Основные тенденции развития культуры России в новое время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:50, реферат

Описание

Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр Великий. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразования России.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал………………………………………………………………………………..5

3. Особенности культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века……………………………………………………..11

4. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры………………………....16

Заключение………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы…………………………………………....27

Работа состоит из  1 файл

МНК реферат.docx

— 68.20 Кб (Скачать документ)

           Преобразования Петра I обеспечили нашей стране новое  качественное состояние: во-первых, значительно  сократилось отставание экономической  и культурной жизни России от экономической  и культурной жизни передовых  стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу; в-третьих, Россия вошла в число великих  держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не решался  без её участия.

           Изменения в быту и культуре, которые произошли  в первой четверти XVIII в. имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё  более подчеркнули выделение  дворянства в привилегированное  благородное сословие, превратили использование  благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения  к русскому языку и русской  культуре в дворянской среде. 

           Можно сказать, что  европеизация в петровскую эпоху  носила не только внешний характер, но, как это не парадоксально, она усилила проявление негативных черт культуры допетровской Руси. “Новая наука” была для русских дворян тяжела и непривычна и очень часто вызывала инстинкты противоположного направления. Обходительность и вежливость по приказу и принуждению, не ставшие внутренней потребностью, порождали непристойность и грубость. Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носил париков

           В результате петровских реформ социальное положение "благородного" сословия изменялось в одну сторону, - в сторону Запада, в то самое время, когда социальное положение "подлых людей" - т.е. низкого происхождения (чернорабочие, наймиты, поденщики) продолжало изменяться в сторону прямо противоположную, - в сторону Востока.

           Реформы в области  культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских  культурных и бытовых стереотипов  препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.

           Главное же заключалось  в том, что дворянство, воспринимая  ценности европейской культуры, резко  обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в. [5]

  Петровские  преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главе этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа. Несмотря на всю противоречивость личности Петра, и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служении Российскому государству.

Особенности культуры Просвещения  в России. Художественная культура

           Просветительство — это антифеодальная идеология эпохи перехода от феодализма к капитализму, возникшая в России в 60-е годы XVIII в., когда социальные противоречия в стране достигли определенной остроты, а вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян выдвинулись на передний план. На первом этапе российские просветители, резко критикуя крепостнические порядки, выступали лишь за смягчение, ограничение наиболее вопиющих проявлений крепостничества. При этом все надежды они возлагали на всесилие просвещения и просвещенного монарха. На втором этапе, в 80—90-е годы, просветители выступают за уничтожение крепостничества как государственной системы. Правда, в конце XVIII в., напуганные восстанием Е. И. Пугачева и революцией во Франции, просветители отказались от революционной борьбы с абсолютизмом.[6]

           Успешное развитие экономики после отмены крепостного  права непосредственным образом  сказались на развитии культуры России второй половины XIX в. Рост промышленности, совершенствование техники производства нуждалось в грамотных людях, большого числа специалистов, что  вызвало развитие просвещения и  науки. Ведущей областью духовной жизни  оставалась литература. В художественной жизни России этого периода появляются два центра - Товарищество художников-передвижников  и "Могучая кучка" композиторов. Ведущим направлением в живописи становится критический реализм. 
Русское Просветительство, возникнув под влиянием Французского Просвещения по своей сути было антифеодальным, объективно буржуазным мировоззрением.

           Первоначальная история  русского Просвещения, начинается со второй половины XVIII века, когда в Россию проникли идеи классиков Французского Просвещения, оказавших определенное влияние на основные течения русской мысли вплоть до идеологии самодержавия (Екатерина II) и консервативных мыслителей высшего аристократического круга. (М.М. Щербатов) и масонов. Несмотря, на увлечения идеями французского просвещения в ХVIII веке, они не стали самостоятельным направлением общественной мысли, и вошли в духовную жизнь российского общества, как часть школьно-университетской философии дворянско-либерального типа.

           XVIII век называют  эпохой европейского Просвещения.  Великие философы Вольтер, Монтескье,  Кант считали, что общественная  жизнь подчиняется не Богу, а  естественным законам. Исторический  прогресс — главная идея Просвещения.

           В России идеи просветителей  получили широкое распространение, ими увлекалась сама Екатерина II (примерно до 70-х годов, до восстания Пугачева).

           В этот период общественная мысль России еще не созрела для  того, чтобы не только модифицировать и развить, но даже до конца воспринять целостные просветительские концепции Запада. Между тем, заимствование просветительских идей Франции продолжалось вплоть до 30-х годов XIX в., Это заимствование выражалось в формировании идей (апелляция к разуму, науке, знанию, критика крепостничества с позиции естественного права и т.п.). Но отдельные идеи не смогли превратить эти мысли в сколько-нибудь целостные просветительские концепции. Вот почему нельзя найти в творческом наследии даже самых профессиональных мыслителей России вплоть до 40-х годов XIX века подлинно просветительских идей и мыслей в строгом смысле этого слова, которые бы по совокупности принципов могли быть типологически сходными с классическим французским Просвещением. Лишь немногие русские мыслители первой трети XIX века сравнительно близко подошли к принципам французского просветительского мировоззрения (И.П. Пнин, В.В.Попугаев, А.С.Кайсаров, А.П.Куницин). Перечисленные имена относились к представителям дворянского просвещения в России. Наиболее широко идеи просвещения были представлены в движении декабристов, хотя в целом декабризм в полной мере нельзя отнести к просветительскому типу мысли. Это объясняется не столько неспособностью декабристов к освоению идей Просвещения и перенесение их на русскую почву, сколько волной феодальной контрреволюции начала XIX века, накрывшей Европу от Лондона до Петербурга. По этой причине ростки просветительской мысли, появившиеся со времен Радищева и удержавшиеся на русской почве до восстания 1825 года оказались практически задавленными к 30 годам XIX века. В этих условиях даже антифеодальные идеи приняли антифранцузское звучание, лишь к началу 40-х годов XIX века прогрессивная антифеодальная мысль России начала оправляться от нанесенных поражений и принимать формы, соответствующие сложившейся социокультурной ситуации, которая по своему социально-экономическому уровню соответствовала эпохе просвещения Франции XVIII века. [2] 
 
 
 
 

           Таким образом, «век русского просвещения» не мог наступить  ранее 40-х годов XIX века, так как  именно к этому времени ощущается  кризис феодально-крепостнического строя, а антифеодальные силы остро осознают свою несовместимость со старым режимом. В этих условиях они уже не ограничивались критикой его отдельных сторон, но выступили с идеями нового строя, который должен прийти на смену старому строю. Просветительские идеи в России подготовили не только падение крепостнического режима, но и первую революционную ситуацию XIX века. К этому времени возникшие собственно буржуазные отношения в России были очень молодыми, но развивались бурно и потому требовали от общественной мысли поддержки, оправдания и определения исторической перспективы.

           Франция конца XVIII века и Россия второй половины XIX века перекликаются  не только по социально-экономическому положению, но и по характеру и  движению общественной мысли. Об этом выразительно и ярко написал соратник Н.Г. Чернышевского М.А. Антонович  в статье «Умственные движения в XVIII в.». Он настаивал на том, что каждый должен знать историю Франции XVIII века, так как она «есть азбука, элементарный учебник мышления и жизни XIX века... XVIII век требует особенного и преимущественно нашего внимания, как дело, непосредственно касающееся современной жизни. В этом веке человеческая мысль освободилась от огромной массы обычных, застарелых, понятий в теоретической, нравственной и общественной областях. XVIII век освободил мысль от самых главных, самых тяжелых оков; он объявил войну всему, что стесняло развитие мысли, всем силам и элементам, которые, какими бы то ни было, предлогами изъявляли претензии на покорность им со стороны мысли...»

           В русской культуре XVIII в. происходят значительные изменения, которые определяются коренными  преобразованиями в социально-экономической  сфере, в жизни и быте народа. Главное  влияние оказывает тот факт, что  в экономике страны формируется  капиталистический уклад. Русская  культура XVIII в. развивается как культура светская. Литература, живопись, скульптура более глубоко отображают внутреннюю жизнь человека, его стремления, добродетели и пороки. XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется “золотым веком” культуры России

           В пореформенный  период в России увеличивается сеть начальных школ, которые подразделялось на церковно-приходские школы, народные училища и земские школы. Основными  типами средних школ были гимназии (мужские и женские) и реальные училища, в которых больше преподавались  естественные дисциплины.

           Дальнейшее развитие получило и высшее образование. Увеличилось  число университетов.Важную роль в распространении образования играли общественные организации, публичные библиотеки, читальни, музеи. Большую культурно-просветительную работу проводили музеи, различные научные общества, комитеты грамотности. 

           В 1870 г. в столице  было создано Товарищество передвижных  художественных выставок на кооперативных  началах, членами - учредителями, которых  были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге. Товарищество организовывало выставки в крупных городах страны. В  Товарищество входили в разное время  И.Е. Репин, В.Н. Суриков, К.Е. Маковский, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко, И.И Левитан, А.И. Куинджи и др. П.М.Третьяков  создал великолепную национальную картинную  галерею.

           Во второй половине ХIХ в. продолжает развиваться русская музыкальная школа. Традиции М.И. Глинки развивали композиторы "Могучей кучки": М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Эта группа единомышленников стала творческим коллективом, для которого было характерно единство взглядов: горячая любовь к народу, вера в его силы. По примеру М.И. Глинки композиторы использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях. Они использовали и сюжеты русской литературы. Так, драма А.С. Пушкина "Борис Годунов" стала основой оперы М.П. Мусоргского. По мотивам "Слова о полку Игореве" А.П. Бородин написал оперу "Князь Игорь". Композиторы обращались и к историческим сюжетам. М.П. Мусоргский создал оперу "Хованщина", Н.А. Римский-Корсаков - "Псковитянку" и "Царскую невесту".

           С большой симпатией и теплотой к "кучкистам" относился П.И. Чайковский. Он создал ряд опер по произведениям А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", "Пиковая дама"), Н.В. Гоголя ("Черевички"). Его прекрасные балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" и др. до сих пор являются шедеврами балетного искусства. В 1866 г. Г.Н. Рубинштейн основал Московскую консерваторию.

           Развитие культуры второй половине ХIХ в. было временем подъема науки, просвещения, печати, расцвета русского национального искусства.Для Европы была характерна выработка научных знаний, а для России – усвоение знаний. Ученический мотив доминировал в русской культуре.

           Исключительно большая  роль государства и Петра 1 в процессе европеизации России. Просветительская политика имела насильственный, принудительный, а подчас и репрессивный характер.

Самодержавная власть окончательно подчинила себе церковь. Государственная секуляризация стала настоящим переворотом в русской культуре XVIII в. 

           Государство взяло  на себя ту функцию, которую ранее  выполняла церковь: Попечительная и учительная роль по отношению к своим подданным. Забота о религиозном воспитании и духовном благополучии народа ( Цезарепапизм)

           Творческий процесс  начинает восприниматься как закономерное, подвластное логике явление. Укореняется  мысль о возможности и необходимости  заранее представить себе конечный результат – завершенное произведение искусства.  - проектирование начинает использоваться зодчими, скульпторами, живописцами. Создаются «команды», в которых ученики группируются вокруг известных мастеров, чаще иностранных. Русские архитекторы, скульпторы, живописцы получают образование в европейских странах в качестве пенсионеров.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные тенденции развития культуры России в новое время