Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:26, контрольная работа
Цель работы: с помощью учебной литературы изучить материал. Составить план и подробно раскрыть пункты плана контрольной работы.
Задачи работы: дать определения понятию репрезентативная культура, раскрыть тему, рассмотреть типологию культур.
Введение
Что такое социология культуры?
Понятие культуры в системе социологического знания
Типология культур
Идея репрезентативной культуры Ф. Тенбрук: движение от монополистической к политической культуре
Понятие репрезентативной культуры Контом и Тенбруком
Репрезентативные формы культуры; русская история репрезентативных культурных форм
Заключение
Список использованных источников и литературы
Понятие репрезентативной культуры
Содержание:
Введение
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Культура – это явления,
свойства, элементы человеческой жизни,
которые качественно отличают человека
от природы. Это качественное отличие
связано с сознательной преобразующей
деятельностью человека. Понятие
«культура» фиксирует общие отличия
человеческой жизни от биологических
форм жизни; отражает качественно своеобразные
формы жизнедеятельности
Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни. Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.
Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры – характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем – самодостаточность, равновесие, гармоничное единство. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры.
Цель работы: с помощью учебной литературы изучить материал. Составить план и подробно раскрыть пункты плана контрольной работы.
Задачи работы: дать определения понятию репрезентативная культура, раскрыть тему, рассмотреть типологию культур.
Изучая материал контрольной работы понять разницу между понятиями культура вцелом и репрезентативная культура. Рассмотреть общепринятые понятия культуры.
Сам термин культура берет свое начало в Древнем Риме и происходит от латинского culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Сама же репрезентативная культура была развита Ф. Тенбруком. Он считал, что репрезентативная культура общественное явление, так как вырабатывает цели, значения и ценности, она охватывает убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение. Основной формой репрезентативной культуры является способ, каким культура высказывает наиболее важные для себя мировоззренческие идеи.
Репрезентативная культура репрезентирует, представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов. И означают они для них именно то и только то, что дано в культурной репрезентации.
I. Что такое социология культуры?
Социология культуры − одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно «социологии культуры» и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.
Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как «отраслевую социологию» более или менее широкого охвата, изучающую «сферу культуры», «культурные процессы». В этом качестве социология культуры трактуется то, как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то, как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ «культуры». Почему мы относим к «культуре» религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами?
Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий «сегмент» или «сферу» социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов. В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.
Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно «культура». Как известно, «культура» − это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями. Возможно, именно в связи с этой неопределенностью, а также ценностной и мировоззренческой нагруженностью термина «культура», многие исследователи вообще стараются его не использовать.
Трудности, возникающие при определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук − в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой «культура» является основным объектом изучения − культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры. Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры − крайне сложного и многообразного феномена, «естественным образом» тяготеют к междисциплинарности.
Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.
Не только предмет изучения,
но и время возникновения
II. Понятие культуры в системе социологического знания
Культура очень сложное и многогранное понятие. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли.
В последние десятилетия понятие культуры вызывает все больший интерес. К сожалению, оно используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах.
1. Культура как
2. Культура как
3. Культура как
4. Культурное как
5. Культура как образ
жизни. Социальные группы
6. Культура высокая и
культура популярная. Когда говорят
о «высокой культуре»,
III. Типология культур
Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры − метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.
Типология культуры − классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Эти термины происходят от древнегреческих приставок − «через» и «сейчас» и слова «время». Означают: 1) диахронный − подход к предмету через «временные ряды» (или исторический); 2) синхронный − рассмотрение предмета в «остановленном мгновении», «сейчас», в абстрагировании от генезиса, истории и т.п.
Немецким социологом, историком и экономистом Максом Вебером (1864 − 1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую социокультурную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога в реальной истории культуры. Идеальная типизация позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями, и использовалась М. Вебером для исследования причин и характера отклонения реальных культурных типов от идеальных.
М. Вебер различает три
«чистых» типа господства: обусловленное
рациональными интересами подчиняющихся
и господствующих; основанное на традициях,
связанное с эмоциональным