Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:47, дипломная работа

Описание

Основной целью исследования является выявление личностных качеств, формирующихся в процессе общения в хореографическом коллективе.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Анализ литературы
Ознакомление с процессом общения;
Характеристика понятия личность и коллектив (хореографический коллектив);
Определение видов общения характерных для хореографического коллектива;
Выявление личностных качеств человека, формирующихся в процессе общения.

Содержание

Введение
1 глава. Процесс общения
1.1. Общая характеристика общения
1.2. Структура общения
1.3. Виды общения
1.4. Функции общения
2 глава. Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности
2.1. Понятие личности
2.2. Хореографический коллектив как форма организации творческого процесса
2.3. Виды общения, характерные для хореографического коллектива и способствующие формированию личности
3 глава. Формирование личности в процессе общения в хореографическом коллективе
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Общение в хореографическом коллективе .doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)
  • Оказывает значимое влияние на волевое развитие личности. Так как в процессе танцевания человек привыкает быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремлённым и красивым;
  • Развивает ассоциативное мышление, образность, эмоциональность, музыкальность, память, способствует развитию творческой деятельности;
  • Помогает преодолеть возрастной и половой барьеры в общении

Наблюдая за участниками хореографического коллективов, являясь одним из них, автор работы пришла к выводу, что высшее призвание личности человека, формирующейся в творческом коллективе, состоит в том, чтобы творить и преображать окружающий мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие  высокие духовные и нравственные ценности. Именно эти качества формируются и развиваются в личности в хореографическом коллективе, так как танец – есть выражение прекрасного, гармоничного и изящного.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Процесс общения - один из интереснейших, многогранных и загадочных процессов, способствующих формированию и дальнейшему развитию личности. Эффективность процесса формирования личности в хореографическом коллективе во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная «дружеская» атмосфера в хореографическом коллективе не только продуктивно влияет на результаты творчества всех участников коллектива, но и перестраивает человека, проявляет его потенциальные возможности, а также формирует новые.

      Исследование данной темы позволило автору сделать следующие выводы:

1. Общение в хореографическом коллективе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений руководителя и участников коллектива, а также непосредственно между участниками коллектива. 

2. Общение в хореографическом коллективе несёт в себе не только функции воспитания общественного поведения, но и, разрушает возрастной и половой барьеры между участниками хореографического коллектива. 

3. Велико его значение в развитии личностных качеств человека, его эстетическом воспитании. Процесс общения развивает у его участников ассоциативное мышление, образность, эмоциональность, музыкальность, память, способствует развитию творческой деятельности.

     

4. Одним из важнейших факторов данного процесса, именно в хореографии, является воспитание красоты и грациозности тела как условия комфортности общения, так как полученные навыки формируют фигуру и духовно обогащают личность, знакомят её с мировой историей искусства. 

5. Именно в процессе общения происходит обмен информацией, мыслями, суждениями, чувствами и оценками; осуществляются взаимообогащение и эмоциональное удовлетворение; формируются нравственные убеждения личности, мировоззрение и т.д.

 И это далеко  не полный список тех качеств,  которые формируются в процессе  социально - ролевого и межличностного общения в хореографическом коллективе.

Глубокое исследование данного вопроса помогло автору работы  выявить новые грани и формы общения в хореографическом коллективе.

Однако, на современном этапе изучение данной темы в литературе по хореографии, пока всего лишь небольшая заметка в «энциклопедии» жизни и развития личности в танцевальном коллективе.

      По  мнению автора, активное внедрение ряда вопросов, рекомендаций и принципов педагогической деятельности, (проанализированных в данном исследовании) в работу, поможет педагогам и руководителям хореографических коллективов грамотно организовывать учебный процесс в хореографическом коллективе, органично совмещая его с процессом общения.

При внедрении  данной системы общения в творческом коллективе есть вероятность того, что процесс формирования личности в хореографическом коллективе и успешное её развитие станет той основой коллективного взаимодействия, к которому стремятся все члены общения. Ведь данный процесс в хореографическом коллективе несёт в себе неиссякаемые возможности воспитания и духовного обогащения человека.

Таким образом, общение в хореографическом коллективе является одним из факторов формирования всесторонне и гармонически развитой личности. 

Приложение 

Анкета  участника коллектива

  1. Что привело вас в данный коллектив?

    Желание выступать  перед зрителями

    Стремление  самореализоваться и повысить  свой профессиональный уровень

    Стремление  расширить круг знакомств

    Другие варианты ответа……………………………………………………………. 

  1. Сколько лет вы работаете  в коллективе?

    Менее года

    От 1 до 3 лет

    От 3 до 5 лет

    От 5 до 10 лет

    Свыше 10 лет 

  1. Приносит ли данная работа вам удовлетворение?

    Да

    Нет  

  1. Что вас наиболее привлекает в коллективе?

    Непосредственное  приобщение к хореографическому  искусству

    Возможность приносить людям радость своим  творчеством

    Возможность выезжать в разные страны и общаться с интересными людьми 

  1. Что бы вы хотели изменить в коллективе?

    Добиться сплочения  коллектива

    Больше внимания уделять развитию профессионализма исполнителей

    Более чуткого  и внимательного отношения к  каждому члену коллектива со стороны  руководителей и самих участников друг к другу 

  1. Довольны  ли вы взаимоотношениями с руководителями коллектива?

    Доволен

    Не доволен

    Не совсем 

  1. Как вы оцениваете свои профессиональные качества в коллективе?

    Считаю себя профессионалом в своём деле, и  занимаю лидирующие позиции в  коллективе

    Стараюсь не выделяться из коллектива

     Постоянно работаю над собой, чтобы занять позицию лидера

    Работаю, как  могу 

  1. Хотели  бы вы перейти в  другой коллектив?

    Да

    Нет

    Не знаю

    Другие варианты ответа…………………………………………………………….. 

  1. Какие качества (на ваш  взгляд) важны в  данной профессии?

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 

    10. Как вы считаете, за какие качества ценят в вас в коллективе? …….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    11. Какие качества вы приобрели за время работы в коллективе?

    ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    12. Считаете ли вы, что вас недооценивают руководители и другие участники коллектива?

    Да 

    Нет

    Хотелось, чтобы  ценили чуть больше

    Считаю, что  мои возможности переоценивают 

    13. Напишите, что самое главное для вас в работе в коллективе?

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Библиографический список

 
  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические  проблемы. М., 1990.
  2. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. М., 1982.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности. Москва, 1990.
  5. Бодалев А.А. Психология о личности. Москва, 1988.
  6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. М., Мысль, 1983.
  7. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии.- М.: Искусство, 1968г.
  8. Гришина Н.В. и др. Общение в трудовом коллективе. Лениздат, 1993.
  9. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. М., 1972.
  10. Джайнотон Н.Г.
  11. Донцов А.И. Психология коллектива. М., Изд-во Моск. ун-та, 1984
  12. Зейгарник В.В. Теория личности в зарубежной психологии. Москва, 1982.
  13. Знаков В.В., 1994; Ломов Б.Ф.  (ред.), 1981.
  14. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом.: Учебное пособие/ ЧГАКИ – Челябинск, 2003. 58 с.
  15. Кидрон А. Психология общения. Таллин, 1986.
  16. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., Academa, 2003г.
  17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. М., 1984.
  18. Костюк Г.С. Навчально-виховний процесс та психичнiй розвиток особистостi. Киев, 1989.
  19. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1979
  20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
  21. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
  22. Маслоу А. Самоактуализация личности и образование. Киев-Донецк, 1994.
  23. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
  24. Нарская Т.Б. Историко-бытовой танец. Учебное пособие. ЧГАКИ, 2003г. 140 с.
  25. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
  26. Новикова Е.В. особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. - М., 1987.
  27. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
  28. Проблема общения в психологии/ отв. Ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.
  29. Психология и педагогика. Учебное пособие для Вузов. Сост. и отв. ред. Обухова Л.Ф. М. «РПА» 1996г.
  30. Радугин А.А. науч. Ред. Кротков Е.А. Москва, 1996. 336 с.
  31. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. / Скульский Р.П.-М., 1986г.
  32. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: Учебное пособие для студентов культ.- просвет. фак. вузов  культуры и искусств. – М., Просвещение, 1986. – 192 с.
  33. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте// Вопросы психологии. 1988.
  34. www.sch57.msk.ru
  35. www. Psi.ru
  36. www. Problemscool. ru
 
 
 

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Хореографический  факультет 
 

Отзыв

На квалификационную

(дипломную)  работу

Студентки Дрегиной Екатерины Александровны                           Группа 505 РХ 

Специальность «Народное художественное творчество»

Квалификация: «Художественный  руководитель хореографического коллектива, преподаватель» 

Тема диплома: Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности

Научный руководитель: Профессор ЧГАКИ Нарская Тамара Борисовна 
 
 
 
 
 
 

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Хореографический  факультет

В Государственную  экзаменационную

Комиссию  по специальности «Народное художественное творчество», квалификации

«Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель», 

Рецензия 

на дипломную  работу студентки 5 курса

Дрегиной  Екатерины Александровны                            

на тему Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рецензент

Должность, место  работы, ФИО

«…»………  2008г.

Информация о работе Общение в хореографическом коллективе как фактор формирования личности