Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:01, реферат
Религия - от латинского слова набожность, святыня, предмет культа, есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
5
Человеку присуще желание задавать вопросы: Что? Почему? Как? В каждом из нас заключено стремление понять мир, в котором мы живем, найти смысл существования. В ответ на это стремление человека к знаниям и к пониманию окружающей действительности появляется и начинает развиваться - религия.
Религия - от латинского слова набожность, святыня, предмет культа, есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Важнейшим понятием религии и религиозного познания является вера. В понятии «вера» следует выделять два аспекта:
а) религиозная вера
6) вера как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания и прежде всего в гипотезах.
Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества.
Основным методом религиозного познания является духовное измерение реальности.
Религии принадлежат вопросы о том, почему мир устроен подобным образом, в чем смысл и цель существования.
- познание добра и зла
- познание сотворенных Богом вещей
Религия дает людям определенную совокупность взглядов на окружающий мир, на место человека в этом мире, понимание и оценку окружающей действительности. Эта совокупность взглядов называется мировоззрением.
Мировоззрение человека, определяя его подход к предметам и явлениям мира, не может не оказывать влияния на все стороны его жизни, на трудовую деятельность и духовные запросы. Это дает возможность познавать и раскрывать характер развития природы. Мировоззрение человека определяется, прежде всего, тем, как он решает вопрос об отношении мышления к бытию, как относится наше знание к окружающему миру - можем ли мы познать его или нет. Религия, признавая существование Бога, считает, что человек может познать лишь то, что допустит Бог.
Религия предлагает нам принять некоторый набор знаний об окружающем мире и поверить в их правильность. Наблюдение, осознание этих наблюдений и вера в правильность сделанных выводов – это три основных этапа познания окружающего мира, свойственных религии.
Религия – это одна из древних форм познания, обусловленная непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными). Религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран.
Религия начала формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл. Это понимание действительности прошло ряд ступеней в своем развитии и, в конце концов, привело к возникновению современных религий.
Наши далекие предки были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими, как наводнения и бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода. Человек имел в своем распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня или из дерева. В поисках пищи люди вынуждены были постоянно менять место своих стоянок. Будет ли завтра и послезавтра у них пища - это во многом зависело от удачи на охоте. На каждом шагу угрожали человеку и другие опасности, нападение хищного зверя, удар молнии, лесной пожар и т.д. Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те, которые приносили болезни, голод, смерть, наоборот, злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ - духов, демонов и т. д.
Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С переходом к земледелию и с приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде свиньи, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в их хозяйственной жизни. Одухотворяли также и явления природы: солнце, луну и звезды, считая их живыми сверхъестественными существами.
Наряду с фантастическими представлениями об окружающем мире человечество накапливало и положительные знания. Практические нужды людей, стремление добиться лучших условий существования заставляли их вести борьбу с природой. В процессе этой борьбы у человека постепенно появлялось все больше и больше наблюдений, опыта. Сталкиваясь со стихиями природы, и испытывая на себе их могущество, люди хотели знать, чем вызвано вредное действие природных сил, почему иногда оно бывает благоприятным, а иногда разрушительным. Перед людьми вставали вопросы о том, что представляет собой окружающая действительность и каково место в ней человека.
Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания — рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру.
Однако религия (как и мифология) не воспроизводили знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер.
религия является важной формой познания человеком мира. Изучение религии в светской ориентации, курсы религиоведения, должны играть важную роль в формировании мировоззрения, познании человеком мира. Этот курс должен включать в себя ценности мировоззренческого, нравственного значения, имеющие не только религиозный, но и светский характер. И несколько слов об отношениях этих двух форм познания. Религия возникла на заре человеческой истории, когда не было ни науки, ни философии, и явилась первой формой духовного освоения мира. Религиозная картина мира изложена в священных книгах и в богословских науках.
религия является важной формой познания человеком мира. Изучение религии в светской ориентации, курсы религиоведения, должны играть важную роль в формировании мировоззрения, познании человеком мира. Этот курс должен включать в себя ценности мировоззренческого, нравственного значения, имеющие не только религиозный, но и светский характер. И несколько слов об отношениях этих двух форм познания. Религия возникла на заре человеческой истории, когда не было ни науки, ни философии, и явилась первой формой духовного освоения мира. Религиозная картина мира изложена в священных книгах и в богословских науках.
Информация о работе Религия-способ познания окружающей среды