Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".
Культурология – комплексная гуманитарная
наука возникшая на стыке философии,
социологии, психологии, этнографии, искусствоведения,
антропологии, истории и ряда других
дисциплин. Это наука о культуре. Изучает
культуру как целостность, специфическую
функцию и модель человеческого бытия.
Это совокупность знаний о материальной,
социальной и духовной деятельности людей,
характере создаваемых ими ценностей,
законах развития культуры и особенностях
её изучения. Происхождение термина связано
с именем Лесли Уайта (1900-1975).
Основные разделы:
История культуры – раздел и область
историч знания, изучающая последовательную
смену этапов развития культур народов
и регионов, специфику жизнедеятельности
на каждом этапе.
Общая теория культуры – рассматривает
разные определения понятия “культура”,
описывает структуры культур как социальные
явления, способы передачи культурного
опыта от поколения к поколению, особенности
развития культур, взгляды учёных на культуру.
Разделы общей теории: понятие, соц.явление,
процесс, предмет изучения.
Частные теории культуры – разрабатывают
отдельные проблемы культурного развития
и бытования культуры в обществе.
Прикладная культурология – изучает
технологии социокультурной деятельности,
особенности управления культурными процессами,
соответствие требований и законов изменяющейся
культурной практике.
2. Характеристика структурных элементов культуры общества.
Отрасли:
Экономическая
– к. производства, распределения, обмена,
потребления, управления, труда.
Политическая – определяется господствующим
политическим режимом; показатель уровня
развития – наличие прав, свобод, степень
их реализации, стиль и формы межпартийной
борьбы, лексика общения деятелей.
Педагогическая – касается и педагогов
и уровня грамотности всего населения;
важны не только количественные, но и качественные
показатели.
Виды:
Доминирующая – разделяемая большей частью
индивидов данного общества
Субкультура – часть общей культуры, разделяемая
большой группой индивидов; она содержит
ряд ценностей доминирующей культуры,
и добавляет характерные для себя.
Контркультура – субкультура, не просто
отличающаяся от доминирующей, но противостоящая
ей.
Сельская – персонификация межличностных
отношений, плотный неформальный контроль,
большая роль слухов, ограниченный жизненный
опыт, ограниченный культурный выбор,
раннее занятие физ. трудом.
Городская – высокая плотность застройки,
большое число транспортных магистралей,
широкая возможность выбора чего бы то
ни было, одиночество в толпе, стрессы,
транспортная усталость, оторванность
от живой природы.
Обыденная – владение обычаями повседневной
жизни, приобретается в результате социализации.
Специализированная – всё, где присутствует
профессионализм.
Формы:
Элитарная – изо, классическая музыка,
литература, иконопись; потребители –
высокообразованная часть общества.
Народная – популярная и фольклорная
культура; популярная – обычаи, быт, нравы
и т.п. сегодняшнего дня; фольклор – прошлого.
Массовая – не выражает изысканных вкусов
или духовных поисков; причина – СМИ; меньшая
худож. ценность; удовлетворение сиюминутной
потребности людей, быстрая потеря актуальности.
3. Закономерности развития культуры
Закон это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями. Объективная связь присуща самой действительности и развивающаяся по своим законам, необходимая и не случайная связь возникает неизбежно при наличии соответствующих условий, повторяющаяся связь повторяется снова и снова в соответствующих условиях, существенная связь происходит на уровне сущностей, не явных и требующих формулировки освобождающей закон от вторичных несущественных признаков.
Для культурологии более характерны закономерности.
Закономерности —
явления характеризующиеся
Закономерности культуры:
1. Общесоциологические.
Культура явление общественное,
а не природное. Культура
2. Общеформационные. Связь определенной культуры с определенной формой общественной жизни.
3. Конкретно-формационные.
Определяются законами
4. Цивилизационные. Связаны
сдействием закона о
5. Закономерности отдельных
сфер культуры: материальной, духовной;
и видов культуры: экономическая
политическая философская,
4.Особенности взаимовлияния культур.
Каждая из культур
имеет свою специфику, своеобразие, мироведение.
Нередко это различие доходит до противоречия
(например культура Запада и Востока, Христианства
и ислама). Отсюда и разнообразие культурных
контактов: от торговли и переселений
до войн и захвата территорий.
Аккультурация — процесс взаимовлияния
культур (обмен культурными особенностями),
восприятия одним народом полностью или
частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели
одной или обеих групп могут быть изменены,
но и группы по-прежнему различны. Следует
различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата
одним народа своего языка и культуры при контакте с другим, более
доминантным. При этом, несомненно, аккультурация
может быть первой ступенью на пути к полной
ассимиляции.
Три основные типа культурного контакта:
принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы)
адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы)
реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).
5. Функции культуры в обществе.
Это совокупность социальных
задач, к-ые культура выполняет в обществе.
1) Интегративная(объединение народов
и групп)и регулирующая(формирует и регулирует
поведение человека) функция
2) Функция самоидентификации(уподобление
себя какому то человеку) индивида, народа,
группы
3) Адаптивная функция (приспособление
человека к окр. среде)
4) Познавательная функция (накапливает
знания о мире,тем самым создает благоприятные
возможности его познания)
5) Коммуникативная функция(общение людей
друг с другом)
6) Рекреативная функция
(отдых, досуг)
7) Воспитательная функция(воспитывает человека,преобщает
его к культурному наследнию)
Типология культур строится на основании нескольких критериев.
Таких критериев может быть много, например: связь с религией ( культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); хронологический принцип; принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.
Типы культур- это такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней.
7.Основные положения
1. Игровая теория культуры
Из множества концепций мы рассмотрим игровую концепцию С. Лемма как оптимистический взгляд на культуру.
Значительное место
в культуре занимает ее
человек в исходной точке является аксиологически нейтральным существом, и станет он «чудовищным дикарем» или «невинным простаком», зависит ,от кода культуры, который различен в разных цивилизациях. Согласно лемовской модели культуры как игры, различие кодов культур различных цивилизаций обусловлено тем, что культура и Природа «играют» и в разных ситуациях эта игра происходит неидентично в силу того, что каждая культура находится под воздействием той или иной комбинации ее физических, биологических и социальных детерминант. Именно игровой характер культуры позволяет человеку вырабатывать стратегии своего будущего поведения, чтобы выжить в мире.
2. Теория философии жизни
Кризис поразил и философию, когда с чувственной точки зрения отрицается поиск истины мироздания, когда развивается релятивизм и мыслитель ищет сюжет для построения мироздания, когда философия становится мифом. Причем речь идет о мифе нового типа — характерном симптоме XX в. Что же случилось со старой кантовской «добросовестностью» и с «благоговением перед знаменитой истинностью, которое испытывали в течение столь долгой истории» (Ф. Ницше)? Беда не в том, что философия сосредоточилась на отвлеченных вопросах теории познания, опираясь при этом прежде всего на логическую самообоснованность — это свойственно ей по самой ее природе. Все дело в том, что ей не хватало духа признать ограниченность своего познавательного инструмента.
Но если одна
причина внутрифилософской
До тех пор пока речь шла о протесте против рационалистической гармонизации мира и панлогическом усечении бытия, новой критике нельзя было отказать в правоте, ибо она выступала защитницей жизни. Но коль скоро философская ревизия перерастала в тотальное обличи-тельство и шла «война на уничтожение» с разумом, весь контекст борьбы менялся — нетрадиционная установка теряла свои преимущества. Она не преодолевала уплощенность и отвлеченность рационализма, но лишь противопоставляла одному отвлеченному началу другое.
8. Художественная культура .сущность видов искусства
Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "...имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты".
Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.
В-третьих, это форма чувственного познания мира. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции).
В-четвертых, в искусстве
— проявляются творческие
В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).
Искусство многогранно, это душа человека. Искусство — это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство — то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.
Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.
9.Роль науки
в культурном развитии
Существует множество определений науки, потому как существует и множество восприятий её, многие люди понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие является единственным верным определением. Следовательно, занятии наукой актуально не только в наше время, её истоки начинаются с довольно древних времён. Рассматривая науку в её историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания.
Предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.