Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:47, дипломная работа
Основной целью исследования является выявление личностных качеств, формирующихся в процессе общения в хореографическом коллективе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Анализ литературы
Ознакомление с процессом общения;
Характеристика понятия личность и коллектив (хореографический коллектив);
Определение видов общения характерных для хореографического коллектива;
Выявление личностных качеств человека, формирующихся в процессе общения.
Введение
1 глава. Процесс общения
1.1. Общая характеристика общения
1.2. Структура общения
1.3. Виды общения
1.4. Функции общения
2 глава. Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности
2.1. Понятие личности
2.2. Хореографический коллектив как форма организации творческого процесса
2.3. Виды общения, характерные для хореографического коллектива и способствующие формированию личности
3 глава. Формирование личности в процессе общения в хореографическом коллективе
Заключение
Библиографический список
Владение
этой знаковой системой
влияет на количество
воспринимаемой информации.
Осознанное использование
средств невербальной
коммуникации является
профессиональной обязанностью
любого педагога, особенно
педагога - хореографа.
В.Э. Франкл считал, что
суть работы педагога
заключается не в передаче
знаний ученику, а в
передаче собственного
эмоционального отношения
к этим знаниям3.
Педагогическая практика
показывает, когда педагог
объясняет задание быстро
и монотонно, не выделяя
паузами смысловых акцентов,
то процент воспринимаемой
учениками информации
резко снижается. Отсюда
следует, что не заинтересованность
ученика предметом часто
является следствием
безразличия к этому
предмету самого педагога.
1.2.
Структура общения
Схематически структуру общения можно представить следующим образом:
Интерактивная
сторона заключается в
Перцептивная сторона
общения означает процесс восприятия
и познания друг друга, установления взаимопонимания.
Коммуникативная сторона общения:
Во время акта общения происходит передача закодированных сведений субъектами общения. Схематично коммуникация может быть изображена так:
S S.
Обычно коммуникативный
процесс строится на вербальном общении.
Следовательно, происходит обмен информацией.
Коммуникативное взаимодействие возможно
только в том случае, когда люди «говорят
на одном языке».
Невербальная коммуникация:
Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
1. Экстра- и паралингвистические (околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонация, паузы, смех, покашливание и т.д.)
2. Оптико-кинетические (то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика). Данный вид невербального общения активно применяется в хореографии.
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика –
совокупность жестов, мимики и положения
тела в пространстве.
3. Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса).
В психологии выделяют четыре дистанции общения:
4. Визуальный
контакт - контакт глаз. Установлено,
что обычно общающиеся смотрят в глаза
друг другу не более 10 секунд.4
Интерактивная сторона общения:
Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны организацией совместной деятельности.
Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция5.
Кооперативное
взаимодействие означает координацию
сил участников. Конкуренция – одной из
наиболее ярких ее форм является конфликт.
Перцептивная
сторона общения: Это процесс восприятия
и понимания людьми друг друга. Все три
стороны общения тесно переплетаются
между собой, органически дополняют друг
друга и составляют процесс общения в
целом.
1.3.
Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств можно выделить несколько видов общения.
1. По содержанию:
2. По целям:
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничать. Чтобы общение как взаимодействие происходило бесконфликтно, оно должно состоять из следующих этапов:
1.4.
Функции общения
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
А.А. Радугин в зависимости от целей выделяет восемь функций общения7.
Все
вышеперечисленные
функции исследуемого
процесса находят
своё выражение в
творческой деятельности
хореографического
коллектива, будь то
обычное проведение
занятий или организация
концертной деятельности.
Глава 2. Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности
2.1.
Понятие личности
Понятие «личность» употребляется только по отношению к человеку, начиная лишь с некоторого этапа его развития для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.
Формирование и развитие личности невозможно вне социальной деятельности и процесса общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет себя, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Данное понятие обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.
Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что мы называем личностью.
Главная сфера личностного становления – трудовая и творческая деятельность, которая составляет основу социального бытия человека, так как именно в труде он в самой большой степени выражает себя.
На формирование личности также оказывают влияние факторы деятельности, её общественный характер, предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества.
Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. А танец –
это, не что иное, как взаимодействие людей, между которыми происходит процесс общения путём пластической выразительности, передачи своих
чувств эмоций и переживаний. Танец – стремление человека выразить радостное чувство и весёлое расположение духа в движении. 8 А это и есть общение, т.е. непосредственный обмен информацией.
В результате такого
общения человек одновременно оказывается
в роли объекта и субъекта общения.
Как субъект он познаёт других участников
данного процесса, проявляет к ним интерес,
воздействует на них. Одновременно он
оказывается объектом познания для всех
тех, с кем он общается (в том числе и зрителя).
2.2.
Хореографический коллектив
как форма организации
творческого процесса
Коллективы возникают ради совместного достижения определенных целей. Поэтому на первый план в них выходит именно процесс общения.
Общение в коллективе — это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений.
В процессе творчества возникают различные формы организации коллективов. Наиболее распространённой из них является хореографический коллектив.
Информация о работе Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности