Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Культура речи и деловое общение».
1. Предмет и теоретические основы дисциплины «Культура речи и деловое общение», ее прикладной характер.
Предмет дисциплины «Культура речи» - это языковая структура речи в ее коммуникативном воздействии. Эта дисциплина опирается на целый ряд лингвистических наук, а также на логику, психологию, педагогику, социологию. Часто культуру речи приравнивают к стилистике. Однако это не так. Стилистика – это учение о языковых и речевых стилях как функциональных. Границы культуры речи шире, чем границы стилистики.
Теоретическая часть дисциплины «Культура речи» опирается на фонетику, грамматику, стилистику русского языка, на историю русского литературного языка. Практическая часть связана с риторикой как наукой о красноречии. Риторика – это наука учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать свои мысли, употреблять слова, как пользоваться речью в повседневной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту. Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, А. Ф. Кони. Риторика является одним из наиболее важных направлений в изучении культуры речи (в ее практическом применении).
2. Фундаментальные психологические теории (общая психология, социальная психология, психология личности) как теоретические основы дисциплины «Культура речи и деловое общение».
3 Культура речи как следствие культуры мышления, ее основные критерии.
Культура речи предполагает достаточно высокий уровень культуры человека, культуру его мышления, знание языка. Культура речи как лингвистическая наука, изучает совокупность и систему коммуникативных качеств. Предметом ее изучения является теоретическое обоснование и описание речевой культуры во всей совокупности и системе ее коммуникативных качеств. Понятие «коммуникативное качество» - это основное теоретическое понятие учения о культуре речи. Под коммуникативными качествами речи – особенности речи, объективные свойства, которые оптимально обеспечивают потребности общения и свидетельствуют о высокой речевой культуре, ее совершенстве. Уже в античные времена были выделены и охарактеризованы многие из тех качеств («достоинств речи»), о которых на протяжении ряда веков говорили писатели, лингвисты, специалисты по стилистике и культуре речи, например чистота, ясность, краткость, уместность и красота.
4 Культура
и качество речи, ее уровни
и критерии. Понятие о литературно-
Термин «культура речи»
Культура речи имеет следующие уровни-аспекты
1) соответствие литературно-
2) соответствие речи стилистическим и ситуационным нормам;
3) качество содержания и коммуникативных намерений.
Наука о культуре речи направлена на выявление и утверждение литературно-языковых норм русского языка. Элементарная культура речи – это наука о литературно-языковой норме, о ее закономерностях, путях складывания и овладения ею.
Постепенно понятие нормы
5 Универсальные этические принципы делового общения. Деловой и речевой этикет. Понятие речевого мастерства.
1. Пунктуальность (делайте все вовремя).
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
3. Доброжелательность и приветливость.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).
5. Имидж — внешний облик.
6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).
7. Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым (при непосредственном контакте субъектов общения) и косвенным (с помощью переписки или технических средств).
Как в прямом, так и косвенном общении используются различные методы влияния (воздействия) на людей. Среди наиболее употребительных: убеждение, внушение, принуждение. Рассмотрим их:
На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.
Речевой этикет – порядок речевого взаимодействия в процессе общения. Соблюдение норм речевого этикета — необходимое условие ведения любого делового разговора. Основу речевого этикета составляет вежливость, которая в обязательном порядке предполагает приветствие.
Речевое мастерство – это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения.
6. Речевая стратегия
и тактика в деловом общении.
Культура диалога, спора,
В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения. Использование речевых стратегий помогает собеседнику вначале согласиться с вами, а после подкрепить согласие конкретными действиями, из-за чего они широко используются в рекламе. Речевые стратегии применяются для того, чтобы вызвать у собеседника нужную вам реакцию, т.е. согласиться с вашими аргументами и предложениями, а также действовать, так как нужно вам. Среди речевых стратегий наиболее распространены следующие:
1. Трюизмы - т.е. банальные истины. Коварство этого приема состоит в том, что с такой банальной истиной очень легко согласиться. А дальше работает так называемое «правило Сократа»: для получения положительного решения по важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник наверняка ответит «да».
2.Речевое связывание, или псевдологика. Этот прием основан на инерции мышления и позволяет придать высказыванию иллюзию смысла. Сочетание этих двух приемов (трюизм и речевое связывание) легко проследить в рекламных роликах. Этот вид стратегии часто используется в деловых переговорах, и референту необходимо в совершенстве владеть им.
3.Визуальное связывание. К собственно речевым стратегиям его нельзя отнести в полной мере. Скорее, это прием комбинированный, а потому еще более мощный, поскольку задействованными оказываются и визуальный, и слуховой каналы восприятия.
4.Иллюзия выбора.
5.Пресуппозиции можно представить в виде схемы: Время + Команда +Нечто малозначительное.
6.Номинализации красота, мода, стиль, престиж, элегантность, молодость — это все тоже номинализации, которые широко и охотно используются в рекламе товаров и услуг.
7.Ценностная подстройка. Только в рекламе можно увидеть таких милых детишек, улыбчивых мам и пап, веселые студенческие компании, заботливых мудрых бабушек и даже свекровей с тещами. Это уже не просто товар, а присоединение к ценностям, к образу жизни.
Спор — это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.
Искусство ведения спора приобретает для каждого из нас все более важное значение, поэтому целесообразно сравнить его с такими близкими понятиями, как «диспут», «дискуссия», «полемика».
Диспут — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.
Дискуссия — рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно также подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе.
Но иногда спор может иметь опасное соседство с физическим столкновением, т.е. полемика воинственный, враждебный. Но спор может эволюционировать и в обратную сторону — к менее острым формам диалога. В современном языке слово «полемика» выступает как, синоним слова «спор».
7. Специальные психологические теории: экономическая, психология управления, организационная психология, психодиагностика и их взаимосвязь с дисциплиной «Культура речи и деловое общение».
8. Социальная психология и «Деловое общение»: их соотношение и взаимосвязь.
Деловое общение - взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая способствует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнеров, для продуктивного сотрудничества людей в достижении каких-либо целей, обеспечивая успех общего дела.
Деловое общение принято разделять на официальное и неофициальное. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками служебных задач. Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме. Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Это позволяет разнообразить тематику, вызывать интерес и к теме общения, и к собеседнику, способствует расширению общего и профессионального кругозора.
Кроме двух основных видов делового общения, можно выделить и другие: контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом); непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства массовой коммуникации); устное и письменное; диалогическое и монологическое; межличностное и массовое и т. д.
Предметом делового общения является дело
Содержание делового общения - социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Целью делового общения является организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности.
Науку «Социальная психология» и дисциплину «Деловое общение», в первую очередь, связывает общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Общение - необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.
Три взаимосвязанные или характеристики делового общения:
(1) перцептивная - процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
(2) информационная - процесса обмена информацией;
(3) интерактивная - процесса взаимодействия людей в общении.
В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.
Информация о работе Шпаргалка по «Культуре речи и деловому общению»