Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:23, лекция
Культура Древней Руси. Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:
Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.
Культура Древней Руси. Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:
Древнерусская культура развивалась в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V—VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX—X в. к образованию древнерусской народности. К этому же времени относятся и появление понятия «Русь», «Русская земля». В широком смысле «Русь» означала все земли восточных славян, подчиненные Киеву. В узком смысле — территория, ограниченная реками Рось, Росава и Днепр.
В развитии древнерусской культуры, — считал философ Н. А. Бердяев, — постоянно «сталкивались два элемента: дохристианская природная широта, особый темперамент, сформировавшийся в необъятных лесных и степных просторах русской земли, языческие верования, не искорененные христианством, и православный, из Византии наследованный аскетизм». Но при этом надо учитывать тот факт, что государственность и культура восточных славян формировалась под воздействием не только христианской Византии, но также Хазарского каганата и язычников-варягов. На становление культуры Киевской Руси оказал влияние и так называемый «болгарский фактор». На рубеже IX—X вв. в Болгарии на старославянский язык были переведены практически все основные произведения византийских богословов и другие памятники литературы, которые постепенно были восприняты Русью.
Принципиально важным для развития культуры имел выбор веры. Принятие христианства в его греко-византийском варианте (православии) в 988 г. многие исследователи считают началом собственно древнерусской культуры. Дискуссионным является вопрос о финале культуры древней Руси. Некоторые историки конечной датой существования древнерусской культуры называют первую треть XII в., когда относительно единая Киевская Русь распалась на отдельные княжества, и начался процесс формирования русского, украинского и белорусского народов. Другие связывают финал древнерусской культуры с интенсивной европеизацией российской культуры на рубеже XVI—XVII вв.
Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. С принятием христианства постепенно менялось мировоззрение людей, их восприятие жизни, представления о красоте и творчестве. Изменилась роль и функции городов, которые превращались в центры культурной общности.
Стала развиваться единая письменность и «учение книжное». Письменная культура на Руси распространялась при помощи монастырей, где появились первые школы, библиотеки и скриптории. Начала развиваться многожанровая древнерусская литература. При этом разнообразие жанров, усвоенное от Византии, приняло собственные оригинальные формы: летописи, жития, поучения, притчи, слова (речи), моления, хождения.
Византийские мастера принесли на Русь технику каменного строительства крестово-купольных храмов; искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры; ювелирное дело, которые были творчески переосмыслены местными зодчими и иконописцами. Характерными чертами древнерусской культуры стали образность и масштабность в летописании; монументальность и изящество в зодчестве; мягкость и жизнелюбие — в иконописи; страстность и гуманизм — в литературе.
Древнерусскую
культуру отличало уникальное сочетание
церковно-княжеской
В условиях распада древнерусского государства на удельные княжества сформировались новые культурные центры: Владимир, Тверь, Псков, Новгород, Смоленск. Они складывались на основе традиций Киевской Руси, но каждый имел свои отличительные черты. Дольше всего киевские традиции сохранялись в Чернигове и Ростове.
«Золотым веком» в истории домонгольской Руси называют культуру Владимиро-Суздальского княжества. Разнообразные влияния из-за своего географического положения лежат в основе художественных школ Новгорода и Пскова. В княжествах древней Руси в местных формах формировалась единая культура, развитие которой было прервано монголо-татарским нашествием. Несмотря на отличие развития Руси от западноевропейских стран, русская культура развивалась в общем русле европейской культуры.
Крещение Руси и христианизация населения. Примерно в IХ в. возросло значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Важное место занимал Волжский путь, а позднее «Великий путь из варяг в греки». Особенно активными были деловые связи с Константинополем. В 907 году киевский князь Олег провел морем и сушей флот из 2 тысяч лодок к столице Византии Царьграду (русское название Константинополя), были заключены два выгодных для Руси мирных договора, о которых упоминается в «Повести временных лет». Третий поход на Константинополь совершил уже преемник Олега киевский князь Игорь в 941 — 944 гг. Его жена — княгиня Ольга поддерживала дружеские отношения с Византией. По одной из версий, в 946 или 957 г. во время визита в Константинополь Ольга приняла христианскую веру. Другие исследователи считают, что в Константинополь она прибыла уже крещенной вместе со своим духовником Григорием. Ее же сын князь Святослав не согласился перейти в христианскую веру, опасаясь насмешек своих дружинников, людей вольных и независимых.
О христианской вере славяне-русы знали и раньше. В Киеве, по свидетельству Никоновской летописи, попытка принять христианство в качестве государственной религии была впервые принято в 860-е гг. князьями Диром и Аскольдом, однако захват Киева в 882 г. варягом-язычником Олегом оттеснил новую религию на второй план. Распространению христианских идей на Руси способствовали и контакты с Великой Моравией, где в 863—864 гг. занимались миссионерской деятельностью Кирилл и Мефодий. Став монахами, они составили славянскую азбуку (кириллицу) и перевели на старославянский язык Евангелие. Тексты Священного писания и другие богословские сочинения стали постепенно распространяться по языческой Руси, что создавало благоприятные условия для знакомства с новой религией.
Первую попытку языческой реформы великий киевский князь Владимир предпринял в 980 году, стремясь создать монотеистическую религию. Был составлен единый для всех пантеон, в который вошли наиболее почитаемые божества: славянские, персидские, финно-угорские. Первенство в иерархии богов было отдано богу войны Перуну. Но попытка создать единую религиозную систему, сохранив старые языческие обряды и верования, не удалась. По-прежнему строились капища, требища, храмы, т. е. места отправления культов, в которых волхвы — жрецы языческой религии совершали различные обряды, молились и приносили жертвы богам. О массовых религиозных настроениях свидетельствовало народное творчество славян-язычников: заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие), хранившие черты древних магических представлений, загадки, обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи; песни на пирах и тризнах; сказки и былины («старины»).
Выбор веры для Руси имел принципиальное значение: единое государство могло быть создано на едином духовном пространстве. Многобожие являлось препятствием в объединении племенных союзов, жители регионов поклонялись своим богам и враждебно относились к божествам соседей. Язычество закрепляло патриархально-племенные отношения: кровную месть, многоженство, обычаи человеческих жертвоприношений, сжигание жен вместе с умершими мужьями и др.
Киевский князь Владимир упорно стремился объединить земли Руси в единое государство на основе единой веры. При выборе религии он мог ориентироваться на мусульманский Восток, иудейских хазар, католический Рим и православную Византию. В силу сложившихся экономических, военных, социально-политических отношений выбор был сделан в пользу византийского православия. О выборе религии рассказывает «Повесть временных лет»: чтобы определить лучшую религию, были отправлены послы к мусульманам, евреям, католикам и к православным. Византийское православие привлекло князя Владимира своей красотой: Сам князь Владимир принял крещение в 988 г. в древнем греческом городе Корсуни (Херсонесе). Согласно «Повести временных лет», в том году войско великого князя осадило в Крыму Корсунь в ответ на невыполнение условий договора. Овладев городом, он крестился там и женился на сестре византийских императоров принцессе Анне. Корсунский поход имел важное значение для начала массовой христианизации Руси. Христианство было объявлено государственной религией, уничтожены главные языческие капища, началось церковное строительство. Не позднее 997 — 998 гг. была основана Киевская митрополия. На нужды церкви Владимир распорядился отчислять десятую часть княжеских доходов, которыми распоряжалось духовенство построенной им в Киеве церкви Успения Богородицы (т. н. Десятинной церкви).
Пресвятая Богородица наиболее почиталась на Руси, а первая в ее честь церковь играла особую роль в ранней церковной организации. Созданная на месте гибели в Киеве первых христианских мучеников-варягов, Десятинная церковь с самого начала мыслилась как пантеон русских святынь. Она же стала родовой усыпальницей первых князей-христиан. Великий князь Владимир и великая княгиня Ольга, похороненные в ней, были впоследствии (не позднее 1240 г.) канонизированы.
С самого начала своей христианской истории Русь обладала неоспоримой святыней, почитающейся как Восточной, так и Западной церковью, — мощами св. Климента, Папы Римского. Как известно из «Повести временных лет», Владимир привез из Корсунского похода не только греческих священников, но и иконы, церковную утварь, а также «на благословенье себе» чудотворные мощи св. Климента, который стал почитаться как первый и какое-то время единственный небесный покровитель Руси. Десятинная церковь с Корсунскими святынями и священнослужителями стала связующим звеном между христианским миром, насчитывающим почти тысячелетнюю историю, и новым христианским государством.
Крещение Руси в 988 г. по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду. Крещение меняло образ жизни и мышления народа, поэтому конфликт с языческим миропониманием был неизбежен. Источники различного происхождения свидетельствуют, что в XI—XIII вв. население, хотя в большинстве своем и исповедовало христианскую веру, но, тем не менее, оставалось немало язычников и языческих пережитков. Язычество сохранилось в народных играх и увеселениях, оставалось сильным в быту. По деревням и селам бродили колдуны и ворожеи, случались грабежи и разорения храмов, с языческих времен было укоренено в народе пьянство.
Полной победы под язычеством христианство на Руси так и не одержало. В Киевской Руси, по мнению одного из теоретиков славянофильства XIX в. А. С. Хомякова, христианство было воспринято лишь обрядоверчески, чувственно; оно воспринималось в свете языческого конкретного миропонимания. Постепенно сложилось т. н. двоеверие — компромиссное равновесие языческих и христианских традиций. Например, языческий обряд отпевания умерших «Радуница» православной церковью был окрещен как «Радоница» — радостная весть о воскрешении Христовом, с которой приходят на кладбище знакомые и родственники похороненных там. Типичными языческими праздниками являются Новый год, Масленица, день Ивана Купалы, обряды, связанные с почитанием культа природы.
При развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило культуре древней Руси через контакт с Византией, Болгарией, Херсонесом преодолеть локальную ограниченность. Христианизация Руси проявилась во всех сферах жизни:
— была создана особая форма обряда возведения на престол князя: если раньше он был просто главой племенного союза, то теперь княжеская власть была освящена Богом. Князь должен был осознавать свою ответственность перед подданными, обусловленную высокой божественной ролью;
— открылись новые возможности для торговли с внешним миром: Византия и Европа с большей охотой шли на контакт не с прежними «варварами» или «скифами», а с единоверцами;
— церковь обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное право, выступала против рабства и работорговли, запрещала человеческие жертвоприношения, осуждала кровную месть и полигамию. Воровство, убийство, разбой стали рассматриваться как преступления, были введены телесные наказания, что ранее считалось большим оскорблением для свободного человека;