Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:21, реферат
Многовековой путь самоотверженных поисков красоты, истины, справедливости, путь тяжелейшего труда и великих открытий – все это составляет предмет интереснейшей части науки о прошлом – истории культуры. Это история деятельности человечества в лучших его проявлениях, история жизни и творчества замечательных людей, употребивших свои способности, ум и жизненные силы не на разрушения и войны, а на созидание.
Введение………………………………………………………………………………………1
Культура Киевской Руси IX–XI вв…………………………………………………………..1
Культура русских земель XII – I половины XIII в………………………………………….2
Русская культура II половины XIII–XV вв………………………………………………….3
Культура Руси периода образования централизованного государства……………………5
Русская культура XVII в………………………………………………………………………6
Преобразования Петра I в области культуры………………………………………………..8
Русская культура II половины XVIII в……………………………………………………….9
Русская культура I половины XIX в…………………………………………………………10
Образование и наука в России I половины XIX в…………………………………………..10
Русская литература II половины XIX – начала ХХ в……………………………………….11
Образование и наука во II половине XIX – начале XX века……………………………….12
Русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века………………………………….12
Культурные преобразования в России после Октябрьской революции…………………..13
Литература и искусство в СССР в 20-е гг…………………………………………………...14
Культурное развитие СССР в 30-е гг………………………………………………………...15
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период………..16
Наука и культура в период «оттепели»………………………………………………………16
Культура периода застоя……………………………………………........................................17
Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг………………………………..18
Культура последнего десятилетия ХХ в……………………………………………………...19 Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
РЕФЕРАТ
по культурологии на тему:
«Основные этапы развития русской культуры»
Выполнила:
студентка гр. Д.09.1
Павлова А.Г.
Проверил:
доцент
Еврапьев А.В.
Великие Луки
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Культура Киевской Руси IX–XI вв…………………………………………………………..1
Культура русских земель XII – I половины XIII в………………………………………….2
Русская культура II половины XIII–XV вв………………………………………………….3
Культура Руси периода образования централизованного государства……………………5
Русская культура XVII в………………………………………………………………………6
Преобразования Петра I в области культуры………………………………………………..8
Русская культура II половины XVIII в……………………………………………………….9
Русская культура I половины XIX в…………………………………………………………10
Образование и наука в России I половины XIX в…………………………………………..10
Русская литература II половины XIX – начала ХХ в……………………………………….11
Образование и наука во II половине XIX – начале XX века……………………………….12
Русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века………………………………….12
Культурные преобразования в России после Октябрьской революции…………………..13
Литература и искусство в СССР в 20-е гг…………………………………………………...14
Культурное развитие СССР в 30-е гг………………………………………………………...15
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период………..16
Наука и культура в период «оттепели»……………………………………………………
Культура периода застоя…………………………………………….......
Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг………………………………..18
Культура последнего десятилетия ХХ в……………………………………………………...19 Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Многовековой путь самоотверженных поисков красоты, истины, справедливости, путь тяжелейшего труда и великих открытий – все это составляет предмет интереснейшей части науки о прошлом – истории культуры. Это история деятельности человечества в лучших его проявлениях, история жизни и творчества замечательных людей, употребивших свои способности, ум и жизненные силы не на разрушения и войны, а на созидание.
Россия внесла огромный вклад в историю мировой культуры. Значение его трудно переоценить. Никакие высокие слова и превосходные степени не дадут ясного представления о роли нашей страны в общемировом культурном процессе.
Цель данного реферата – рассмотреть основные этапы развития русской культуры, ее важнейших ориентиров и ценностей.
Культура Киевской Руси IX–XI вв
Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX–X вв.), ставших сначала центрами союзов племен, а затем основой первых русских государств – земель-волостей.
Славяне издревле были земледельческим народом. В южной части ареала их расселения было распространено пашенное земледелие. Основным орудием труда были соха и плуг. Разводили славяне и скот. Наибольшей популярностью пользовался крупный рогатый скот и свиньи (весьма популярное домашнее животное в средневековой Европе).
Важной сферой хозяйственной деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта.
Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи. Разница между языком различных племенных объединений была не очень сильна. С возникновением русского государства возникла потребность в выработке среднего наречия, одинаково понятного для всех племен. Потребность эта была обусловлена необходимостью центральной власти поддерживать связь с регионами. И такой диалект сложился на основании диалекта полян, жителей столичного Киева.
Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако это не совсем верно. В древности славяне использовали для записи «черты и резы» (примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием. При помощи нее были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех пор кириллица распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и восточнославянского населения.
Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна Златоуста, Василия Великого), жития святых. Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое древнее из известных произведений древнерусской литературы – «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Илларион - первый русский человек, занявший киевский митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки.
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Великий князь организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: он призван был укрепить единство Руси.
Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем, чтобы они обучали людей грамоте и письму. Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. - сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью.
Больших высот достигла в Х–XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви – строились прежде всего храмы. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.
При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.). Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. Храмы украшались мозаиками и фресками.
В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития. [1]
Культура русских земель XII – I половины XIII в
К XII в. византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное единство. Это оказало стимулирующее действие на молодую культуру Древней Руси.
В XII в. начинается развитие новых культурных центров. Социально-политические предпосылки этого процесса заключались в обособлении от Киева наиболее развитых земель, становившихся самостоятельными волостями. Наиболее ярко эти процессы проявились в летописании. В самом начале XII в. (1113 г.) в киевской земле монахом Киево-Печерского монастыря Нестором создается Повесть временных лет. Эта летопись по праву считается настоящей энциклопедией древнерусской жизни. Текст летописи представляет собой связное литературно-историческое произведение. Литература XII–XIII в. весьма разнообразна как по жанрам, так и по тематике. «Слово о полку Игореве» считается одним из самых свободных от церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.).
Существенные изменения происходят в архитектуре. Во многих землях возникают свои, отличающиеся от столичных, разновидности храмов. Начинается формирование самостоятельных архитектурных школ. Базовой моделью для строительства по-прежнему служит крестово-купольная конструкция, но конкретные воплощения ее варьируются. Храмы строились из местного камня – известняка, который достаточно трудно поддается обработке. В результате стены новгородских храмов лишены резьбы и тонких украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную «скульптурную» пластичность и особую одухотворенность. Наиболее известными постройками новгородской школы являются Георгиевский собор Юрьева монастыря, построенный мастером Петром (1119 г.) и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198 г.). В XIII в. в Новгороде складывается своеобразная живописная манера. По сравнению со столичной киевской, она была несколько примитивна и груба, но более самобытна. Многое в ней было заимствовано из народного искусства. Живопись построена на контрасте ярких цветов. Характерной особенность этих икон был красный фон, на котором с особой силой звучали чистые цвета синих, белых и желтых одеяний святых.
Раньше всего обособилось металлургическое производство. Спектр изготовляемых предметов был очень широк: это и орудия труда, инструменты (железные сошники, косы, серпы, ножи, пилы, замки) и оружие (мечи, сабли, наконечники стрел, кольчуги, шлемы). Отдельной отраслью металлургии было «златокузнечное», т. е. ювелирное дело. Способы обработки металлов удивляют своим разнообразием: наряду с тонкими ювелирными технологиями, такими как ковка, эмаль, применявшимися для изготовления штучного товара, уже в те далекие времена существовали способы производства продукции массовой, «ширпотреба»: штамповка, литье, позолота.
Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется ножной гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи. Умели в Древней Руси делать стекло. Однако использовали его, в основном, для производства украшений, т.к. стеклянных оконных стекол или посуды почти не было. Непревзойденным мастерством отличались русские мастера деревообработки. Дерево – универсальный материал: от мисок и ложек до храмов и крепостных стен – таков был диапазон возможного его использования.
Многие вещи для повседневного использования люди делали себе сами, например, ткань для будничной одежды изготовлялась в домашних условиях в каждой семье. [1]
Русская культура II половины XIII–XV вв
Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Однако традиция не прервалась. Долгое время степной мир монголов-кочевников и мир городов славян-земледельцев существовали отчужденно, потребовалось не одно столетие для взаимного сближения.
Батыево нашествие стало основной темой в литературе. Один из первых откликов на произошедшее – «Повесть о разорении Рязани Батыем». В «Повести» описывается гибель Рязани и рода рязанских князей. Монгольское нашествие воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель». Мотив героической смерти является ведущим в литературе, посвященной нашествию. В «Повести» монголо-татары стали победителями не потому, что победили рязанцев, а потому, что их противников не осталось в живых.
Не менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром. Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского», составленного в конце XIII в.
Прошло более сотни лет, и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед. Откликом на Куликовскую битву стала «Задонщина» – поэтическое произведение рязанского боярина Софония. Как образец стиля Софоний использовал «Слово о полку Игореве». Однако идейное наполнение «Задонщины» иное: она проникнута торжеством за Русскую землю, сумевшую объединиться, отбросить распри перед лицом врага и победить.
Информация о работе Основные этапы развития русской культуры