Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:50, реферат
Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр Великий. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразования России.
1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал………………………………………………………………………………..5
3. Особенности культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века……………………………………………………..11
4. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры………………………....16
Заключение………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………....27
«Золотой» и «серебряный» века русской культуры
«Золотой» век
В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры и т.д. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые русской культуры того времени оказались актуальными и поэтому сейчас находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры. Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры—выходцы дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.
Литература
Пушкин был
Основоположник
Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность – полноправное действующее лицо большой человеческой истории.
Значение творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрении он принят не только XIX веке, не только в России. В конце XX века он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.
Он первым пришел к выводу, что истинная народность – это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился к сокровенному народному творчеству и проникся глубоким пониманием души, психики и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России.
Пушкин ушел из жизни, имея наследника и продолжателя его общественно-литературного дела – М.Ю. Лермонтова (1814-1841) замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. Индивидуальному складу Лермонтову-поэту близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность.
Ненависть к «светской черни», к голубым жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури.
Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам—повести и роману.
Величайшее создание писателя — «Мертвые души» (1842—1852 гг.). Само название книги имеет не только прямой, но и обобщенный символический смысл. Гоголь изображает целую галерею уродов помещичьей России, воплощающих различные формы паразитизма. Его произведение названо поэмой, и это название только отчасти звучит иронически. Оно дышит своеобразным поэтическим пафосом, который вырастает из сознания огромных сил народа, из предчувствия его великого исторического будущего. Все это находит свое выражение в лирических отступлениях, образующих существенный элемент повествовательной манеры Гоголя. Его юмор переплетается с серьезными, даже трагическими размышлениями. Гоголь испугался того размаха, который приняла критика русской действительности в его произведении. Он хотел во втором томе «Мертвые души» показать нравственное возрождение своих героев. Внутренняя фальшь поставленной задачи побудила писателя уничтожить многое из того, что им было написано. Выход первого тома «Мертвые души» означал утверждение критического реализма в русской литературе. Это произведение Гоголь считал главным произведением всей своей жизни.
В 40-50-е гг. XIX века на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев (1818-1883), И.А. Гончаров (1812-1891), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889), А.Н. Островский (1823-1886), поэты Н.А. Некрасов (1821-1878), Ф.И. Тютчев (1803-1873), А.А. Фет (1820-1892) и другие. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество.
В замечательной
плеяде русских писателей творчество
Л.Н. Толстого (1828-1910) и Ф.М. Достоевского
(1821-1881) явилось закономерным продолжением
и завершением духовного
Театр
Русский театр первой половины XIX века — показывает историю развития театральной культуры в России от романтического театра к театру реалистическому. Наиболее зрелищная часть экспозиции связана с музыкальным театром. В ней представлены эскизы декораций и фотографии, уникальные материалы опер Глинки «Руслан и Людмила»; «Жизнь за царя» отражены история развития императорской балетной сцены, а также итальянской оперы на русской сцене — тема, редко попадающая в музейные экспозиции. Развитие драматического театра того времени — периода формирования профессиональной отечественной театральной культуры двух столиц — представлено материалами по истории Александринского и Малого театров, в которых ставились спектакли по произведениям знаменитых русских писателей как Озеров, Фонвизин, Крылов, Пушкин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь; на сцене которых играли Семенова, Каратыгин, Мочалов, Щепкин.
История драматического
театра XIX — начала XX века в экспозиции охватывает
период от сценической премьеры пьесы
Островского «Не в свои сани не садись»
до ранних пьес Чехова. Это время рождения
новой актерской эстетики, формирования
актерской традиция Малого театра, развития
петербургской школы. На выставке они представлены,
прежде всего, портретами выдающихся артистов
Малого и Александринского театров — Федотовой,
Ермоловой, Южина, Ленского, Лешковской,
Савиной, Давыдова, Комиссаржевской. Без
внимания не осталось и творчество театральных
критиков — Добролюбова, Григорьева, Боборыкина,
Кугеля. Экспозиция отражает и изменения,
затронувшие оперную и балетную сцены.
В опере во второй половине XIX ядром постановочного
процесса становится фигура композитора,
поэтому ее история показана через призму
творчества Направника, Рубинштейна, Мусоргского,
Римского-Корсакова и Чайковского. Начало
XX века ознаменовало смену театра композиторского
синтетической формой, объединяющей усилия
режиссера, актера, художника и дирижера.
Живопись
Официальным направлением в живописи первой половины XIX века был классицизм. Достижениями академического классицизма были глубокие знания Европейской культуры прошлого, прекрасное владение рисунком, высокое мастерство в создании комплекции.
Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр.
Большим совершенством
отличаются изделия декоративно-
Развитие живописи и графики в начале Х1Хв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.
Классицизм в 30—50-е
годы
окончательно утрачивает свои прогрессивные
стороны, вырождаясь в реакционный академизм.
На почве отрицания самодержавного строя
и вместе с тем разочарования в возможности
близких социальных перемен, охватившего
многие круги русского общества, а также
с появлением новых философских воззрений
значительное распространение получает
романтизм, приобретающий по сравнению
с началом XIX в. более противоречивый характер.
Наряду с этим новое, сурово-объективное
восприятие действительности порождало
углубленные реалистические стремления,
осуществлявшиеся подчас в рамках того
же романтизма (в его передовых проявлениях).
Но уже к 40-м годам происходит отчетливое
изживание романтических тенденций, утверждение
последовательно реалистических принципов
в искусстве.
Музыка
Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII века. Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804-1857).
По значению вклада
в развитии музыкальной культуре
Глинка занимает место равное Пушкину
в литературе. Он заложил основы
двух главных направлений
Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский. В первой его опере «Эсмеральда» проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму-оперу «Русалка», в которой образ мельника отравил сочувствие к «маленькому» человеку.
Таким образом, в русской музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры, и передовые и художественные образы огромного звучания влились в мировую культуру. Девятнадцатый век — блестящая пора в истории русской музыки.
Под воздействием событий Отечественной войны 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева—автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова, И.А. Козловского. На основе народных мелодий вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека. Создаются «русские песни» в народном духе, бытовые романсы, баллады.
В 60-х годах русская музыка вступает в полосу своей зрелости и всестороннего расцвета. В новых исторических условиях пореформенной России наступает подъем музыкально-общественной жизни. Усилиями выдающихся музыкантов-просветителей — М.А. Балакирева, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов — создаются музыкальные организации нового типа, первые русские консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А.Н. Серова закладываются прочные основы классического русского музыкознания.
«Серебряный» век
Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно.
Информация о работе Основные тенденции развития культуры России в новое время