Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:21, реферат
Прежде всего, античная культура космологична, греки утверждали следующие эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония.
Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература и театр являлись предметом изучения и подражания во все последующие века.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КРАСОТЕ У ДРЕВНИХ ГРЕКОВ 4
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ В ГРЕЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ 11
ИСКУССТВО КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ О КРАСОТЕ КОСМОСА И ЧЕЛОВЕКА 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Искусство Этрусков
Примерно в 8 веке до н.э. Северную Италию населяли этруски. Прошлое этого народа окутано тайной, потому что учёные до сих пор не вполне понимают их письменность, а римляне освободившись от власти этрусков в 4 веке до н.э., стёрли с лица земли их города. Однако они оставили нетронутыми "города мёртвых" - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. У этрусков существовал культ мёртвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать её по возможности приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни - празднества с музыкой и танцами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Саркофаги из терракоты, т.е. обожжённой глины напоминали тогдашние ложа. На них возлежат скульптурные изображения супружеских пар за дружеской беседой или за трапезой - на античных пиршествах ели в такой неудобной позе.
Этруски рано познакомились с греческим искусством. В их городах работали мастера из Греции, которые обучали молодых этрусков. От греков, видимо позаимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она сильно напоминает "архаическую" улыбку ранних греческих статуй. И всё же эти расписные терракоты сохранили присущие этрусским скульптурам черты лица - крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжёлыми веками, полные губы. Этруски хорошо владели техникой бронзового литья. В Этрурии было создано знаменитое изваяние Капитолийской волчицы, вскормившей якобы своим молоком двух младенцев - легендарного основателя Рима Ромула и его брата - близнеца Рема.
Храмы этруски строили из дерева. Перед прямоугольным зданием находился портик с простыми колоннами. Деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга. Крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глиняных плит. Самой своеобразной чертой храма было высокое основание, которое унаследовали римские строители. Ещё одну важную новинку этруски оставили в наследство римлянам - технику выведения сводов.
Правда, своды появились впервые на востоке; но у этрусков научились этому римляне, которые достигли в строительстве сводчатых перекрытий невиданных высот.
III. Искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и человека
Образцом для произведений искусства у греков является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.
Как было отмечено ранее античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески, это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становиться незыблемым принципом греческого искусства.
«И. И. Винкельман, исследую греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории красоты и гармонии»[1].
Грек созерцал космос, воспринимая его таким, каким он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда – наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры.
Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом.
Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотноситься с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения.
Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики – теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актеров служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую.
Человек и его качества служили критерием определения даже таких казалось бы, далеких от телесной пластики видов деятельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритора Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена – с воинам, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами.
«Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком – для этого составляющие храма слишком велики, задание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становиться важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина»[2].
Заключение
Культура античной Греции, отмеченная вышеуказанными, характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство.
Наивысшее выражение гармония получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.
Как известно в античной культуре воплощением представлений о красоте становиться культ тела. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики – теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актеров служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.
В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально – эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуально – практических и теоретических проблем.
Список использованной литературы
1. История Древней Греции./ Под ред. Авдиева В.И. – М.: Высшая школа, 1972
2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990
3. Кнабе Г. С. История. Быть. Античность – М., 1988г.
4. Лурье С.Я. История Греции – Спб, 1993г.
5. Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. – М., 1981
2
[1] История Древней Греции./ Под ред. Авдиева В.И. – М.: Высшая школа, 1972
[2] Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990
Информация о работе Представление о красоте у Древних Греков