Шпаргалка по «Культуре речи и деловому общению»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Культура речи и деловое общение».

Работа состоит из  1 файл

ответы по культуре.doc

— 246.50 Кб (Скачать документ)

Конформность - это свойство человека легко менять свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения.

Идентификация - уподобление себя собеседнику в целях понять его.

Экстравертированность - особенность людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира, интересе к другим людям и несклонности к углубленному самоанализу.

Интровертированность - особенность, встречающаяся у некоторых людей и проявляющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии достаточного интереса к другим людям и склонность к углубленному самоанализу.

 

17. Факторы,  обусловливающие ошибки в восприятии  делового партнера («фактор превосходства», «фактор привлекательности», «фактор  отношения к нам»).цф     

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Восприятие, как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Восприятие - образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

    В основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.    Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

    С одной стороны, почти  каждый взрослый человек, имеющий  опыт общения, способен по внешности  человека, его одежде, манере говорить  и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

    Это объясняется тем,  что перед человеком никогда  не стоит задача просто "воспринять" другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся.

    Для каждой категории партнеров есть разные "техники" общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной и характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия лены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам и, вступающие в общение, не равны: они отличаются друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

   

 

18 Психологические  механизмы межличностного делового  общения: идентификация, эмпатия,  рефлексия.    

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях

Эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека.

Рефлексия, т.е. осознания действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

 

19. Роль социальных  стереотипов в деловом общении.

Стериотип - восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений.

Причины, по которым люди прибегают к созданию стереотипов: во-первых, по принципу экономии усилия они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, они защищают таким образом групповые ценности и свои права. Основным свойством стереотипа, следовательно, является устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей).

В приведенном определении не учитывается  один важный аспект, связанный с  социальными стереотипами: их существование определяется не только и не столько представлениями отдельного индивида, сколько фактом «группового согласия». Тем не менее сама возможность возникновения и воздействия стереотипных представлений на межличностное восприятие, а также интерес к ним науки и необходимость их изучения определяется свойством стереотипов возникать не просто в головах отдельных людей, а в сознании целых групп: «Стереотипы могут стать социальными, только когда они разделяются большой группой людей внутри социальной общности – разделение означает процесс эффективного проникновения данных стереотипов в сознание людей».

Исследователи выделяют четыре основные характеристики стереотипов, влияющих на коммуникативное поведение.

1. Стереотипизирование – осмысление людьми себя и социального мира.

2. Стереотипы влияют  на способ прохождения информации, ее отбора.

3. Стереотипы вызывают  ожидания определенного поведения  от других, индивиды невольно  пытаются подтвердить эти ожидания.

4. Стереотипы рождают  предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).

стереотипизация – это  прежде всего универсальный психологический  процесс. Явление стереотипизации обусловлено принципом экономии, свойственным человеческому мышлению, его способностью двигаться от единичных конкретных случаев к их обобщению и обратно к этому факту, понятному уже в рамках общего правила.

Таким образом:

1. Люди с легкостью  проявляют готовность характеризовать  обширные человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.

2. Подобная категоризация  стремится оставаться совершенно  стабильной в течение очень  длительного периода времени.

3. Социальные стереотипы  в некоторой степени могут меняться в зависимости от социальных, политических

или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

4. Социальные стереотипы  становятся более «отчетливыми»  и враждебными, когда возникает  социальная напряженность между группами.

5. Они усваиваются  очень рано и используются  детьми задолго до возникновения  собственных мнений о тех группах,  к которым они относятся.

6. Социальные стереотипы  не представляют большой проблемы, когда не существует явной  враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

 

20. Структура  делового общения: перцепция,  коммуникация, интеракция.

Коммуникативная сторона  общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

 Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в боле-менее аналогичном  смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее:

 

Коммуникативная сторона  общения.

 

Средства коммуникации.

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание»  «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла  включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение)         – Коммуникатор

ЧТО? (передается)                         – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) –  Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?                 –  Эффективность.

 

Можно выделить три позиции  коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика)

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

- коммуникативные (заменяющие речь)

- описательные (их смысл понятен только при словах)

- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.

Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная (более 3,7 метров). Характерезуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. 

 

Интерактивная сторона  общения.

 Это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны со  взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, пораждается самой ее природой.

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

 

Перцептивная сторона  общения

 – это процесс  восприятия и понимания людьми  друг друга. 

Все три стороны общения  тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения вцелом.

3) Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции общения

a) Организация совместной деятельности

b) Управление поведением и деятельностью

c) Контроль

2. Психологические функции общения

a) Функция обеспечения психологического комфорта личности

b) Удовлетворение потребности в общении

c) Функция самоутверждения

4) Уровни общения. Общение может происходить на различных уровнях:

1. Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

Информация о работе Шпаргалка по «Культуре речи и деловому общению»