Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:47, дипломная работа

Описание

Основной целью исследования является выявление личностных качеств, формирующихся в процессе общения в хореографическом коллективе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Анализ литературы
Ознакомление с процессом общения;
Характеристика понятия личность и коллектив (хореографический коллектив);
Определение видов общения характерных для хореографического коллектива;
Выявление личностных качеств человека, формирующихся в процессе общения.

Содержание

Введение
1 глава. Процесс общения
1.1. Общая характеристика общения
1.2. Структура общения
1.3. Виды общения
1.4. Функции общения
2 глава. Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности
2.1. Понятие личности
2.2. Хореографический коллектив как форма организации творческого процесса
2.3. Виды общения, характерные для хореографического коллектива и способствующие формированию личности
3 глава. Формирование личности в процессе общения в хореографическом коллективе
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Общение в хореографическом коллективе .doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

      Хореографический коллектив – это объединение, основанное на идейной, этической и художественно творческой общности, товарищеских отношениях, сотрудничестве, взаимопомощи и взаимовыручке. В центре интересов участников хореографического коллектива лежит единая, общая для всех потребность в реализации своего творческого потенциала, в приобщении к нравственно – эстетическим ценностям, которые заложены в искусстве.

Хореографический коллектив имеет свои особенности внутренней организации и педагогического воздействия на участников коллектива. Своеобразие характера его организации основано в первую очередь на нравственно – психологических мотивах, взаимозависимости участников коллектива друг от друга, наличии общих творческих интересов, - все эти факторы требуют поиска иных взаимоотношений межу участниками коллектива, а значит и иной педагогической методики руководства им.

      Хореографический  коллектив представляет собой многоплановую и сложную систему организации совместной деятельности, так как его участниками являются в основном дети различных возрастов, с разными физическими данными и типами характера. Таким образом, организация хореографического коллектива требует наличия руководителя, способного сплотить его участников, «заразить» их своим творчеством.

Активно включая  участников коллектива в решение общих задач, руководитель коллектива обеспечивает многообразные формы взаимодействия, тем самым, обусловливая возможности развития индивида как личности.

По большей  степени процесс общения в  хореографических коллективах строится на дружбе, которая помогает творчески дополнять личность каждого из участников коллектива - друзей.

Очевидно, что  именно «будничная дружба» между участниками коллектива, между руководителем и детьми является первоначальной и основной формой организации взаимоотношений в хореографическом коллективе. 

      Главная функция общения в хореографическом коллективе — это организация совместной деятельности, познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений. 

Творческий коллектив  (как любительский, так и профессиональный) – это такая организация, при которой:

      • участники коллектива совместно выполняют отдельные части общей задачи;
      • цели их совместной деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл для каждого участника коллектива (например, участие в выступлении);
      • обеспечивается равноправная, творческая позиция  каждого участника коллектива, учитывается его вклад в данный процесс (от планирования занятий до оценки результатов);
      • осуществляется непрерывность и усложнение деятельности (повышение профессионального уровня)
      • постепенный рост общественной значимости коллектива (выступление для района, города, на российских и международных фестивалях и конкурсах, получение грамот, дипломов и т.д.);
      • деятельность направлена на развитие и самосовершенствование в профессиональном и общественном плане.

Но главное  состоит в том, что каждый участник может определить для себя такое положение в коллективе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность выделить свою роль в общей деятельности,  в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.  

Из вышесказанного следует, что грамотная организация коллектива его руководителем, взаимопощь, поддержка, совместное решение творческих задач, обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования личностных качеств каждого  участника коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Виды общения,  характерные для  хореографического  коллектива и способствующие  процессу формирования  личности 

В учебно-педагогическом процессе сосуществуют два основных  вида общения, которые соответствуют двум основным целям общения9.

1) Общение педагога и ученика, порождаемое целями учебно-педагогической деятельности. Данное общение является средством организации взаимодействия участников хореографического коллектива. Данный вид общения называют деловым или социально-ролевым общением. Участники коллектива вступают в такое общение с определенных социальных позиций, соответствующих тем социальным ролям (педагог, ученик), в которых они  выступают в хореографическом коллективе.

      Социальная  роль - выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, присущих человеку, занимающему определенное социальное положение в обществе.

Социально-ролевое общение сопровождает та деятельность, которая отражает процесс приобретения знаний. В хореографическом коллективе данный вид общения находит своё отражение в:

    • планировании и организации учебного процесса
    • организации концертной и гастрольной деятельности коллектива
    • контроле за деятельностью хореографического коллектива

Социально –  ролевое общение строится на следующих  принципах:

  1. Доступность
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей
  3. Принцип системности и последовательности
  4. Принцип самостоятельности и активности ученика
  5. Принцип уважения к личности ученика при условии выполнения им требований
  6. Принцип опоры на положительные проявления личности ученика и его деятельности
  7. Принцип выбора оптимальных методов и форм проведения занятий в хореографическом коллективе
  8. Принцип прогноза, осознанности и результативности влияния на личностное развитие ребенка.

Реализация этих принципов в общении с учеником возможна через усвоение педагогом следующих позиций:

  • педагог во всех ситуациях должен стремиться поддерживать ростки позитивного в ученике, ни при каких обстоятельствах не ронять его достоинства, поддерживать позитивный образ «Я». Например, в высказывании «Ты плохо исполняешь движения» делается акцент на негативном, что формирует у ученика заниженную самооценку, а высказывание «Ты можешь исполнять это движение лучше, если захочешь» поддерживает его позитивный настрой.
  • обращении к ученику должно содержать информацию о происходящей ситуации, о последствиях его ошибки, но ни в коем случае не говорить о личности и характере самого ученика, избегая негативных личностных оценочных суждений.10

Из этого следует, что замечания педагога не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ученика. Важно соблюдение этого принципа при оценивании его деятельности и подведении результатов. Похвала и порицание не должны содержать готовых оценок, так как могут стать причиной ухода ученика из коллектива. Например, высказывание «Ты плохо станцевал потому, что ты ленив и невнимателен, так ты никогда не получишь похвалы» содержит негативные личностные оценки и, как правило, вызывает негативную реакцию ученика, снижая его интерес к занятиям. «Если я ленив, то ничего и не буду делать».

Вместо оценок должно быть развернутое описание приложенных усилий ученика, действий, их результатов и следствий. Право делать выводы и оценивать себя должно быть предоставлено самому ученику.

Также при оценивании ученика никогда не нужно сравнивать его  деятельность и поведение с другими учениками. Возможным остаётся сравнение с его же собственной учебой. Например, такие высказывания как «Ты у нас хуже танцуешь, чем Петров», следует заменять высказываниями  типа «Сейчас ты немного расслабился, это видно из твоего исполнения», «не сдавай своих позиций». 

2) Неформальное общение, то есть, не соответствующее целям учебной и воспитательной деятельности. Это общение, проходящее в неформальной, неофициальной обстановке между участниками хореографического коллектива или же между педагогом и его учениками. Данный вид общения принято называть межличностным общением. Автор данной работы, являясь педагогом детского хореографического коллектива, студенткой хореографического факультета и участником танцевального ансамбля, должна заметить, что данный вид общения занимает главенствующее положение при работе руководителя хореографического коллектива с его участниками.

Ярче всего  неформальное общение проходит в  «дружеской домашней обстановке», например, при выездах коллектива на природу, на различных праздничных мероприятиях, «чаепитиях» и т.д. Чаще всего общение происходит при повышенных эмоциональных проявлениях, веселье, сочувствии или каких-либо других эмоциях. Эмоциональная окраска очень яркая и разнообразная, а качественный уровень такого общения гораздо выше, доверительнее и благороднее. «Дружеская атмосфера» в хореографическом коллективе очень важна, ведь все его участники находятся в прямой зависимости друг от друга. Они объединены одними целями, задачами, творческим видением происходящего вокруг, участникам хореографического коллектива присущи такие качества, как взаимовыручка и взаимопонимание.

Таким образом, межличностное общение лучшим образом  отражается на психологическом климате  коллектива, а следственно и на результатах его  творческой деятельности. 

Глава 3. Формирование личности в процессе общения

 

Формирование  личности, то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с людьми, когда одна социальная группа обучает каким-либо «правилам» другую. Как правило, осознание себя как личности происходит в раннем возрасте, но становление и дальнейший процесс развития личности может продолжаться как угодно долго.

Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения в коллективе в процессе творчества.

В данной работе исследуется процесс формирования и развития личностных качеств людей, работающих в профессиональном ансамбле танца.

В ходе исследования и разработки дипломной работы участникам коллектива было предложено (в письменном варианте) ответить на вопросы анкеты участника хореографического коллектива и обозначить те факторы, которые оказываются наиболее значимыми в процессе общения с руководителями и другими участниками коллектива. (Приложение)

 Проанализировав полученные ответы и выбрав наиболее популярные из них можно сделать вывод, что процесс формирования личности в профессиональном творческом коллективе - это не только познание границ своего поведения в обществе, но и рамки социальной и творческой ценности своего «Я» для других представителей данного коллектива:

Наиболее актуальными  для формирования личностных качеств участников профессионального хореографического коллектива в процессе работы становятся следующие факторы:

  • Какую ценность тот или иной участник представляет для коллектива, для друзей и руководителей?
  • Насколько с ним считаются другие участники коллектива?
  • Какие качества в себе ценит он сам? За какие качества ценят и любят его другие участники коллектива?
    • Какую роль играют в коллективе дружба, взаимовыручка и профессионализм?
    • Смогу ли я реализовать себя в профессиональном плане?

Осознав себя как личность, определив свое место в коллективе и жизненный путь, выработав собственную манеру поведения и профессиональный узнаваемый почерк, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить среди прочих.

Когда человек - мастер своего дела не останавливается на достигнутых позициях своего профессионального становления, а задаёт, прежде всего, себе самому подробные вопросы, стремясь тем самым к постоянному профессиональному росту и повышению своей значимости в коллективе - это верный признак завершающего этапа становления его социального «Я». Сквозь индивидуальность характера, то есть совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других, проклёвывается уже яркая, фактически устоявшаяся система социально значимых черт, характеризующих того или иного человека как члена общества или общности.

      Главная цель развития личностиреализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, более полное самовыражение и самораскрытие.

Но формирование этих качеств невозможно без участия других людей.

Таким образом, процесс формирования и развития личности напрямую зависит от положения человека в обществе, от оценки его окружающими людьми, от продуктивного общения в процессе какой-либо деятельности.

Процесс формирования личности в хореографическом коллективе, а особенно, в профессиональном хореографическом коллективе посредствам общения  заключается в том, что общение:

  • Расширяет общий кругозор личности;
  • Способствует развитию психических образований, которые необходимы для успешного выполнения творческой деятельности;
  • Является обязательным условием формирования общего интеллекта человека, прежде всего, многих его мыслительных процессов;
  • Является фактором развития эмоциональной сферы человека, формирования его чувств;

Информация о работе Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности