Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:21, реферат
Многовековой путь самоотверженных поисков красоты, истины, справедливости, путь тяжелейшего труда и великих открытий – все это составляет предмет интереснейшей части науки о прошлом – истории культуры. Это история деятельности человечества в лучших его проявлениях, история жизни и творчества замечательных людей, употребивших свои способности, ум и жизненные силы не на разрушения и войны, а на созидание.
Введение………………………………………………………………………………………1
Культура Киевской Руси IX–XI вв…………………………………………………………..1
Культура русских земель XII – I половины XIII в………………………………………….2
Русская культура II половины XIII–XV вв………………………………………………….3
Культура Руси периода образования централизованного государства……………………5
Русская культура XVII в………………………………………………………………………6
Преобразования Петра I в области культуры………………………………………………..8
Русская культура II половины XVIII в……………………………………………………….9
Русская культура I половины XIX в…………………………………………………………10
Образование и наука в России I половины XIX в…………………………………………..10
Русская литература II половины XIX – начала ХХ в……………………………………….11
Образование и наука во II половине XIX – начале XX века……………………………….12
Русское искусство во II половине XIX – начале ХХ века………………………………….12
Культурные преобразования в России после Октябрьской революции…………………..13
Литература и искусство в СССР в 20-е гг…………………………………………………...14
Культурное развитие СССР в 30-е гг………………………………………………………...15
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период………..16
Наука и культура в период «оттепели»………………………………………………………16
Культура периода застоя……………………………………………........................................17
Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг………………………………..18
Культура последнего десятилетия ХХ в……………………………………………………...19 Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………………
Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В стране утверждался культ личности Сталина.
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.
Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика (К.М.Симонов «Жди меня»). Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн).
Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны). К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Но в литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Но это не означает что ничего хорошего не было написано.
Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской.
Наука и культура в период «оттепели»
Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Общая либерализация общественной жизни носила половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получил название «оттепели».
Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа) «Иду на грозу» 1962 г., Ю. Н. Нагибина «Далекое и близкое» 1965 г.
Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина. Жестокой травле подвергся Б.Л.Пастернак и его роман «Доктор Живаго». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее.
В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы, в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях (основатель - молодой поэт А. Гинзбург).
По-новому трактуется художниками реализм. 60-е годы – время становления «сурового стиля» в советской живописи, реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки (Д. Д. Жилинский «Молодые скульпторы» 1964 г.). Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне.
Развивается театр. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов).
Больших успехов в конце 50 – начале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса и торжества разума. Работы советских физиков получили всемирную известность. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.
Культура периода застоя
Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Нельзя сказать, что достижений не было. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.
В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались, ныне этого можно было избежать. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю.
Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, были Ю. В. Трифонов («Обмен» 1969 г.), В. Г. Распутин («Живи и помни» 1974 г.). Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя оставался «самиздат». Расплатой для большинства стал многолетний запрет на публикации в СССР.
Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов, но, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности.
Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир». Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы». Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей.
Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой. Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи.
Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. 96% советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения. Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировала выпускников на поступление в вузы.
Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.
Общественная и культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг
Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни.
Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений. Она вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.
«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду; тиражи журналов резко возросли.
Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.
В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего»). Вместе с тем кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снималось много весьма слабых картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы были рассчитаны на скандальную популярность.
Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса».
Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего обсуждения.
Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной стороны гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе, стала очевидной необходимость в незамедлительных реформах. С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества новые. Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали заграницу.
В целом культурные последствия Перестройки еще ждут своей оценки. [9]
Культура последнего десятилетия ХХ в
Отличительная особенность культуры современной России – в ее многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Находясь «внутри» настоящего времени, очень трудно, почти невозможно определить, какие факты современной культурной жизни являются важными, определяющими магистральное направление развития культуры, а какие будут сметены ходом истории в ближайшее время.
Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить постмодернизм. Классиками европейского постмодернизма являются Хорхе-Луис Борхес, Умберто Эко, Джон Фаулз. Характерной чертой концепции постмодернизма считается «цитатность». Материалом для творческого осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг, увиденных фильмов, услышанной музыки.
Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы. Его проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке. Постмодернистом может считаться популярный (скорее модный) художник Никас Софронов, пишущий свои картины на старых иконных досках, на которых кое-где сохранились остатки живописного слоя (своеобразные «цитаты»), проступающие сквозь авторские образы.
Информация о работе Основные этапы развития русской культуры