Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:21, реферат
Многовековой путь самоотверженных поисков красоты, истины, справедливости, путь тяжелейшего труда и великих открытий – все это составляет предмет интереснейшей части науки о прошлом – истории культуры. Это история деятельности человечества в лучших его проявлениях, история жизни и творчества замечательных людей, употребивших свои способности, ум и жизненные силы не на разрушения и войны, а на созидание.
Введение………………………………………………………………………………………1
Культура Киевской Руси IX–XI вв…………………………………………………………..1
Культура русских земель XII – I половины XIII в………………………………………….2
Русская культура II половины XIII–XV вв………………………………………………….3
Культура Руси периода образования централизованного государства……………………5
Русская культура XVII в………………………………………………………………………6
Преобразования Петра I в области культуры………………………………………………..8
Русская культура II половины XVIII в……………………………………………………….9
Русская культура I половины XIX в…………………………………………………………10
Образование и наука в России I половины XIX в…………………………………………..10
Русская литература II половины XIX – начала ХХ в……………………………………….11
Образование и наука во II половине XIX – начале XX века……………………………….12
Русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века………………………………….12
Культурные преобразования в России после Октябрьской революции…………………..13
Литература и искусство в СССР в 20-е гг…………………………………………………...14
Культурное развитие СССР в 30-е гг………………………………………………………...15
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период………..16
Наука и культура в период «оттепели»………………………………………………………16
Культура периода застоя……………………………………………........................................17
Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг………………………………..18
Культура последнего десятилетия ХХ в……………………………………………………...19 Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………………
Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований, последовавших вслед за манифестом 1861 г. В 1864 г. было опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы. 2. Церковные школы. 3. Народные училища Министерства народного просвещения. К началу 60-х годов в стране было уже семь университетов.
Реформирование образования принесло определенные плоды. Уровень грамотности составлял уже 21% всего населения России вместо 5%. Замечательными открытиями ознаменовалось развитие химии. Значительным явился вклад в мировую науку Дмитрия Ивановича Менделеева, открывшего периодический закон химических элементов. Конец XIX в. был эпохой последних великих путешественников. На карте уже почти не осталось «белых пятен» (академик П. П. Семенов-Тянь-Шанский, исследовал Тянь-Шань; Н. М. Пржевальский, открыл ряд горных хребтов и озер, неизвестные породы животных; Н. Н. Миклухо-Маклай, собрал материалы о быте, верованиях и обычаях жителей Океании).
Русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века
Пути развития русского искусства II половины XIX в. во многом совпадают с движением развития литературы. Активное участие в идейных боях – характерная черта художественной культуры этого периода.
Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма. Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов. Его жанровые произведения («Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенные языком живописи. К 60–70-м гг. относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева. Небывалого расцвета достиг пейзаж.
Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества, жанр этот был поднят на новую высоту. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж II половины XIX – начала ХХ вв. – это уже не просто изображение «видов ландшафтов», а живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души (И. И. Шишкин «Сосновый бор» 1873 г., И. И. Левитан «Вечерний звон» 1892 г.). Историческая живопись нашла свое наивысшее выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова («Утро стрелецкой казни» 1881 г., композиция построена на контрасте: горе, ненависть, страдание).
Начало ХХ в. – время развития и становления русского модернизма, представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т. п. Для модернизма характерно отрицание опыта традиционного искусства (В. В. Кандинский «Импровизация № 7» 1910 г., П. А. Филонов «Пир королей» 1913 г.).
Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Единство стиля, соблюдавшееся до II половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей).
В конце XIX в. в русскую культуру входит кино. «Движущаяся фотография» братьев Люмьер появилась в России уже на следующий год после изобретения. Первые киносеансы в Москве и Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин».
Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем которой в первой половине столетия стал М. И. Глинка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки», творческого союза выдающихся русских композиторов, сложившегося в 1862 году в Петербурге (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков). Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. [8]
Культурные преобразования в России после Октябрьской революции
Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.
Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение, повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!». Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее, качество преподавания упало. Важную роль в становлении новой советской культуры сыграли экстренные меры, предпринятые советским правительством по сохранению культурного наследия прошлого. Были приняты декреты об охране библиотек, музеев, художественных галерей, дворцов и усадеб.
Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником современной полупроводниковой физики стал академик А. Ф. Иоффе, по инициативе которого были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов; теоретик ракетной техники К. Э. Циолковский; химик, изобретатель синтетического каучука С. В. Лебедев. Лидирующую роль в развитии отечественной науки по-прежнему играла Петербургская академия наук, переименованная сначала в Российскую, а затем в АН СССР (1925 г.) В ее составе организуются новые научно-исследовательские институты. По всей стране открываются филиалы, а с начала 30-х гг. начинают открываться академии наук в союзных республиках.
В целом интеллигенция, сначала весьма отрицательно в массе своей отнесшаяся к большевистскому перевороту, со временем примирилась со сложившейся ситуацией и вынуждена была вступить во взаимодействие с новой властью. Поначалу сотрудничество было обусловлено страхом смерти или изгнания. Затем ко многим представителям интеллигенции пришло понимание того, что помощь советскому государству – их патриотический долг, их обязанность по отношению к Родине и своему народу.
Литература и искусство в СССР в 20-е гг
Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно, является поэзия. По форме литературная жизнь во многом осталась прежней. Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ.
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) оформилась на I Всесоюзной конференции пролетарских писателей в 1925 г. В ее состав входили писатели и литературные критики. По их мнению, всякое произведение искусства имеет классовый характер. Для нового пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, на «свалку истории» пролеткультовцы предлагали выбросить Пушкина, Толстого, Чайковского. Среди авторов, которые подвергались нападкам со стороны РАППовцев, были не только А. Ахматова, З. Гиппиус и И. Бунин, но даже такие признанные «певцы революции», как М. Горький и В. Маяковский.
Идейную оппозицию РАПП составила литературная группа «Перевал» (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей). Идейным лидером был А. К. Воронский. Они отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия.
Одним из самых интересных литературных объединений 20-х гг. является группа «Серапионовы братья», созданная в 1921 г. в петроградском Доме искусств. В группу входили такие известные писатели, как Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и др. По своим идейным позициям «серапионы» близки «Перевалу». Для них характерно неприятие примитивизма и узкоклассового подхода в литературе, утверждение гуманистической ценности искусства.
ЛЕФ – левый фронт искусств. Позиции членов этой организации (В. Маяковский, Н. Асеев, С. Эйзенштейн и др.) весьма противоречивы. Они выступали с весьма фантастической идеей создания некого «производственного» искусства, которое должно было выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для материального производства. Творчество представителей ЛЕФ было шире и многогранней провозглашаемых ими идейных позиций.
Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стала Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко). В лирике Ахматовой нашел воплощение образ женщины, предстающий во всем многообразии женской судьбы: любовь, страдание непонятого чувства, жертвенный путь поэта (сборники «Вечер» 1912 г., «Четки» 1914 г.). Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г.). Автор создал картину жизни некого тоталитарного общества «Единого государства», построенного на обезличивании и глобальном контроле над жизнью людей.
В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают работать и в советское время.
В соответствии с этим планом по всей стране должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие новые революционные ценности. Для работы привлечены видные скульпторы: Н. А. Андреев, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина. Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм. Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Примером архитектуры советского конструктивизма могут служить проекты братьев Весниных. Наиболее грандиозный из них – Дворец труда так и не был воплощен в жизнь, но оказал значительное влияние на развитие отечественного зодчества.
Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Ленин понял огромные его возможности воздействия на широкие народные массы. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898 – 1948) «Броненосец Потемкин» (1925 г.), вошедший в число мировых шедевров.
Культурное развитие СССР в 30-е гг
Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Красные ворота.
Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Доля грамотного населения в России неуклонно росла. Также была восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программы как «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная).
Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Помимо «Союза писателей» были организованы «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов».
Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов и его роман «Тихий Дон», рассказывающий о донском казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны.
Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, без надежды на издание продолжали работу писатели, многие из которых так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти. В 1928 г. затравленный советской критикой М. А. Булгаков безо всякой надежды на публикацию начинает писать свой лучший роман «Мастер и Маргарита». Работа над романом продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г. В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать.
Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной. Скульптурная группа была изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г. В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А. В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности.
Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма.
Информация о работе Основные этапы развития русской культуры