Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:23, лекция
Культура Древней Руси. Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:
Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.
Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства.
Па́лехская миниатю́ра — народный промысел, развившийся в Советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, применяемая первыми мастерами этого жанра в 20-30 годы XX века не прошла испытаний времени и многие произведения того времени, растиражированные в репродукциях в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Керамика Гжели. Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изделиями «под Гжель».
Ка́слинское литьё — художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.
До нашего времени дошло определённое количество памятников древнерусской литературы религиозного или повествовательного характера, среди них наиболее известны «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона», «Память и похвала русскому князю Владимиру», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», «Житие Александра Невского» и многие другие. Активно развивалась переводная литература. Появлялись отдельные образцы эпистолярного жанра, к примеру «Послание Климента Смолятича пресвитеру Смоленскому Фоме». В XVI столетии появляется такая жемчужина эпистолярного жанра, как переписка царя Иоанна Васильевича Грозного с князем Курбским. Тогда же через польское посредство постепенно начинается знакомство с западной литературой. Народное творчество представлено самобытным жанром былины и сказками.
Светская литература появилась в России только в XVII веке. Первое известное произведение этого рода — «Житие протопопа Аввакума» (несмотря на название, его нельзя назвать в традиционном смысле «житием», так как оно было написано самим Аввакумом, канонические жития писались только после смерти святого). Тогда же, с заимствованием из польской литературы силлабического принципа стихосложения, зарождается и русская поэзия. Наиболее известные представители русской силлабической поэзии — Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев.
В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них — поэты и писатели В. К. Тредиаковский, А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин; драматурги А. П. Сумароков и Д. И. Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм. На смену ему приходит сентиментализм.
Среди наиболее известных писателей и драматургов России XIX и XX веков: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А П. Чехов, А. М. Горький, М. А. Булгаков, И. А. Бунин, В. В. Набоков, А. П. Платонов, В. П. Астафьев и многие другие.
Среди наиболее известных поэтов этой эпохи были: В. А. Жуковский А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. В. Кольцов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак, А. А. Ахматова, И. А. Бродский, В. С. Высоцкий и многие другие.
Пять российских поэтов и писателей были удостоены Нобелевской премии по литературе: И. А. Бунин (1933, в эмиграции), Б. Л. Пастернак (1958), М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970) и И. А. Бродский (1987, в эмиграции).
Выдающиеся художники первой половины XIX века: Орест Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов, Иван Айвазовский. В живописи преобладает академическое направление, которое в работе Иванова «Явление Христа народу» или Брюллова приближается к совершенству.
Вторая половина XIX века — расцвет реалистической живописи. Передвижники развивают в живописи направление критического реализма, их работы часто наполнены социальной тематикой. Наиболее известный художник критического реализма И. Е. Репин. К концу XIX века в России развиваются тенденции, родственные Французскому импрессионизму. Не порывая с реалистическим направлением, художники становятся более свободными и виртуозными в своих приёмах, что наиболее ярко воплотилось в работах Валентина Серова.
В начале XX века художники России ведут активный поиск новых выразительных форм, формируется множество новых направлений, например, символизм (Врубель), декоративные направления, соответствующие модному стилю «модерн», авангардное искусство (Василий Кандинский, Казимир Малевич).
Русская архитектура с одной стороны развивала национальные традиции в первую очередь деревянного зодчества, с другой стороны в каменных и кирпичных культовых постройках следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в Восточном Славянском государстве Киевская Русь. После падения Киева, российская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, и Новгороде, и последующих государствах — Московского Царства, Российской империи, Советского Союза, и современной Российской Федерации. Для ряда наиболее ответственных построек в Кремле и для постройки самого Московского Кремля привлекались итальянские архитекторы. Оригинальные русские национальные тенденции в культовом строительстве укоренялись медленно, так как шли вразрез с религиозными канонами. После реформ Петра Первого русская архитектура развивалась вполне в русле европейской. Централизация государственной власти свойственная России вела к унификации архитектурного стиля, нередко по прямому указанию императора.
Религиозные постройки. На территории России располагается большое количество религиозных построек (христианских, мусульманских, буддистских, иудаистских, индуистских и др.). Они построены в разных, порой, необычных архитектурных стилях. Храм Василия Блаженного — архитектурный символ России.
Гражданская архитектура. Гражданская архитектура России за свою историю прошла несколько этапов. До революции развитие архитектуры соответствовало тенденциям других стран: строились постройки в стиле классицизма, барокко и прочие. С развитием советского государства в России появился архитектурный стиль конструктивизм, оказавший влияние на дальнейшее развитие архитектуры в мире.
Эпохи гражданской архитектуры СССР получили названия от фамилий правителей страны: сталинские дома, брежневские хрущёвки. С приходом советской власти стиль построек изменился — они стали более монументальными. Однако впоследствии при решении задач улучшения жилищных условий граждан СССР была сделана ставка на массовость застройки. В результате чего архитектура позднего СССР лишилась различных декоративных архитектурных элементов, таких как лепнина.
В настоящее время наряду с типовыми проектами для строительства массового жилья применяются и индивидуальные проекты жилых домов.
Русская музыка включает в себя богатое музыкальное наследие российских государств. Это понятие объединяет творчество русских и советских композиторов XVI—XX веков, русский музыкальный фольклор, русский романс, популярную музыку советского и постсоветского периода, русский рок, творчество бардов.
Русская народная музыка. Наиболее известные исполнители: Надежда Плевицкая, Лидия Русланова, Фёдор Шаляпин, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Евгения Смольянинова и другие.