Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:50, реферат
Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр Великий. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразования России.
1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал………………………………………………………………………………..5
3. Особенности культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века……………………………………………………..11
4. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры………………………....16
Заключение………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………....27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
"Уфимский
государственный нефтяной
КАФЕДРА ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Реферат
Основные
тенденции развития
культуры России в
новое время
Выполнил:________________ студент группы БСТ-11-02 Ширшаков А.Ю.
Проверил:________________ к.с.н., старший преподаватель Гайсина Л.М.
Уфа 2011 г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Художественная
культура петровской эпохи: утверждение
светских начал…………………………………………………………………
3. Особенности культуры Просвещения в
России. Художественная культура второй
половины XVIII века……………………………………………………..11
4. «Золотой» и «серебряный» века русской
культуры………………………....16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………....
Введение
Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр Великий. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразования России.
Насущная
Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.
Древняя русская
жизнь исчерпала себя. Она развила
все начала, которые в ней скрывались,
все типы, в которых непосредственно
воплощались эти начала. Она сделала
все, что могла, и, окончив свое призвание,
прекратилась. В XVII в. наше государство
дошло до полной несостоятельности,
нравственной, экономической и
Петр вывел Россию из этого кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому быту, стало главной задачей Петра в области культуры.
Петр не был творцом культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить культурную реформу. Результаты его деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром.
В истории России вряд ли сыщется время, равное по своему значению петровой четверти XVIII века. За многовековую историю существования Российского государства было проведено немало реформ. О том, что дали России петровские преобразования, со всей определённостью сказало время.
Известный историк и публицист М.М. Щербатов считал, что путь пройденный страной при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале XIX века полагал, что на это потребовалось бы шесть столетий.
XVIII век был знаменателен
для России значительными
XVIII век стал временем,
благоприятствующим развитию
Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал.
В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Следует отметить, что на протяжении всего XVIII века наблюдалось активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а новые идеи и ценности насильственно внедряются, насаждаются во все сферы жизнедеятельности русского дворянства – главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями – Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики. Успех этих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.
Большое влияние
на характер реформ оказала симпатия
Петра к западному образу жизни
и быту, зародившаяся еще в годы
ранней юности, во время частых его
визитов в Немецкую слободу в
Москве, где он обрел первых друзей
и где, по словам современника князя
Б. И. Куракина, у него «амур начал
первый быть». Этой иррациональной душевной
склонностью, по-видимому, объясняется
то огромное значение, которое Петр
придавал реформам в области быта
и культуры.
Сближение с западом
проявлялось в заботах
В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.
Европеизация
Русским дворянам нелегко
давалось такое обучение, так как
они родились и выросли еще
в допетровской Руси и воспитывались
в соответствии с традиционными
ценностями. Поэтому русский дворянин
в петровскую эпоху оказался у
себя на родине в положении иностранца,
которому во взрослом состоянии искусственными
методами следует обучаться тому,
что люди обычно получают в раннем
детстве непосредственным опытом. Петр
понимал, что обучить своих подданных
новому “языку” с помощью одних
только угроз и указов невозможно,
поэтому под его
Перемены в быте
и нравах высших кругов проявлялись
в возникновении новых форм развлечений.
В конце 1718 года верхи петербургского
общества были извещены о введении
ассамблей. Петр побывал во французских
гостиных, где собирались и вели
беседы выдающиеся деятели науки, политики,
искусства и у него созрел план
организации ассамблей в
Указами от 19 и 20 декабря
1699 г. вводилось новое
Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века нарастала своеобразно. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.
Особое значение
имело строительство новой
Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных замыслов - многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и прочие строительные мастера. Во-вторых, ролью заказчиков, и, прежде всего, самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали, с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные, а иногда и решающие изменения.
Русская культура должна была высвободиться, наконец, из-под власти церкви, догнать, наконец, ушедшие вперёд европейские страны.
Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи.
Петровские
Информация о работе Основные тенденции развития культуры России в новое время