Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:47, дипломная работа
Основной целью исследования является выявление личностных качеств, формирующихся в процессе общения в хореографическом коллективе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Анализ литературы
Ознакомление с процессом общения;
Характеристика понятия личность и коллектив (хореографический коллектив);
Определение видов общения характерных для хореографического коллектива;
Выявление личностных качеств человека, формирующихся в процессе общения.
Введение
1 глава. Процесс общения
1.1. Общая характеристика общения
1.2. Структура общения
1.3. Виды общения
1.4. Функции общения
2 глава. Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности
2.1. Понятие личности
2.2. Хореографический коллектив как форма организации творческого процесса
2.3. Виды общения, характерные для хореографического коллектива и способствующие формированию личности
3 глава. Формирование личности в процессе общения в хореографическом коллективе
Заключение
Библиографический список
Федеральное
агентство по культуре и кинематографии
Федеральное
государственное
Высшего
профессионального образования
Челябинская государственная академия культуры и искусств
Хореографический
факультет
Допущен
к защите
Декан
«» 2008г.
Выпускная квалификационная
(дипломная
работа)
Тема
Общение в хореографическом коллективе
как фактор
формирования личности
Студентки группы 505 Дрегиной Екатерины Александровны
Специальность 053000 «Народное художественное творчество»
Руководитель Нарская Тамара Борисовна
Рецензент
Диплом защищен
Протокол ГАК№ от «» 2008г.
С оценкой
Челябинск
2008г.
Оглавление
Введение
1 глава. Процесс общения
1.1. Общая характеристика общения
1.2. Структура общения
1.3. Виды общения
1.4. Функции общения
2 глава. Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности
2.1. Понятие личности
2.2. Хореографический коллектив как форма организации творческого процесса
2.3.
Виды общения, характерные для хореографического
коллектива и способствующие формированию
личности
3
глава. Формирование
личности в процессе
общения в хореографическом
коллективе
Заключение
Библиографический список
Приложение
Тема работы – «Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности» выбрана автором работы не случайно. Актуальность данной проблемы состоит в том, что общение играет огромную роль в жизни человека и общества. Специфика общения обусловлена тем, что оно возникает на основе определенного вида деятельности, будь то занятия хореографией или какой-либо другой процесс. Общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. В процессе общения развивается речь ребёнка, познаётся окружающий мир, усваиваются знания, приобретаются умения и навыки. В процессе общения человек формируется как личность.
Общение – понятие широкое: общение с природой, общение с искусством – это те виды общения, которые обогащают человеческую натуру, расширяют восприятие, позволяют тоньше чувствовать и ярче запечатлевать окружающий мир.
Общение возникает в коллективе между людьми в процессе трудовой или творческой деятельности. В процессе же самого творчества возникают различные формы организации коллективов. Наиболее распространённой из них является хореографический коллектив.
Процесс общения в хореографическом коллективе способствует формированию личности. Работая, по большей степени, в детских коллективах, хореографы должны помнить о том, что поддержание благоприятного социально-психологического климата в хореографическом коллективе является одним из важнейших условий личностного формирования ребёнка.
Эффективность процесса формирования личности в хореографическом коллективе во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей детей. Благоприятная, дружеская атмосфера и взаимопонимание между педагогом, руководителем и участниками хореографического коллектива продуктивно влияет на результаты деятельности, проявляет потенциальные возможности человека и формирует новые.
«Здоровое»
общение в коллективе и является главным
показателем благоприятного социально-психологического
климата, а также одним из основных факторов
формирования личности в хореографическом
коллективе.
Основной
целью исследования является выявление
личностных качеств, формирующихся в процессе
общения в хореографическом коллективе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Предметом
изучения является процесс общения в хореографическом
коллективе.
Гипотеза
– общение в хореографическом коллективе
способствует формированию качеств личности.
Методы, использованные в работе:
Анализ литературы
по избранной теме; Метод наблюдения,
состояния данной проблемы на современном
этапе; Анкетирование.
Данная работа включает в себя три главы:
Глава первая (теоретическая
часть дипломной работы) включает в себя
психолого – педагогическую характеристику
процесса общения.
Глава вторая –
строится на определении понятий личность
и коллектив, выявлении видов общения,
характерных для хореографического коллектива
и способствующих формированию личности.
Глава третья –
это экспериментальная часть
дипломной работы, основанная на анализе
и выявлении качеств личности, формирующихся
и развивающихся в профессиональном хореографическом
коллективе в процессе общения.
Проблема
данной темы состоит в том, что процесс
общения и его виды рассматриваются в
литературе по педагогике и психологии,
но практически не находят отражения в
учебных пособиях по хореографии.
В основу работы по изучению данной темы легли теоретические труды известных педагогов и психологов:
1. Асмолов А.Г. –
2. Алякринский Б.С.
– в своём пособии рассматривает сущность
общения, его функции, структуру и проблематику
данного процесса. Особое внимание уделяет
взаимосвязи общения с процессом развития
личности.
3. Андреева Г.М.
Социальная психология.
4. Бодалев А.А. –
5. Ванслов В.-
считает, что идеал гармонически и всесторонне
развитой личности, находит своё воплощение
в совмещении духовной культуры человека
с совершенством его физического развития.
5. Джайнотон Н.Г.
-
6. Дружинин В.Н.
– даёт чёткое определение процесса общения,
приводя примеры как вербального и невербального,
так и физического способов общения.
7. Знаков В.В., 1994;
Ломов Б.Ф. (ред.), 1981.
-
8. Ивлева Л.Д – поднимает
вопрос о специфике любительского хореографического
коллектива, рассматривает этапы его формирования
и деятельности. Даёт примерный список
вопросрв при проведении анкетирования
в хореографическом коллективе.
9. Коломинский Я.Л.
– подробно описывает систему взаимоотношений
в детских коллективах.
10. Лабунская В.А.
Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону,
1979
11. Мудрик А.В. и
Фельдштейн Д.И. - в своих пособиях рассматривают
психологические особенности развития
личности в процессе межличностного взаимодействия
школьников и подростков.
12. Немов Р.С – выделяет
в процессе общения его содержание, цели,
задачи, редства общения и способы его
организации.
13. Радугин А.А.,
- в зависимости от целей общения выделяет
его функции, которые находят своё отражение
в творческой деятельности коллектива,
будь то обычное проведение занятий или
организация концертной деятельности.
Скульский Р.П. –
в своей книге «Учиться быть учителем».
14. Франкл В.Э. –
в своей книге большое внимание уделяет
мастерству работы педагога с учениками.
Приводит множество примеров и рекомендаций
поведения и «подачи» теоретического
материала в учебных и организационных
моментах.
Ведущими
понятиями при
изучении темы стали:
Общение – 1. Это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
2. Процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных, физических). В процессе общения происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности1.
Личность – 1.Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.
2. Устойчивая
система социально значимых черт, характеризующих
индивида как члена общества или общности.
Понятие личности следует отличать от
понятий «индивид» (единичный представитель
человеческого рода) и «индивидуальность»
(совокупность черт, отличающих данного
индивида от всех др.). Личность определяется
данной системой общественных отношений,
культурой и обусловлена также биологическими
особенностями.
Коллектив
- (от лат. collectivus — собирательный), относительно
компактная социальная группа, объединяющая
людей, занятых решением конкретной общественной
задачи (коллектив трудовой, учебный, военный,
спортивный и др.)
Глава 1. Процесс общения
1.1.
Общая характеристика
общения
Общение характерно для любых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Общение является процессом взаимовлияния людей в результате, которого происходят изменения в психике и деятельности партнеров по общению.
В общении можно выделить ряд аспектов2:
У человека эти цели могут быть весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и других потребностей. Главной целью общения является:
Познание:
а) образа другого человека, его мотивов, убеждений;
б) своего образа (самопознание);
в) образа окружающего мира.
В данном случае общение представляет собой процесс взаимодействия, направленный на передачу и принятие информации о себе и о предметах.
Организация совместной деятельности:
а) планирование;
б) исполнение;
в) оценка и контроль
совместной деятельности.
Традиционно выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Так, например, речь является вербальной системой передачи информации.
К невербальным средствам общения относится несколько знаковых систем: Оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Паралингвистическая знаковая система включает тональность голоса, диапазон, качество голоса.
Экстралингвистическая система включает паузы, темп речи, покашливание, смех и т.д.
Информация о работе Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности