когда жених и невеста во время свадебной церемонии пьют вино из бокалов, связанных красной лентой.

    В некоторых странах к машине, на которой едут молодожены, привязывают  пустые банки, чтобы их шум отгонял  злых духов[10, с. 345].

    Во  Франции молодожены придерживаются старой традиции и выпивают за свое счастье из большой чаши с двумя ручками[10, с. 345].

    В некоторых странах, на молодоженов  бросают что-нибудь, как гарантию благополучия, например рис или монеты. Красивый обычай, связанный с использованием цветов, принят в Индии: для отвращения зла жениха и невесту по окончании церемонии осыпают душистыми лепестками[10, с. 345].

    Цветы являются неотъемлемым атрибутом свадьбы  афроамериканцев. Женщины украшают себя цветами и ракушками в  знак чистоты и непорочности, а потом прыгают со своим избранником через метлу, что знаменует начало семейной жизни[10, с. 345].

    Жители  Бермудских островов украшают верхний  ярус свадебного пирога крошечным молодым  деревцем. После этого они сажают это деревце напротив своего дома в знак того, что их брак будет длиться, пока растет дерево[10, с. 345].

    Среди жителей племени Навахо, одного из крупнейших индейских народов США, традиционное платье невесты состоит  из четырех цветов, каждый из которых  представляет сторону света: черный цвет - север, синий - юг, оранжевый - запад, белый - восток. В течение церемонии пара стоит лицом на восток: по направлению туда, где восходит солнце, что символизирует начало новой жизни[10, с. 347].

    Традиции  похищать невест существуют или существовали во многих странах. Например, в Японии такой свадебный обычай продолжал существовать почти до 1868 года, а в Англии (причем на вполне законном основании) - до царствования Генриха VII. Впоследствии он был отменен законом, но в Ирландии случаи похищения богатых наследниц отмечались вплоть до XVIII столетия. В Италии для охраны дочерей состоятельные семьи нанимали специальные отряды стражи. Насильственная кража будущих жен была очень распространенным обычаем у албанцев, просуществовавшим до начала XIX столетия. В некоторых отдаленных горных районах он действовал и до XX века. А у чилийских арауканов на юге страны эта форма брака практикуется до сих пор[10, с. 347].

    Во  многих европейских странах обязательным предметом на свадебном торжестве  является серебреный поднос, куда желающие потанцевать с невестой гости кладут деньги[10, с. 347].

    Русский обычай гласит, что жених не должен видеть невесту накануне свадьбы. Сейчас это имеет смысл хотя бы для  того, чтобы красиво забрать невесту  из дома[10, с. 347].

    Еще один красивый русский обычай: родители встречают молодожёнов хлебом да солью, преподнося им каравай на вышитом рушнике. Жених и невеста должны откусить от каравая по кусочку, не касаясь его руками. Считается, что тот, кто откусит больший кусок, тот и будет хозяином в доме [10, с. 348].

    По  традиции, пришедшей к нам с  Запада, невеста должна бросить свадебный  букет незамужним подругам, и та, которая его поймает, по примете, выйдет замуж быстрее остальных  подруг. Подобно тому, как невеста  бросает свой букет незамужним подругам, жених бросает снятую с ножки невесты подвязку своим холостым друзьям. Женится первым тот, кто её поймаетмм[10, с. 348].

    Через порог дома жених должен перенести  невесту на руках. Наши предки считали  невесту лакомым кусочком для  злых духов. И вот чтобы на неё не навели порчу, жених нёс свою любимую на руках. Перед тем как молодожёны войдут в дом, под порог кладут незапертый замок, а как только войдут - замок запирают на ключ и выбрасывают. Делается это для того, чтобы молодые жили вместе в согласии, чтобы брак был долгий и благополучный[10, с. 348]. 
 

    2. Обряд бракосочетания  на Руси

    2.1. История возникновения  обряда бракосочетания  на Руси 

    Обрядовое  (магическое)  действие  является  способом  мышления   наших  предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако  обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа  в одно  духовное  целое  (обряд  един  и  общеобязателен   и,   следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом).  Обряд  совершали  так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял  народ  не только географически, но и исторически, образуя духовную связь,  уходящую  в глубь времен[2, с. 112].

       Объединение людей в рамках  своей культуры, передача, сохранение  с  его помощью  этнического  поведения,  воспитание   национальных   и   культурных особенностей данного человеческого  коллектива   -  эти  свойства  позволили обрядам прожить века и  века,  стать  важнейшим  элементом  народной  жизни[2, с. 155].

      Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии. Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных,  часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди  подобных обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место[2, с. 156].

      Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных празднеств и тысячью нитей, намеков,  образных  перекличек  было  связано  с ними [2, с. 167]. 

    Обряд является совокупностью условных, традиционных действий,  лишённых непосредственной  практической  целесообразности,   но   служащих   символом определенных  социальных  отношений,  формой  их  наглядного   выражения   и закрепления [2, с. 167].

      С   возникновением   классов,   государства   и   церкви    формируется специфическая  церковная  обрядность,  ритуалы  и  церемонии,  связанные   с общественными  и  государственно-политической   жизнью,   и   продолжают   и продолжают   существовать   бытовые   традиции.   К   их   числу   относятся производственные  обряды,  связанные   с   земледелием,   семейные   обряды, связанные с рождением и смертью, свадьбой и др[2, с. 203]. 

     2.2. Особенности обряда  бракосочетания на  Руси 

    Русские  женились очень рано.  Этим родители  пытались уберечь  своих чад  от  соблазнов холостой жизни, были к тому и другие причины. Женитьбе  могли   препятствовать  только  болезнь   или обещание уйти  в  монастырь.  Свобода выбора  при  вступлении  в  брак практически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле.  При подборе супругов  старшие   исходили  в  основном   из  сословных   и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению  своей судьбы и,  несмотря  на  внушительное число  романтических  историй  о разбитых сердцах в  отечественной литературе,  браки по  родительскому расчету часто оказывались счастливыми [4, с.123 ].

     Холостая жизнь,  если судить  по  пословицам, особой  прелести  не представляла. Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогай боже,  а женатому  хозяйка поможет.  Семья воюет,  а  одинокий горюет [4, с. 123].

      Замужняя жизнь тоже  предпочиталась девичеству.  Не та  счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него– вдвое. Хоть лыками сшит, да муж [4, с. 123].

     Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирая им невест [4, с. 123].   

     Перед поездкой  в  церковь жениха и  невесту сажали  на  мех. Свахи  чесали им  волосы,  смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном  с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи [4, с. 123].

        Вплоть до  XVIII  в.,  т. е.  до  петровских  нововведений  старые свадебные обычаи  соблюдались  всеми, в  том  числе и  высшими  слоями общества. С  XVIII в.  народный обряд  начинает вытесняться  в  высшем обществе общеевропейским «политесом» [4, с. 123].

       Старый дореволюционный  обряд  состоял из  трех  основных  циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного,  что было одинаково  для всех сословий.  При  самом  строгом  следовании  обычаям  первый  цикл включал сватовство,  осмотр  дома, девишник  и  мальчишник,  обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой) [4, с. 123].

       Второй цикл – сбор свадебного  поезда, приезд жениха за  невестой, встреча молодых  в  доме  родителей, привоз  приданого,  обряды  после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир[4, с. 123].

     К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» -  визиты молодых к ближайшим родственникам[4, с. 123].

      Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих  князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же  брачные обряды  у  каждого  сословия  различались.  Многообразие  ритуалов   и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье [4, с. 123].

        В старые времена  роковой вопрос «Ну  где, где же  познакомиться?» решался весьма просто.  Существовали определенные  места (для  каждого сословия свои), где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу. Горожане –  выходцы  из  деревень  присматривали  себе  невест  на игрищах, которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах [4, с. 123] .

        В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных родственниц вели в известный день на условное место [4, с. 123] .

    В мещанской городской среде в  воскресенье устраивались  вечеринки.

На них  пели  под гитару  или гармонь  романсы,  играли в  увлекательные игры –  флирт цветов,  краски, телефон и т.  п. и танцевали польку, кадриль и краковяк. На вечерах царила весьма лирическая атмосфера [4, с. 123].

    В более  культурной среде  устраивались  домашние вечера.  На  них танцевали под фортепиано  вальсы и кадрили,  также пелись романсы,  но уже романтические, более художественные. Правила приличия  соблюдались строже, чем на вечеринках [5, с. 180]  .

    В дворянских и богатых  купеческих семьях девушек с  определенного

возраста  вывозили  на  танцевальные  вечера  и  балы,  сезон  которых открывался с  октября.  Самым  благодатным  местом  для  знакомства  и сватовства считалась Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному [5, с. 180].

        «Выбирай не невесту, а сваху»  - гласит народная пословица, а это означает, что к процессу сватовства относились прежде очень  серьезно. Право же, искусная, ловкая сваха  порой лучше жениха и невесты  знала, что именно подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи [5, с. 180].

      В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку,  разузнать какое приданое  дается за невестой, в чем оно состоит:  в платьях ли, деньгах, вотчинах и  т.п. [5, с. 180].

      Вопрос о свадьбе  решали в  тот же день,  не прибегая  ни к  каким иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа  и, расставаясь, сразу же договаривались о смотринах. (Чего тут калякать? Давайте свадьбу стряпать!). При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого, включающая доскональные  сведения о  том,  какая за  невестой  обещана недвижимость, а также  серебро, золото,  ювелирные украшения,  мебель, одежда, постельное белье [5, с. 180].

     Ежели сватовство  оказывалось успешным,  после обсуждения  росписи

приданого обычно через неделю назначались  смотрины [5, с. 180].

    Уникальным  явлением  допетровской Руси  были царские  смотрины.  В

силу  того, что  Европа еще  мало знала  о России  русские государи  не могли жениться на  дочерях иноземных властителей,  и московским  царям приходилось выбирать себе невесту из подданных [5, с. 180].

Информация о работе Обряд бракосочетания на Руси