Основные этапы развития русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:21, реферат

Описание

Многовековой путь самоотверженных поисков красоты, истины, справедливости, путь тяжелейшего труда и великих открытий – все это составляет предмет интереснейшей части науки о прошлом – истории культуры. Это история деятельности человечества в лучших его проявлениях, история жизни и творчества замечательных людей, употребивших свои способности, ум и жизненные силы не на разрушения и войны, а на созидание.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………1
Культура Киевской Руси IX–XI вв…………………………………………………………..1
Культура русских земель XII – I половины XIII в………………………………………….2
Русская культура II половины XIII–XV вв………………………………………………….3
Культура Руси периода образования централизованного государства……………………5
Русская культура XVII в………………………………………………………………………6
Преобразования Петра I в области культуры………………………………………………..8
Русская культура II половины XVIII в……………………………………………………….9
Русская культура I половины XIX в…………………………………………………………10
Образование и наука в России I половины XIX в…………………………………………..10
Русская литература II половины XIX – начала ХХ в……………………………………….11
Образование и наука во II половине XIX – начале XX века……………………………….12
Русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века………………………………….12
Культурные преобразования в России после Октябрьской революции…………………..13
Литература и искусство в СССР в 20-е гг…………………………………………………...14
Культурное развитие СССР в 30-е гг………………………………………………………...15
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период………..16
Наука и культура в период «оттепели»………………………………………………………16
Культура периода застоя……………………………………………........................................17
Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг………………………………..18
Культура последнего десятилетия ХХ в……………………………………………………...19 Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

культурология.реферат.собственно текст..doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Петр проводил свои реформы без четкого плана, отзываясь на первоочередные потребности. Главным стимулом его деятельности были военные нужды. Россия должна была стать мощной обороноспособной державой европейского уровня. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве. В 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Распоряжением были предусмотрены время, место и сам характер проведения ассамблей. Гости танцевали, играли в карты и шахматы, курили.

Не менее значимые преобразования были проведены в сфере сельского хозяйства и промышленности. Стараниями Петра были освоены новые культуры растений. Заводился голландский скот. Совершенствовались технологии: серпы заменялись косами-литовками.

При Петре русская промышленность выходит на новый уровень развития. В России при активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот.

Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, счету и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе, нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли.

Как ни странно, в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось после его смерти. В начале XVIII в. резко возрастает объем выпуска печатной продукции. Открываются новые типографии. В 1708 г. витиеватый церковно-славянский шрифт был заменен новым гораздо более простым гражданским. Старый шрифт продолжал использоваться только в церковной и богослужебной литературе. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости».

Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой. В обиход входят новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), живописцы овладевают техническими приемами реалистической передачи окружающего мира. В работах начинает использоваться прямая перспектива, позволяющая показать глубину и объемность пространства; художники в бликах и тенях прослеживают направление света, учитывают расположение его источника, учатся передавать фактуру материала: металл, мех, ткань и стекло. Самой интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись. Первыми художниками, ознаменовавшими рождение нового искусства, были И. Н. Никитин и А. М. Матвеев. Особое место в изобразительном искусстве I половине XVIII в. занимала гравюра. Виды морских сражений, торжественных праздников, портреты великих людей – таков спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Становление русской скульптуры было связано с именем Карло Бартоломео Растрелли – выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи.

В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга – первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода – дворец А. Д. Меншикова в Петербурге. [7]

 

Русская культура II половины XVIII в

К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на русской почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом синхронно развитию европейской.

XVIII век вошел в историю общественно-политической и философской мысли как эпоха Просвещения. Крупнейшими представителями этого течения в Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж. — Ж. Руссо, Д. Дидро, И. В. Гете. Основой идеологии Просвещения было представление об «естественном равенстве» всех людей независимо от сословной принадлежности. В России идеи Просвещения получили большую популярность. Ими была захвачена сама императрица Екатерина II.

II половина XVIII в. – это время особой популярности литературных журналов. Екатерина инкогнито, не указывая своего имени, начинает издавать «сатирический» журнал «Всякая всячина», особое внимание уделяя человеческим слабостям. Ее издание в свою очередь стало объектом едких насмешек со стороны журнала «Трутень», принадлежавшего наиболее видному представителю русского Просвещения Н.И.Новикову.

Также вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. Литература представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.(произведения М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина и Г. Р. Державина). Второе – начинавшее оформляться художественно-реалистическое: произведения имеют еще очень много общего с литературой классицизма, но трактовка персонажей менее условна.(Денис Иванович Фонвизин - «Бригадир», «Недоросль»). Третье – сентиментализм. Это направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира.(творчество Н. М. Карамзина).

В архитектуре середина XVIII в. стала временем сложения стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли (Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.)). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм: строгость форм, наличие портиков и колоннад, сдержанный колорит (Дом Пашкова, построенный в 1784 – 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым).

Вторая половина явилась периодом настоящего расцвета русской скульптуры. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Федора Ивановича Шубина. Первое и одно из самых лучших произведений скульптора – бюст князя А. В. Голицына.

В живописи во II половине XVIII в. наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет. Помимо портрета во II половине XVIII в. получают распространение до того почти отсутствовавшие жанры живописи.

 

Русская культура I половины XIX в

Ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. Новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами. Отчетливо меняется колорит эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с буклями и косицами, камзолы и т. д.

Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям. Ранний Пушкин – романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник М. Ю. Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова – это в основном любовная лирика, со временем входит гражданская тематика. Особое значение, которое приобрела в I половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Еще одним прямым следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни общества.

Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки, вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения, основатель русской классической музыки.

В отличие от других видов искусства, в русской архитектуре I половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития – зрелый или высокий классицизм. Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин. Его главное творение - Казанский собор. Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А. Д. Захарова. В центре его расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем, ставшим одним из символов города. В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове. Им было построено здание Большого театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр.

Господствующим стилистическим направлением в живописи в I половины XIX в. стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский.

 

Образование и наука в России I половины XIX в

Предыдущий XVIII век, век Просвещения, немало дал для развития системы образования. Были достигнуты существенные успехи в этой области: в больших городах открыты гимназии и сословные учебные заведения: кадетские корпуса, благородные пансионы и пр. Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования образования. В XIX столетии оно продолжилось. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный – Царскосельский. Выпускником его был А. С. Пушкин. В I половине XIX в. увеличилось количество профессионально-технических учебных заведений.

Значительных успехов добились российские ученые. Существенные достижения ознаменовали исследования как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями. С Казанским университетом связана деятельность знаменитого ученого Н. И. Лобачевского, создателя «неэвклидовой геометрии» – нового учения в науке, весьма радикально изменившего представления о природе пространства. Химику профессору Н. Н. Зинину впервые удалось получить анилин – органическое вещество, применяемое в производстве красителей и фармацевтической промышленности.

Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В начале XIX в. вышла 12-томная «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Помимо научной ценности, она имеет огромную непреходящую художественную ценность, в ней в полной мере проявился талант Карамзина-литератора. Первая половина XIX века дала русской культуре целый ряд имен известных историков: М. П. Погодин, М. Т. Каченовский, Н. А. Полевой.

 

Русская литература II половины XIX – начала ХХ в

Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм.

Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова. На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно. Литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр.). Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные, иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры («Преступление и наказание», «Идиот»). Особое место в литературе II половины XIX в. занимает лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова. Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Возникло течение символистов. Их отличало стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки (З. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб, далее А. А. Блок, А. Белый). Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. (Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова). Далее – футуризм, мастера русского авангарда, с характерными смелыми экспериментами со словом, с поэтической формой. (В. В. Маяковский, А. Е. Крученых).

 

Образование и наука во II половине XIX – начале XX века

Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических отношений в России, активизировали процессы общественного развития в целом.

Информация о работе Основные этапы развития русской культуры