Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:26, контрольная работа
Цель работы: с помощью учебной литературы изучить материал. Составить план и подробно раскрыть пункты плана контрольной работы.
Задачи работы: дать определения понятию репрезентативная культура, раскрыть тему, рассмотреть типологию культур.
Введение
Что такое социология культуры?
Понятие культуры в системе социологического знания
Типология культур
Идея репрезентативной культуры Ф. Тенбрук: движение от монополистической к политической культуре
Понятие репрезентативной культуры Контом и Тенбруком
Репрезентативные формы культуры; русская история репрезентативных культурных форм
Заключение
Список использованных источников и литературы
Основная репрезентативная форма культуры – это способ, каким культура высказывает наиболее важные для себя мировоззренческие идеи; можно сказать, что именно в рамках такой формы экзистенция культуры проявляет себя наиболее полно. Наиболее чётко формулируются цели и ценности культуры, возникает тот образ мира, который данная культура считает подлинным. Можно сказать, что именно в сфере основной репрезентативной формы концентрация творческой энергии культуры оказывается наиболее высокой, − по крайней мере, той «части» энергии, которая связана именно с духовным (нематериальным) типом деятельности.
Структурные требования к репрезентативным формам культуры относительно невелики: эти формы должны уметь говорить, а язык, который они используют, должен обладать высокой степенью пластичности и сложности для того, чтобы речь культуры была внятной.
Европейская история показывает,
что способы и формы
При этом не существует каких-либо неизменных, вневременных оценок и приоритетов, откликающихся на слово «всегда»: культура исторична и, следовательно, всё, что в ней существует, временно. Соответственно, нет и постоянных основных форм репрезентации культуры; скорее, речь может идти о динамике смены форм. На разных исторических этапах своего становления культурная экзистенция находит разные пути своей репрезентации.
Идея, постулирующая реальность существования основных форм самовыражения культуры, во-первых, предполагает, что само культурное пространство – на структурном уровне – организовано относительно иерархичным способом, а во-вторых – тесно соотносится с понятием стиль культуры.
Проблема соотношения «форма культуры – иерархическая структура культуры – стиль культуры» является одной из фундаментальных проблем культурологии. Многочисленные попытки её решения неизбежно зависели от использования конкретных методологических и концептуальных схем, что, в итоге, приводило к получению результатов, чья ценность ограничивалась временем конкретного исторического периода. По сути это означает, что при решении этой проблемы реальным исходным моментом, предопределяющим наличие порога возможностей для всех её теоретических решений, оказывается ситуация релятивизма.
Релятивизм же, в свою очередь, означает, что сами понятия «форма культуры», «стиль культуры», и понятие «культуры как таковой» не подлежат окончательному теоретическому обоснованию; скорее, эти понятия являются элементами аксиоматического смыслового ядра культурологии. Наличие у любой культурной традиции особого стиля скорее может быть отнесено к сфере интуитивно-очевидного, нежели к сфере теоретически-обоснованного. Все теоретические обоснования идеи культурного стиля и его производных оказываются, по своей сути, частными конкретизациями исходной интуиции, и имеют значение в рамках конкретного исторического периода.
Соответственно, и ценность
понятий «основная форма
Исходя из каких признаков та или иная форма репрезентации культуры может считаться основной формой?
Во-первых, это уже отмеченный выше «смысловой» признак. Общее мировоззрение культуры должно предельно полно высказывать себя посредством данной формы. Структура такого мировоззрения включат в себя аксиологический компонент − представление о целях и ценностях культуры, онтологический компонент – образ мира, который культура воспринимает в качестве истинного, проблемный компонент – очерчивание основных проблем, возникающих в отношениях между целями культуры и её непосредственным, современным состоянием, субъектный (антропологический) компонент – представление о том, кем (или чем) является человек в пространстве культуры, какими онтологическими возможностями он обладает, и инструментально-деятельностный компонент – представление о возможностях и средствах преодоления противоречия между целями культуры и тем её состоянием, которое реально существует в данный момент исторического времени.
Во-вторых, проработка основных принципов мировоззрения, осуществляющаяся в рамках основной формы культуры, должна оказывать влияние на другие культурные формы. Основная форма является основным генератором мировоззренческих парадигм для культуры в целом. Свой собственный мировоззренческий опыт данная форма культуры должна активно транслировать в иные культурные сферы. Это и означает, что данная культурная форма является центром развития культуры в целом.
В-третьих, основная репрезентативная форма культуры должна обладать тем уровнем динамических процессов, который должен превосходить уровень динамики в других формах культуры. Такая высокая динамика становления проявляется в скорости и количестве стилистических изменений: возникают всё новые стили и направления, «пространство» этой культурной формы стремится к постоянному структурному усложнению; а так же в интенсификации «процессов накопления»: новые имена, новые артефакты, новые проблемы и новые решения этих проблем, − всё это стремительно обогащает историческое наследие этой культурной формы. Можно сказать, что основной форме культуры свойственен повышенный, относительно культуры в целом, темп обогащения опытом.
И, в-четвёртых, события, происходящие в этой сфере культуры, должны обладать повышенным общественным резонансом.
Наличие такой основной репрезентативной формы для культуры является не просто ещё одной возможностью существования, а необходимостью. – Именно эта форма в наибольшей степени способствует конкретизации смыслового ядра культуры, являющегося основой её единства, и, тем самым, влияет на вектор её дальнейшего становления. Если же такой конкретизации основных принципов культуры не происходит, сама культура начинает разрушаться. В связи с этим можно говорить о том, что существование основной репрезентативной формы культуры и возможность развития этой культуры − взаимосвязанные явления. Основная форма культуры есть продукт её предшествующего развития; само развитие оказывается во-многом производным от специфики и уровня развития этой культурной формы.
Одна из характерных особенностей
русской культуры связана с её
способами осознания
В ходе русской истории
последовательно сменяют друг друга
в качестве основных репрезентативных
культурных форм разные формы культурного
восприятия, но, тем не менее, все
эти формы оказываются
Исходя из этого обстоятельства, вполне рациональным является предположение, что и в ближайшем будущем основная репрезентативная форма русской культуры также будет связана именно с художественной деятельностью.
Главная черта, характеризующая состояние современной русской культуры, связана с отсутствием устойчивого смыслового ядра в представлениях этой культуры. Того ядра, которое предопределяет устойчивую систему ценностей культуры, образ мира, с которым эта культура взаимодействует, и конкретную «практику культуры», − модели индивидуального существования и глобальные социально-геополитические приоритеты.
В такой ситуации роль художественных
практик, связанных с непосредственной
трансляцией идеологам в
В подобной ситуации русская
культура уже оказывалась. Речь идёт
о ситуации XVIIIвека. Старые экзистенциальные
формы самовыражения русской
культуры оказываются
И именно в этот период на первый план отечественной культуры выходит светская живопись.
Высокий статус живописи как
формы культурного
Соответствует ли современная
отечественная живопись статусу
основной репрезентативной формы нашей
культуры? На данный момент пока ещё
нет, но вполне возможно, что в ближайшее
время она этого статуса
В наследство от ХХ века мы получили высокоразвитую традицию живописи как художественной практики и, что самое главное, эффективно работающие механизмы художественного образования.
А в дополнение к наследию прошлого и настоящее дало нашей живописи возможности, которые уже позитивно сказываются на её развитии. Во-первых, это – отсутствие жёсткого идеологического «контроля за содержанием»: время соцреализма – в прошлом; во-вторых, это принципиально новый способ организации информационного пространства, когда государство не может контролировать сам процесс художественного производства и каналы распространения продуктов этого производства.
Заключение
Репрезентативная культура репрезентирует, представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов. И означают они для них именно то и только то, что дано в культурной репрезентации.
Таковыми были репрезентативные культуры Древнего Египта, восточных деспотий, эти черты заметны в культурных системах средневековой Европы. Таковыми являлись культурные системы всех теократических государств, в частности современных фундаменталистских.
Если исходить из духа понятия репрезентативной культуры, нельзя рассуждать так, что религиозное или метафизическое мировоззрение и идеология были ложными, неправильно отражали мир. Поскольку это мировоззрение, идеология репрезентирует общество в сознании его членов и, следовательно, становится основой социальных действий, то общество оказывается именно таким, каким оно репрезентировано в сознании.
Может возникнуть естественный вопрос: как репрезентативная культура относится к обществу, то есть к социальной структуре, институтам, системам статусов, понимаемым как жесткие объективные образования, которые вовсе не регулируются мнениями, а, наоборот, служат рамками, принудительно регулирующими отношения между людьми.
Репрезентативная культура представляет собой общественное явление, то есть вырабатывает идеи, значения и ценности, которые действуют в силу их фактического признания. Она охватывает убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение в той мере, в какой члены общества либо активно их разделяют, либо пассивно признают. Для нас важно, что фактически речь здесь идет о культуре групповой жизни, о репрезентативной культуре.