Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:50, реферат
Новую русскую историю обыкновенно начинают с так называемой эпохи преобразований нашего общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр Великий. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразования России.
1. Введение…………………………………………………………………………3
2. Художественная культура петровской эпохи: утверждение светских начал………………………………………………………………………………..5
3. Особенности культуры Просвещения в России. Художественная культура второй половины XVIII века……………………………………………………..11
4. «Золотой» и «серебряный» века русской культуры………………………....16
Заключение………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………....27
Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Проблема эта не была новой. Она возникла сразу после отмены крепостного права и проведения Великих реформ, когда активно стало формироваться гражданское общество. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Человек имел ценность только в случае, если он приносил пользу коллективу. Наиболее эффективной народники считали общественно-политическую деятельность. В ней человек должен был раскрыть себя. Укрепление в обществе народнического подхода к человеку и его деятельности, произошедшее в 60-х - 80-х годах XIX в., привело к тому, что на литературу, философию и искусство стали смотреть как на явление второго плана, менее необходимое по сравнению с политической деятельностью. Свой “эстетический переворот” символисты направили против народников и их идеологии.
Символисты: как старшие
(В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус
и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок,
В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное
начало в качестве главного. Они
пересмотрели отношения индивида и
коллектива. Символисты вывели человека
за пределы общества и стали рассматривать
его как самостоятельную
Внутренний мир человека рассматривался как результат его духовного развития.
Вместе с
Вслед за символистами
утверждение индивидуального
Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.
Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.
В 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление - футуризм. С его развитием связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы. Объявив себя создателями истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей.
Они полностью отвергли
достижения старой культуры и предлагали
сбросить их с “парохода современности”.
Религия отвергалась как
Появление в культуре
направления, активно утверждающего
коллективное начало, совпало с ломкой
общественно-политической системы
в России. Первая мировая война, ее
последствия: голод, анархия, политические
брожения привели к двум революциям.
В ходе октябрьской революции
к власти пришли большевики, провозгласившие
в стране диктатуру пролетариата.
В сознании многих людей политические
перемены объединились с новшествами
в культуре. Особенно тяжело было тем,
кто долгие годы вел борьбу с коллективным
началом. Они вновь столкнулись
с ним в искусстве и в
политике. Им казалось, что все, что
они создали тяжелым трудом, в
одно мгновение разрушено, что конец
наступил не только старому политическому
режиму, но и культуре. “Мы переживаем
конец Ренессанса, изживаем последние
остатки той эпохи, когда отпущены
были на свободу человеческие силы
и кипучая игра их порождала красоту.
- писал Николай Бердяев в 1918 году. - Нынче
эта свободная игра человеческих сил от
возрождения перешла к вырождению, она
не творит уже красоты.” Старые культуртрегеры,
убежденные, что искусство “вырастает
из духовной глубины человека”, отрицательно
относились к авангарду. Они не считали
его искусством. Негативное отношение
к авангарду укрепилось в сознании старых
деятелей культуры после того, как многие
футуристы заявили о своей поддержке новой
власти, а большевики, в свою очередь, признали
футуризм как искусство. Отношение большевиков
к авангарду было двояким. Новая власть
ставила в заслугу авангардистам борьбу
с “упадочной” буржуазной культурой,
но не могла принять ухода к беспредметности
и зауми. Она делала ставку на искусство,
“которое ясно и всякому понятно”. Ориентация
на массы была одной из главных установок
большевиков в культуре. Но установка
была расплывчатой и не имела определенного
содержания. [3]
Культурная политика
большевиков в 20-х годах только
начинала формироваться. Еще отсутствовали
органы управления культурой, не было
мифов о Ленине, революции и
партии - структурирующего элемента советской
культуры, охватывающего все стороны
общественной и частной жизни. Все
это появилось позднее. В 20-х годах
партийными идеологами были сделаны
общие установки на ликвидацию безграмотности,
повышение культурного уровня масс.
Идеологи утверждали необходимость
соединения искусства с производством
и антирелигиозной пропагандой.
Но у них не было единого взгляда
в отношении того, какую культуру
необходимо строить классу, оказавшемуся
у власти. Он появился позже, в тридцатых
годах. Все это способствовало возникновению
споров о путях развития культуры.
В них принимали участие
Заключение
В культуре России ХIХ
века произошли перемены огромного значения.
Они составили культурное наследие страны.
Культурное наследие является важнейшей
формой, в которой выражается преемственность
в историческом развитии общества. Даже
в условиях социалистической революции,
решительно отрицающей многие общественно-исторические
институты старого общества, создание
качественно новой культуры невозможно
без творческого освоения культурного
наследия, без бережного отношения к культуре
прошлых эпох, без сохранения тех богатств,
которые были созданы в различных областях
культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем
это.
Список
использованной литературы
Информация о работе Основные тенденции развития культуры России в новое время