Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:23, реферат
Обрядовое действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен.
Введение………………………………………………………………..…….3
1.Свадебные обычаи разных стран мира……………………………….5
1.1. Возникновение свадебных обрядов……………………………………..5
1.2. Современные свадебные обычаи в разных странах мира…………….8
2. Обряд бракосочетания на Руси……………………………………….11
2.1. История возникновения обряда бракосочетания на Руси………….11
2.2. Особенности обряда бракосочетания на Руси………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………24
В
Индии после окончания
Из Китая к нам пришла традиция, когда жених и невеста во время свадебной церемонии пьют вино из бокалов, связанных красной лентой.
В некоторых странах к машине, на которой едут молодожены, привязывают пустые банки, чтобы их шум отгонял злых духов[10, с. 345].
Во Франции молодожены придерживаются старой традиции и выпивают за свое счастье из большой чаши с двумя ручками[10, с. 345].
В некоторых странах, на молодоженов бросают что-нибудь, как гарантию благополучия, например рис или монеты. Красивый обычай, связанный с использованием цветов, принят в Индии: для отвращения зла жениха и невесту по окончании церемонии осыпают душистыми лепестками[10, с. 345].
Цветы являются неотъемлемым атрибутом свадьбы афроамериканцев. Женщины украшают себя цветами и ракушками в знак чистоты и непорочности, а потом прыгают со своим избранником через метлу, что знаменует начало семейной жизни[10, с. 345].
Жители Бермудских островов украшают верхний ярус свадебного пирога крошечным молодым деревцем. После этого они сажают это деревце напротив своего дома в знак того, что их брак будет длиться, пока растет дерево[10, с. 345].
Среди жителей племени Навахо, одного из крупнейших индейских народов США, традиционное платье невесты состоит из четырех цветов, каждый из которых представляет сторону света: черный цвет - север, синий - юг, оранжевый - запад, белый - восток. В течение церемонии пара стоит лицом на восток: по направлению туда, где восходит солнце, что символизирует начало новой жизни[10, с. 347].
Традиции похищать невест существуют или существовали во многих странах. Например, в Японии такой свадебный обычай продолжал существовать почти до 1868 года, а в Англии (причем на вполне законном основании) - до царствования Генриха VII. Впоследствии он был отменен законом, но в Ирландии случаи похищения богатых наследниц отмечались вплоть до XVIII столетия. В Италии для охраны дочерей состоятельные семьи нанимали специальные отряды стражи. Насильственная кража будущих жен была очень распространенным обычаем у албанцев, просуществовавшим до начала XIX столетия. В некоторых отдаленных горных районах он действовал и до XX века. А у чилийских арауканов на юге страны эта форма брака практикуется до сих пор[10, с. 347].
Во
многих европейских странах
Русский обычай гласит, что жених не должен видеть невесту накануне свадьбы. Сейчас это имеет смысл хотя бы для того, чтобы красиво забрать невесту из дома[10, с. 347].
Еще один красивый русский обычай: родители встречают молодожёнов хлебом да солью, преподнося им каравай на вышитом рушнике. Жених и невеста должны откусить от каравая по кусочку, не касаясь его руками. Считается, что тот, кто откусит больший кусок, тот и будет хозяином в доме [10, с. 348].
По традиции, пришедшей к нам с Запада, невеста должна бросить свадебный букет незамужним подругам, и та, которая его поймает, по примете, выйдет замуж быстрее остальных подруг. Подобно тому, как невеста бросает свой букет незамужним подругам, жених бросает снятую с ножки невесты подвязку своим холостым друзьям. Женится первым тот, кто её поймаетмм[10, с. 348].
Через
порог дома жених должен перенести
невесту на руках. Наши предки считали
невесту лакомым кусочком для
злых духов. И вот чтобы на неё не навели
порчу, жених нёс свою любимую на руках.
Перед тем как молодожёны войдут в дом,
под порог кладут незапертый замок, а как
только войдут - замок запирают на ключ
и выбрасывают. Делается это для того,
чтобы молодые жили вместе в согласии,
чтобы брак был долгий и благополучный[10,
с. 348].
2. Обряд бракосочетания на Руси
2.1.
История возникновения
обряда бракосочетания
на Руси
Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен[2, с. 112].
Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства позволили обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни[2, с. 155].
Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии. Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место[2, с. 156].
Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных празднеств и тысячью нитей, намеков, образных перекличек было связано с ними [2, с. 167].
Обряд является совокупностью условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления [2, с. 167].
С возникновением классов,
государства и церкви
формируется специфическая церковная
обрядность, ритуалы и церемонии,
связанные с общественными и
государственно-политической жизнью,
и продолжают и продолжают
существовать бытовые традиции.
К их числу относятся
производственные обряды, связанные
с земледелием, семейные
обряды, связанные с рождением и смертью,
свадьбой и др[2, с. 203].
2.2. Особенности обряда
бракосочетания на
Руси
Русские женились очень рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой жизни, были к тому и другие причины. Женитьбе могли препятствовать только болезнь или обещание уйти в монастырь. Свобода выбора при вступлении в брак практически отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При подборе супругов старшие исходили в основном из сословных и имущественных интересов, а там «стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы и, несмотря на внушительное число романтических историй о разбитых сердцах в отечественной литературе, браки по родительскому расчету часто оказывались счастливыми [4, с.123 ].
Холостая жизнь, если судить по пословицам, особой прелести не представляла. Не женат – не человек. Холостой – полчеловека. Холостому помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет [4, с. 123].
Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе, а без него– вдвое. Хоть лыками сшит, да муж [4, с. 123].
Совершались браки и по воле высочайших особ. Цари и великие князья женили своих приближенных, сами подбирая им невест [4, с. 123].
Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи [4, с. 123].
Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений старые свадебные обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII в. народный обряд начинает вытесняться в высшем обществе общеевропейским «политесом» [4, с. 123].
Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник, обрядовое мытье жениха и невесты в бане (перед свадьбой) [4, с. 123].
Второй цикл – сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир[4, с. 123].
К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам[4, с. 123].
Одинаковым практически для каждого россиянина – от великих князей до последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды у каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и т. д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье [4, с. 123].
В старые времена роковой вопрос «Ну где, где же познакомиться?» решался весьма просто. Существовали определенные места (для каждого сословия свои), где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу. Горожане – выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах, которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах [4, с. 123] .
В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных родственниц вели в известный день на условное место [4, с. 123] .
В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки.
На них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры – флирт цветов, краски, телефон и т. п. и танцевали польку, кадриль и краковяк. На вечерах царила весьма лирическая атмосфера [4, с. 123].
В более культурной среде устраивались домашние вечера. На них танцевали под фортепиано вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уже романтические, более художественные. Правила приличия соблюдались строже, чем на вечеринках [5, с. 180] .
В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного
возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному [5, с. 180].
«Выбирай не невесту, а сваху» - гласит народная пословица, а это означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно. Право же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты знала, что именно подойдет каждому. Делились свахи на две категории: свахи по страсти к свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи [5, с. 180].
В обязанности свах входило не только совершить само сватовство, но и провести предварительную разведку, разузнать какое приданое дается за невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т.п. [5, с. 180].
Вопрос о свадьбе решали в тот же день, не прибегая ни к каким иносказательным и поэтическим приемам. В случае положительном родители невесты и сваха трижды обходили вокруг стола, крестились на образа и, расставаясь, сразу же договаривались о смотринах. (Чего тут калякать? Давайте свадьбу стряпать!). При удачном сватовстве стороне жениха вручалась роспись приданого, включающая доскональные сведения о том, какая за невестой обещана недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель, одежда, постельное белье [5, с. 180].
Ежели сватовство оказывалось успешным, после обсуждения росписи
приданого обычно через неделю назначались смотрины [5, с. 180].
Уникальным явлением допетровской Руси были царские смотрины. В
силу того, что Европа еще мало знала о России русские государи не могли жениться на дочерях иноземных властителей, и московским царям приходилось выбирать себе невесту из подданных [5, с. 180].