Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:47, дипломная работа

Описание

Основной целью исследования является выявление личностных качеств, формирующихся в процессе общения в хореографическом коллективе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Анализ литературы
Ознакомление с процессом общения;
Характеристика понятия личность и коллектив (хореографический коллектив);
Определение видов общения характерных для хореографического коллектива;
Выявление личностных качеств человека, формирующихся в процессе общения.

Содержание

Введение
1 глава. Процесс общения
1.1. Общая характеристика общения
1.2. Структура общения
1.3. Виды общения
1.4. Функции общения
2 глава. Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности
2.1. Понятие личности
2.2. Хореографический коллектив как форма организации творческого процесса
2.3. Виды общения, характерные для хореографического коллектива и способствующие формированию личности
3 глава. Формирование личности в процессе общения в хореографическом коллективе
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Общение в хореографическом коллективе .doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования 

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Хореографический  факультет 
 

Допущен к защите 

Декан

«» 2008г. 

Выпускная квалификационная

(дипломная  работа) 

Тема

Общение в хореографическом коллективе

как фактор формирования личности 

Студентки группы 505 Дрегиной Екатерины Александровны

Специальность 053000 «Народное художественное творчество»

Руководитель Нарская Тамара Борисовна

Рецензент

Диплом  защищен

Протокол  ГАК№ от «» 2008г.

С оценкой

Челябинск 2008г. 

Оглавление 

Введение 

1 глава. Процесс  общения 

  1.1. Общая  характеристика общения

      1.2. Структура общения

      1.3. Виды общения

      1.4. Функции общения 

2 глава. Общение  в хореографическом  коллективе как  фактор формирования  личности

    2.1. Понятие личности

     2.2. Хореографический коллектив как форма организации творческого процесса

     2.3. Виды общения, характерные для хореографического коллектива и способствующие формированию личности 

3 глава. Формирование личности в процессе общения в хореографическом коллективе  

Заключение

Библиографический список

Приложение  
 
 

Введение

 

     Тема  работы – «Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности» выбрана автором работы не случайно. Актуальность данной проблемы состоит в том, что общение играет огромную роль в жизни человека и общества. Специфика общения обусловлена тем, что оно возникает на основе определенного вида деятельности, будь то занятия хореографией или какой-либо другой процесс. Общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. В процессе общения развивается речь ребёнка, познаётся окружающий мир, усваиваются знания, приобретаются умения и навыки. В процессе общения человек формируется как личность.  

     Общение – понятие широкое: общение с  природой, общение с искусством –  это те виды общения, которые обогащают  человеческую натуру, расширяют восприятие, позволяют тоньше чувствовать и ярче запечатлевать окружающий мир.

     Общение возникает в коллективе между  людьми в процессе трудовой или творческой деятельности. В процессе же самого творчества возникают различные  формы организации коллективов. Наиболее распространённой из них является хореографический коллектив.

     Процесс общения в хореографическом коллективе способствует формированию личности. Работая, по большей степени, в детских коллективах, хореографы должны помнить о том, что поддержание благоприятного социально-психологического климата в хореографическом коллективе является одним из важнейших условий личностного формирования ребёнка. 

     Эффективность процесса формирования личности в хореографическом коллективе во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей детей. Благоприятная, дружеская атмосфера и взаимопонимание между педагогом, руководителем и участниками хореографического коллектива продуктивно влияет на результаты деятельности, проявляет потенциальные возможности человека и формирует новые.

 «Здоровое» общение в коллективе и является главным показателем благоприятного социально-психологического климата, а также одним из основных факторов формирования личности в хореографическом коллективе.  

     Основной  целью исследования является выявление личностных качеств, формирующихся в процессе общения в хореографическом коллективе.  

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. Анализ литературы
  2. Ознакомление с процессом общения;
  3. Характеристика понятия личность и коллектив (хореографический коллектив);
  4. Определение видов общения характерных для хореографического коллектива;
  5. Выявление личностных качеств человека, формирующихся в процессе общения.
 

      Предметом изучения является процесс общения в хореографическом коллективе.  

      Гипотеза  – общение в хореографическом коллективе способствует формированию качеств личности. 

      Методы, использованные в работе:

Анализ литературы по избранной теме; Метод наблюдения, состояния данной проблемы на современном этапе; Анкетирование. 
 

      Данная работа включает в себя три главы:

Глава первая (теоретическая часть дипломной работы) включает в себя психолого – педагогическую характеристику процесса общения.  

Глава вторая – строится на определении понятий личность и коллектив, выявлении видов общения, характерных для хореографического коллектива и способствующих формированию личности. 

Глава третья –  это экспериментальная часть  дипломной работы, основанная на анализе и выявлении качеств личности, формирующихся и развивающихся в профессиональном хореографическом коллективе в процессе общения. 

      Проблема  данной темы состоит в том, что процесс общения и его виды рассматриваются в литературе по педагогике и психологии, но практически не находят отражения в учебных пособиях по хореографии.  

      В основу работы по изучению данной темы легли теоретические труды известных педагогов и психологов:

1. Асмолов А.Г. –

2. Алякринский Б.С. – в своём пособии рассматривает сущность общения, его функции, структуру и проблематику данного процесса. Особое внимание уделяет взаимосвязи общения с процессом развития личности. 

3. Андреева Г.М. Социальная психология. 

 4. Бодалев А.А. –

5. Ванслов В.- считает, что идеал гармонически и всесторонне развитой личности, находит своё воплощение в совмещении духовной культуры человека с совершенством его физического развития. 

5. Джайнотон Н.Г. -  

6. Дружинин В.Н. – даёт чёткое определение процесса общения, приводя примеры как вербального и невербального, так и физического способов общения. 

7. Знаков В.В., 1994; Ломов Б.Ф. (ред.), 1981. -  
 

8. Ивлева Л.Д – поднимает вопрос о специфике любительского хореографического коллектива, рассматривает этапы его формирования и деятельности. Даёт примерный список вопросрв при проведении анкетирования в хореографическом коллективе. 

9. Коломинский Я.Л. – подробно описывает систему взаимоотношений в детских коллективах. 

10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1979 

11. Мудрик А.В. и Фельдштейн Д.И. - в своих пособиях рассматривают психологические особенности развития личности в процессе межличностного взаимодействия школьников и подростков. 

12. Немов Р.С – выделяет в процессе общения его содержание, цели, задачи, редства общения и способы его организации.  

13. Радугин А.А., - в зависимости от целей общения выделяет его функции, которые находят своё отражение в творческой деятельности коллектива, будь то обычное проведение занятий или организация концертной деятельности. 

Скульский Р.П. –  в своей книге «Учиться быть учителем». 

14. Франкл В.Э. – в своей книге большое внимание уделяет мастерству работы педагога с учениками. Приводит множество примеров и рекомендаций поведения и «подачи» теоретического материала в учебных и организационных моментах. 

      Ведущими  понятиями при  изучении темы стали: 

      Общение1. Это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

      2. Процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных, физических). В процессе общения происходит обмен информацией и ее интерпретация,  взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности1.

Личность  – 1.Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

      2. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями. 

      Коллектив - (от лат. collectivus — собирательный), относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.) 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Глава 1. Процесс общения

1.1. Общая характеристика  общения 

Общение характерно для любых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным  вербальными  и невербальными актами.

Общение является процессом взаимовлияния людей в результате, которого происходят изменения в психике и деятельности партнеров по общению.

 В общении  можно выделить ряд аспектов2:

  1. Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем, эмоциональном состоянии субъекта, об окружающей среде.
  2. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». 

У человека эти  цели могут быть весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей. Главной целью общения является:

      Познание:

      а) образа другого  человека, его мотивов, убеждений;

      б) своего образа (самопознание);

       в) образа  окружающего мира.

В данном случае общение представляет собой процесс  взаимодействия, направленный на передачу и принятие информации о себе и  о предметах.

      Организация совместной деятельности:

а)  планирование;

б) исполнение;

в) оценка и контроль 

 совместной деятельности.

  1. Средства общения – способы передачи информации. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи, жестов, пластики, письменности, технических средств.

Традиционно выделяют вербальные и невербальные средства  общения.

Так, например, речь является вербальной системой передачи информации.

К невербальным средствам общения относится  несколько знаковых систем: Оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Паралингвистическая знаковая система включает тональность голоса, диапазон, качество голоса.

Экстралингвистическая система включает паузы, темп речи, покашливание, смех и т.д.

Информация о работе Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности