Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".
Аристотель (384-322 до н.э.)
- древнегреческий ученый, основоположник
науки логики и ряда отраслей специального
знания, родился в Стагире (восточное
побережье полуострова
Древняя Греция много уделяла времени и сил науки, научным исследованиям, не удивительно, что именно появлялись всё новые и новые научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологически понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы, и многое другое), основываясь на наблюдениях, они первые предсказали астрономические и метеорологические явления.
10. Роль религии в развитии культуры.
В истории культуры особое значение имело возникновение
трех мировых религий: буддизма, христианства
и ислама. Эти религии внесли существенные
перемены в культуру, вступив в сложное
взаимодействие с различными ее элементами
и сторонами.
Для первобытной культуры была характерность
нерасчлененность общественного сознания,
поэтому в древности религия, представлявшая
собой сложное переплетение тотемизма,
анимизма, фетишизма и магии, была слита
с первобытном искусством и моралью, и
вместе они являлись художественным отражением
природы, окружающей человека, его трудовой
деятельности.
Огромное влияние религия оказала на античную
культуру, одним из элементов которой
явилась древнегреческая мифология. Из
мифов мы узнаем об исторических событиях
того времени, о жизни общества и его проблемах.
Древнегреческая мифология оказала большое
влияние и на культуру многих современных
европейских народов. К ней обращались
Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир.
Моцарт и многие другие композиторы, писатели
и художники.
Библейские мифы, в том числе миф о богочеловеке
Иисусе Христе, были самыми притягательными
в искусстве.
Памятник утверждения Киевского государства,
главный христианский храм Киева - Софийский
собор, был построен Ярославом Мудрым
в XI веке. В Софийском соборе была создана
первая на Руси библиотека, велось летописание.
Религия являлась богатым пластом мировой
культуры, оказало огромное влияние на
литературу. Она оставила миру Веды, Библию
и Коран.
Веды - это обширный фонд идей, ценнейший
источник древнеиндийской философии и
различных знаний. На почве вед возникла
и вся древнейшая индийская культура.
Библия является памятником древнееврейской
литературы (Ветхий завет) и раннехристианской
литературы (Новый завет). В Библии нашли
отражение жизнь народов Древнего
Коран включает в себя исламское учение о судьбах
мира и человека, содержит собрание обрядовых
и юридических установлений, назидательных
рассказов и притч. В Коране представлены
древнеарабские обычаи, арабская поэзия,
фольклор.
В литературе XIX века появляются образы
людей христианского духа святости: У
Ф. М. Достоевского - князь Мышкин в романе
«Идиот»; у Л. Н. Толстого - Платон Каратаев
в «Войне и мире». Позднее Христос появился
в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
под именем Иешуа.
11. Восточные и западные типы культур
Деление культур на восточные
и западные фиксирует не только их
территориальное расположение, но и
характеристику методов и способов
познания мира, ценностной ориентации,
основных мировоззренческих установок,
общественно-экономических и
"Запад" подразумевает
европейскую и американскую
На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира.
12. Массовая и элитарная культуры.
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой.
Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры.
Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным. Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру: «Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. образованные слои общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры».
Элитарная и национальная культура создаются не этносом или народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный характер.
13. Спор западников и
Процесс так называемой «европеизации» России, начатый государственной властью и продолжавшийся более столетия (от Петра I до Александра I), оказался под вопросом после Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов 1825 г. На смену просветительским и либеральным стремлениям «передового» общества приходит государственная идеология «официальной народности».
В этой обстановке и в значительной мере под воздействием знаменитого «Философического письма» П.Я. Чаадаева, опубликованного в 1836 г. в «Телескопе», и выступили на сцену славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) и западники (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Гранковский, К.Д. Карелин, Б.Н. Чичерин). Спор между ними в предреформенную эпоху способствовал, с одной стороны, зарождению самостоятельной и самобытной отечественной философской традиции, а с другой стороны, — по мере сближения западников и славянофилов на почве либеральной освободительной программы.Это была эпоха складывания и оформления русского «почвенного либерализма», разошедшегося не только с официальной идеологией, но и с представителями как умеренного, так и радикального течений в либерализме и социализме прежней, чисто западнической ориентации.
И славянофилы, и новые западники решительно отвергли механистические и рационалистические идеи Просвещения XVIII в. с позиций воспринятой ими немецкой идеалистической философии (Шеллинг, Гегель). Была отброшена также идея революционного преобразования общества, а вместе с нею и сама мысль о возможности простого «заимствования» и «пересадки» на русскую почву западных либеральных учреждений. Однако, хотя освобождение крестьян от крепостного права и было общим пунктом их освободительных программ, процесс либерализации России в предстоящих преобразованиях — по инициативе и средствами государственной власти — они понимали по- разному. Славянофилы настаивали на принципиальной самобытности русской культуры и русской истории, начиная с ее истоков и кончая возможностью осуществления христианского (православного) идеала. Смысл этого идеала — в соборности, предполагающей «свободное и органическое» единство, «живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви». Западники, считая русский народ европейским, способным к совершенствованию и развитию, полагали, что он идет (как и другие европейские народы) своим особым путем к осуществлению общего христианского идеала свободной и нравственной личности. Таким образом, вместо самобытности они говорили лишь о своеобразии русской истории, а на место православия поставили христианско-либеральный идеал. Наконец, если в соотношении «общество-государство» славянофилы делали акцент на обществе (с его нравственностью), то западники — на государстве и праве. Сходясь при этом в понимании служебной роли государства по отношению к обществу, славянофилы видели в последнем прежде всего народ, а западники — сферу развертывания и действия личности. Либерализм западников, хотя и был почвенным и консервативным, все же сохранил значительные пласты классического западного либерализма. Либерализм славянофилов тяготел к духовной (находящей выражение в церковной жизни) форме утверждения идеала личностной свободы.
Расхождение между западниками и славянофилами либеральной ориентации нашло одно из своих выражений и в вопросе об отношении к философии. Первые были убеждены в необходимости восполнения русской культуры философией (уже сложившейся на западноевропейской почве). Славянофилы настаивали на необходимости разработки собственной, самобытной, из русской жизни вырастающей философии.
14. Проблемы
глобализма и судьбы
Культурная диффузия,
т. е. стихийное и никем не контролируемое
заимствование культурных ценностей,
имеет как позитивные, так и негативные
аспекты. С одной стороны, она позволяет
народам больше общаться между собой и
узнавать друг о друге. Общение и познание
способствует сближению народов. С другой
стороны, чрезмерно активное общение и
заимствование опасно потерей культурной
самобытности. Распространение одинаковых
культурных образцов по всему миру, открытость
границ для культурного влияния и расширяющееся
культурное общение заставили ученых
говорить о процессе глобализации современной
культуры.
Глобализация
имеет позитивные и негативные стороны.
Негативные моменты глобализации кроются
в возможности утраты своей культурной
самобытности. Происходит это в результате
аккультурации и ассимиляции.
Аккультурация – процесс, связанный с
контактами представителей разных культур.
Результатом
таких контактов становится
Ассимиляция - процесс усвоения культурных
черт группой меньшинства; которая попала
в культуру группы большинства, т. е. ситуацию
усвоения культуры через эмиграцию в страну
с другой культурой.
Сохранение культурного своеобразия в
современном обществе стало оцениваться
как высшее достижение цивилизации. Выражения
«социальная политика» и «культурная
политика» для большинства людей цивилизованных
стран давно стали привычными.
Культурная политика — система практических
мероприятий, финансируемых, регулируемых
и в значительной мере осуществляемых
государством (наряду с частными лицами),
направленных на сохранение, развитие
и приумножение культурного наследия
нации. В области культурной политики
чаще всего возникают следующие вопросы:
как сохраняется культурное наследие
нации и доступно ли оно всем этническим
и социальным группам? Все ли используемые
языки имеют равный статус и нет ли в данной
стране культурной и языковой дискриминации?
Является ли официальный государственный
язык языком предков, или это наследие
колониального господства?
15. Особенности теорий
16.Теория развития культур в трудах Н.Данилевского, О.Шпинглера и А.Тойнби.
Перед
тем как начать говорить о теории
Тойнби, следует сказать несколько
слов о его методике исследования. Как
пишет сам Тойнби, описывая
некоторые отличия его теории циклов от
теории цивилизаций Шпенглера,
«если германский априорный метод потерпел
неудачу, стоит попробовать,
чего можно добиться при помощи английского
эмпиризма». На протяжении
всего основного своего труда «Постижение
Истории» Тойнби придерживается
своей методики. Любое понятие, вводимое
им, не дается a priori, а
возникает с необходимостью из множества
подобранных примеров. Многие
сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких
формулировок, а становятся
понятными лишь после изучения большого
количества исторических примеров.
Так, например, одно из важнейших понятий
теории Тойнби Вызов-Ответ не
дается формально, а строится на большом
числе конкретных примеров. Такой
стиль изложения мыслей имеет как свои
достоинства так и недостатки. С
одной стороны, большой фактический материал
является хорошим
подкреплением постулатов теории Тойнби.
С другой стороны, нечеткость
формулировок допускает неоднозначность
интерпретации и зачастую
затрудняет понимание некоторых положений
его теории.
Теории цикличности цивилизаций
В качестве аргумента в пользу предстоящей
гибели западной цивилизации часто приводят
примеры древних цивилизаций, которые
действительно погибли. Сторонники такой
аргументации полагают, что каждая цивилизация
проходит стадии рождения, развития, расцвета,
загнивания и гибели. В этой связи часто
утверждают, что любая империя в конце
концов разрушается.
Самым первым высказал эту теорию библейский
пророк Даниил в концепции о Пяти Царствах.
Историки анализируют следующие древние
цивилизации, некогда великие, но переставшие
существовать:
Древний Египет
Империя Александра Македонского
Древний Рим
Советский Союз Освальд Шпенглер в своем
труде «Закат Европы» предсказывал гибель
западноевропейской и американской цивилизаций.
По его мнению, история представляет не
единый восходящий процесс развития мировой
культуры, а ряд культурно-исторических
типов: древнеегипетской, индийской, вавилонской,
китайской, аполлоновской (греко-римской),
магической (византийско-арабской), фаустовской
(западноевропейской) и культуры майя.
Девятая — культура будущего, русско-сибирская.
По теории Шпенглера, эти культуры развиваются
и гибнут как живые организмы, проходя
через стадии пред-культуры, культуры
и цивилизации.
Арнольд Тойнби посвятил свой двенадцатитомный
труд «Постижение истории» фундаментальному
анализу возникновения, развития и отмирания
цивилизаций. Он выделял 21 цивилизацию,
для которых характерны уникальные универсальные
религии, мировые государства и философии.
Позже он выделял уже 36 цивилизаций. Тойнби,
как и Шпенглер, исследовал цикличное
развитие культур. Однако, в отличие от
Шпенглера, не уподоблял культуры живым
организмам, имеющим ограниченную продолжительность
жизни, а считал, что они вырождаются из-за
нравственных причин. Тойнби описал следующие
этапы развития цивилизаций: рождение,
рост, расцвет, надлом и разложение. Среди
причин гибели цивилизации он выделил
эгоизм правящей элиты, а также консерватизм
и леность населения. Тойнби считал, что
западная цивилизация погибнет, но явится
предпосылкой новой синкретической религии.