Русская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:23, лекция

Описание

Культура Древней Руси. Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:
Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.

Работа состоит из  1 файл

Лекция Русская культура.doc

— 442.00 Кб (Скачать документ)

     — после крещения на Руси активно начали развиваться письменность и «учение книжное». Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.

     Православная церковь. Позитивную роль в развитии государственности стала играть церковь. Началось активное строительство храмов на средства частных лиц, народных общин и православного духовенства. В Киеве к началу XII в. насчитывалось до 600 церквей, во Владимире — более 30. Культурными центрами христианской Руси становились монастыри, которых к первой половине ХШ в. было построено около 70. Центром православной культуры стал Киево-Печерский монастырь. Он был основан в Киеве в 1051 г. преподобным Антонием из Афонской обители. Затем игуменом был избран Феодосий, который создал в 1073 — 1089 гг. Киево-Печерскую обитель. Великий князь Святослав Ярославович, сын Ярослава Мудрого, подарил на строительство монастыря 100 гривен серебром и, как повествует легенда, сам копал ров под фундамент. Постепенно здесь была собрана крупнейшая коллекция древнерусских произведений: иконы, изделия из драгоценных металлов, шитье. Огромное влияние на распространение христианства на Руси оказали также Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Валаамский, Соловецкий и другие монастыри.

     После принятия Русью христианства началось создание высшей церковной организации. В православной церкви существовало 4 патриархии: Александрийская, Актиохийская, Иерусалимская и Константинопольская. Последняя делилась на 60 митрополий, одной из которых была Киевская. Митрополитов по традиции назначал патриарх. Во главе Киевской митрополии поначалу стояли митрополиты — греки, однако князь Ярослав Мудрый без согласия константинопольского патриарха в 1051 г. назначил главой церкви на Руси священника Илариона, что свидетельствовало о растущей независимости киевских князей. Иларион участвовал в составлении церковного устава князя Ярослава, а после устранения с кафедры митрополита в 1054 г. стал монахом Киево-Печерского монастыря, приняв новое имя — Никон. Во время своего монашества он составил летописный свод — Никоновскую летопись (1073 г.), основал монастырь в Тмутаракани, написал «Слово о законе и благодати».

     Первое  церковное разделение на епархии  произошло в 991 г. В Новгород, Чернигов, Ростов, Владимир, Белгород, Туров, Полоцк и Тмутаракань были назначены епископы. К середине ХШ века было 16 епархий в крупных древнерусских княжествах. Епархии делились на округа, где низшее духовенство проводило основную работу по христианизации населения. Удельный вес христианского населения по отношению к языческому постоянно рос. Сформировалось единство языка, веры и власти, без чего впоследствии было бы невозможно создание единого государства, а также его сохранения в ходе колонизации земель.

     Письменность и просвещение. Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют сохранившееся сказание «О писменех» (рубеж IX—X вв.). Доказательством наличия дохристианской письменности у славян является обнаруженная в 1949 г. в Гнездовских языческих курганах под Смоленском разбитая глиняная корчага, на которой сохранилась надпись. Помимо гнездовской, обнаружены фрагменты надписей и цифровых расчетов на амфорах и других сосудах X в. в Тамани (древней Тмутаракани), Саркеле и причерноморских портах. Письменность на основе различных алфавитов (греческого, кириллического, рунического) использовало разноплеменное население древнейших городов и протогородов, находившихся на важных торговых путях. Торговля стала той почвой, которая способствовала распространению по всей территории Руси приспособленной для славянской речи и удобной для письма кириллицы.

     Кириллица была разработана в IX в. Кириллом-Философом (827—869 гг.) в Моравии, а через Болгарию она проникла на Русь (правда, вопрос об авторстве до сих пор остается открытым). Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его шипящими звуками древнееврейского алфавита и некоторыми буквами, созданными индивидуально (б, ж, ь, ы). Кириллический алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Каждая из них имела свое название: А — «аз», Б — «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В — «веди», Г — «глаголь», Д — «добро», и так далее. Буквы обозначали не только звуки, но и цифры. «А» — цифру 1, «В» — 2, «Р» — 100. И только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные». Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука — глаголица (от слова «глаголить» — т. е. говорить). Истоки буквенного состава глаголицы не определены. Ее основу искали в самых различных системах письма: от византийской скорописи и скандинавских рун до армянского, коптского и эфиопского алфавитов. Скорее всего, глаголица представляла собой азбуку, созданную искусственно в результате индивидуального творчества. На рубеже IX—X вв. глаголица преимущественно была распространена у южных и западных славян. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. К XIII в. глаголица почти полностью исчезла из употребления.

     С принятием христианства начался  письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

     Первые  известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей как из семей знатных и средних состояний, так и детей «убогих и неимущих родителей». Из жизнеописания игумена Киево-Печерской обители Феодосия известно, что в 1023 г. существовала школа для подготовки священнослужителей в Курске. Около 1030 г. сын князя Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу «В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались «писанию, ремеслам, пению, швению». Как свидетельствуют летописи, все свои средства на устройство школ израсходовал в 1180 г. смоленский князь Роман Ростиславович. В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. Одна из школ находилась при Киево-Печерском монастыре. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников.

     Для «учения книжного» использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского «Александрия», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения («Шестодневы»), сборники поучительного содержания — «Златоструй», «Маргарит», «Измарагд»; рассказы (патерики) о видениях загробного мира («Хождение Богородицы по мукам»), о «подробностях» сотворения мира («Сказание, как сотворил Бог Адама»), Синайский патерик и другие сочинения. Разнообразным был спектр переводной литературы — от церковно-богословской до исторической, естественнонаучной и апокрифической.

     Книгописание на Руси. Первое упоминание о книгописании на Руси относится лишь ко второй четверти XI в. Под 1037 г. «Повесть временных лет» сообщает об организации Ярославом Мудрым при киевском Софийском соборе работ по переводу богослужебных книг с греческого на старославянский язык и их переписке.

     Из  рукописных книг XI—XII вв. сохранились единицы. Сенсационная находка в Новгороде фрагмента древнерусской Псалтыри, написанной на восковых дощечках (кодексах), историками датируется началом 990-х — концом 1010-х г., хотя сама не содержит прямых данных о времени ее изготовления. Весьма скупы и сведения о производстве пергаменных книг. Самая ранняя из датированных пергаменных книг на 294 листах — Остромирово евангелие — была переписана дьяконом Григорием в 1056 — 1057 гг. для новгородского посадника Остромира-Иосифа.

     Переписка книг, по крайней мере, до середины XVI в., оставалась исключительной прерогативой церкви. В XI—XIII вв. «книжным делом» занимались в основном представители среднего и низшего звена духовенства и их дети. Частое употребление в источниках конца XIII в. слова «писец» может свидетельствовать о том, что в это время происходило оформление книгописания как ремесленной специальности. Вероятно, в XI—XIII вв. книгописание было своеобразным духовным обетом, дополнительной обязанностью специально обученных священников, дьяков, а позднее монахов. Материалом для письма, книг и грамот на Руси в тот период служил пергамент — специально выделанная коровья, телячья или свиная кожа. Поскольку на изготовление одного пергаменного листа уходила одна шкура, производство книг, объем которых нередко превышал 200 листов, было делом весьма дорогостоящим.

     Рукописные  книги нарядно оформлялись. Перед  текстом обязательно делали заставку — небольшую орнаментальную композицию в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную  букву в тексте — «инициал» — украшали орнаментом, а иногда в виде фигуры человека, животного, птицы или фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят — «писать с красной строки». Завершался раздел «концовкой» — небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов. Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью. Чаще всего это были портреты заказчиков или авторов книги, иллюстрации к тексту.

     В XI—XIII вв. на Руси в обращении находилось около 130—140 рукописных книг, до нашего времени дошло около 80.

     Темы и жанры литературы. В древней Руси наряду с переводной литературой широкое распространение получили произведения местных авторов. Книги в древней Руси читались обычно вслух, и принцип нормативности распространялся на все жанры литературы. Для богослужебного и благочестивого домашнего чтения и использования создавались торжественная или обличительная проповедь, поучение, гимнография (кондак, канон, тропарь), евангелие, если же книга была предназначена для отдыха от молитвенных и других трудов, то это был жанр — повести: о военных подвигах князей, о сказочных приключениях древних героев и проч.

     Свою  специфику имели апокрифы — рассказы о видениях загробного мира («Хождение Богородицы по мукам»), о посещении земного рая («Сказание отца нашего Агапия»), о «подробностях» сотворения мира («Сказание, как сотворил Бог Адама»). Этот жанр древнерусской словесности — результат религиозной народной фантазии, неканоничных, но не обязательно еретических, представлений о Божественном космосе.

     Первое  и едва ли не самое яркое свидетельство  художественного уровня древнерусской  литературы — торжественное «Слово о законе и благодати» митрополита киевского Илариона (ок. 1049 г.). «Слово» подводит к мысли, что не по закону, данному греками, крещена Русь, но по благодати, явленной ей через святого князя Владимира и правящего князя Ярослава Мудрого, похвалой которому завершает Иларион свое произведение.

     Идеи  Илариона получили дальнейшее развитие во второй половине XI в. в других литературно-публицистических произведениях: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», в сочинениях проповедника конца XII в. епископа Кирилла Туровского («Повесть о белоризице и мнишестве», «Сказание о черноризском чине») и епископа владимирского Серапиона («О казнях Божиих и ратях»). Около 1096 г. был создан образ идеального государственного деятеля, политика, полководца в «Поучении Владимира Мономаха детям».

     Всю сложность и противоречивость жизни  общества отразил в своих произведениях  «Слово» и «Моление» Даниил Заточник. Одни исследователи считают его дворянином знатного происхождения, другие — княжеским дружинником, третьи — простым холопом, а может даже заключенным (отсюда и само слово «Заточник»). В «Молении» Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Особенностью же стиля «Слова» является широкое использование бытовой лексики, пародий, вольного толкования цитат из псалмов:

     Иными по лексике и литературным приемам  являлись «Жития» святых.». Монах Киево-Печерского монастыря Нестор был «отцом-основателем» древнерусской агиографии (от греч. «агиос» — святой). В агиографической литературе XI—XII вв. особое внимание авторы уделили поискам религиозного обоснования княжеской (затем — царской) власти как власти не просто «от Бога поставленной» и богоосвященной, но именно Богоподобной, соответствующей священному статусу Руси («Житие Авраамия Смоленского», «Житие Варлама Хутынского»).

     Близок  этой идее и автор «Слова о полку Игореве» — о неудачном походе князя Игоря в 1185 году против половцев. Эта поэма, названная «жемчужиной русской поэзии», уникальна. Она выпадает из всех жанров и стилевых определений древнерусской литературы. Уже более 200 лет волнует тайной своего происхождения и загадочными образами, непохожими ни на какие другие.

     Летописание. Особое место в духовной культуре занимали летописи. Появление их относится к XI в., а составлялись они вплоть до XVII в. и являлись одним из самых ярких проявлений древнерусской культуры. Традиционно летописью в широком смысле слова называют историческое сочинение, в котором изложение велось строго по годам, и сопровождалось годовыми, календарными, а иногда и часовыми датами. В узком смысле летописями принято называть реально дошедшие до нас тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках.

     Подлинники  первых летописей не сохранились, но они восстанавливаются с определенной степенью достоверности на материале более поздних летописных сводов. В настоящее время в научный оборот введено более 200 летописных списков, которые включают в себя «погодные» записи, документы, фрагменты литературных произведений. Отдельные записи о памятных событиях велись на Руси с X в., перерастая в княжеские хроники и летописи монастырей. На основе этих сведений в конце XI в. в Киево-Печерском монастыре был составлен летописный свод «Временник», включавший в себя информацию об истории древнерусского государства, некоторые факты всемирной истории и данные о Киево-Печерском монастыре. Можно предположить, что автором «Временника» был инок монастыря Никита Печерский, ставший впоследствии митрополитом Киевским.

     Ярчайшим  примером древнерусского летописания  по праву считается «Повесть временных лет», составленная не ранее 1113 г. монахом Нестором. Нестор-летописец был широко образованным человеком, он хорошо знал литературу разного происхождения, обладал обширными географическими познаниями. В своей летописи он использовал труды своих предшественников, в т. ч. и «Временник», а события конца XI — начала XII вв. описывал как очевидец. Летопись, наряду со сведениями о важнейших политических событиях, содержит много поэтических легенд и преданий: о призвании варягов, о походах князя Олега на Царьград и против хазар, о мести княгини Ольги древлянам за смерть князя Игоря и др.

Информация о работе Русская культура