Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".
34.Современные
проблемы развития
Культура общества всегда существовала благодаря
двум противоборствующим силам: силам
традиции и силам новаторства. Эти понятия
неразрывно связаны друг с другом. Традиции
– это лучшее из старого, а новаторство
– то, что отвечает потребностям современного
общества и отражает его видение. Когда
нарушается баланс этих сил в культуре,
тогда нарушается баланс в духовном мировосприятии
общества и наоборот: дисбаланс в духовности
общества отражается в культуре.
российская массовая культура находится
в полнейшем упадке, ибо фильмы, живопись,
музыка создаются преимущественно для
сбыта денег, а не для искусства. Истинное
искусство находится в своеобразном безденежном
подполье, в то время, как умелые «продавцы
зрелищ» забивают голову обществу своим
товаром, называя его подлинным искусством.
Что мы можем видеть по телевидению и в
большинстве кинотеатров? Сериалы: либо
криминальные, либо любовные, но на основе
западных телесериалов. Ситкомы -юмористические
сериалы, состоящие из сотен тридцатиминутных
серий, пришедшие к нам из США. Ток-шоу
- передача, на которую приходят, чтобы
как на собрании компартии обсудить в
широком кругу свои личные проблемы. Если
обратить внимание на время эфира, то все
эти передачи идут в прайм-тайм, то есть
время, в которое у телеэкранов собрано
большинство зрителей. Политические передачи,
научно-популярные фильмы, авторское кино
идут же либо рано утром, либо ночью. Складывается
впечатление, что цель всех каналов –
это расслабить мозги зрителей и накрыть
все проблемы розовым одеялом. Конечно,
НТВ идет в противовес другим телеканалам
– там сплошное насилие и криминал. Это
тоже нехорошо. Необходим баланс в телепрограммах.
Надо больше передач, которые бы развивали
общество нравственно и будили бы в людях
интерес к науке и культуреМне кажется,
это из-за неправильно выбранной концепции
телеканала. Про культуру можно рассказывать
не так скучно и не на таком высокопарном
языке. Этот телеканал стоило сделать
чуть приближенным к народу, привлекать
молодежь, приглашая, допустим, современных
молодых деятелей искусства.
Современная российская музыка – это
довольно сложная система, так как она
существует как бы в двух параллельных
измерениях, которые независимо друг от
друга развиваются. Первые пласт – это
то, что показывают по телеканалам, передают
по радиостанциям, о чем пишут в печатных
изданиях. И второй пласт, абсолютно независимый
от первого, это андеграундная музыка.
Если первой группе принадлежат исполнители
только нескольких самых популярных музыкальных
направлений: поп-музыка и рок, который
давно стал тоже поп-роком, то исполнители
из второй группы – это разнообразие и
смесь огромного количества музыкальных
направлений: начиная панком, заканчивая
кислотным джазом. Главное отличие первой
группы от второй – это ее коммерческое
направление, то есть музыка создается
не во имя искусства и самовыражения, а
только для коммерческой выгоды. Эти группы
в довольно редких случаях взаимодействуют:
имена исполнителей из второй группировки
становятся известными повсеместно, начинают
выступать на телевидении, зарабатывать
большие деньги, зачастую прогибаясь под
условия новых продюсеров и спонсоров,
и, таким образом, они как бы перемещаются
в первую группу. Мне кажется, что современная
отечественная музыка только из второй
группы имеет перспективу развития. Ведь
именно оттуда идут новые музыкальные
течения и стили, их рождение, нередко
заимствование с Запада и смешение.
На мой взгляд, сферой, которая напрочь
лишилась достойного развития в России
– это изобразительное искусство. Живопись,
скульптура, прикладное искусство… вы
знаете хотя бы одного современного российского
художника кроме Шилова и Глазунова? Это
портретисты, которые работают, основываясь
на традиционном восприятии искусства.
А кто еще существует сегодня на художественной
арене России? Это художники-концептуалисты,
псевдо-концептуалисты. Как течение концептуализм
(от лат. conсерtus — мысль, понятие) оформился
в конце 60-70-х среди художников США, Великобритании,
Италии (в Италии назывался Arte Povera), Франции,
Нидерландов, Советского Союза. По мнению
апологетов течения, поскольку концепция
произведения важнее ее физического выражения,
цель искусства - передать идею или свидетельствовать
о событиях, ее содержащих, что можно осуществить
при помощи фотографий, разнообразных
текстов, магнитофонных и видеозаписей
и т.д. Я признаю тех первейших концептуалистов,
Дж. Кошута, Жан-Мишеля Баске, Марселя Дюшана,
российского Григория Брускина, Илья Кабакова,
которые и в правду внесли в искусство
что-то новое, не похожее на всё то, что
было «до». По сравнению с ними даже импрессионисты
были сущими академистами. У До концептуалистов
в 1910-1920 годах существовало движение дадаизм,
которое рушило все стандарты красоты
в искусстве, так как считало, что поколение,
начавшее первую мировую войну, просто
не достойно большего. Они устраивали
провокационные выставки, вернисажи. них
была своя философия, свои идеи, свои мысли.
Но сегодняшние их «последователи» - просто
неудавшиеся деятели настоящего искусства,
которые решили принести в сокровищницу
русских мастеров живописи свой «концепт».
Они полностью отметают традиции, всё,
что было создано до них, и создают новое.
Причем созданием это трудно назвать.
В прошлом году на одной из выставок концептуального
искусства была инсталляция из женских
капроновых колготок и щетки для уборки,
которая называлась… «Амур и Психея».
По моему мнению, подобные работы просто
усмешка в сторону великих живописцев
17 века, которые очень любили изображать
этот мифологический сюжет. Самое смешное,
что подобные работы оцениваются в не
одну тысячу долларов. Их покупают, их
продают. Не так красиво, как старик-Уорхол,
а как варвары, ничего не понимающие в
истинности искусства.
15 февраля 2007 года на аукционе Sothebys за
рекордную сумму для ныне живущих российских
художников было продано абстрактное
полотно Евгения Чубарова. Мне его работы
понравились, но, если честно, они совсем
не выглядят на миллионы долларов. Это
не Ван Гог, это не Ренуар, это не Рубенс,
это Евгений Чубаров…
Своё развитие сегодня активно получают
искусство фотографии и кинематограф.
Русское авторское кино возрождается.
Именно авторское, ибо обычные кассовые
фильмы ставят перед собой цель – «Догнать
и перегнать Америку», а это невозможно.
Так называемое, «развлекательное» российское
кино не такое зрелищное, юмор обычно второсортный,
а сюжет позаимствован у американских
коллег. Авторское же кино в России набирает
свои обороты, получает престижные кино-премии
и награды на международных фестивалях.
Отечественная современная литература
тоже оставляет желать лучшего. На выбор
есть детективы и светская проза, фантастика,
рецепты и автобиографии известных людей.
А для просвещения и развития можно читать
только классику. Хотя на Западе есть прекрасные
современные писатели, которые затрагивают
вечные вопросы: Патрик Зюскинд, Габриэль
Гарсиа Маркес, но их имена уже вписались
в графу живых классиков.
Российский театр, еще сохраняет баланс
между новаторством и следованием традициям,
так как на сегодняшний день существуют
спектакли, и поставленные на основе классических
произведений, и постановки в современной
интерпретации. Но театр не у всех слоев
населения популярен. Во многом ввиду
того, что билеты в известные московские
театры довольно дорогие, а спектакли
в театрах попроще люди не считают нужным
смотреть, хотя и там весьма часто бывают
молодые талантливые постановщики и актеры.
Итак, в чем же все-таки проблема современной
отечественной культуры? Первое, это насаждение
западной культуры, западного менталитета,
западных законов жизни.
Второе, это недоступность для обычных
граждан искусства. По телевидению люди
почти не имеют шансов увидеть что-то стоящее.
Цены на билеты на выставки, спектакли,
концерты не всегда бывают низкими. К примеру,
прошедшая недавно фото-выставка известного
Антона Корбайна стоила 350 рублей. Не каждый
готов выложить подобную сумму за поход
в музей. Конечно, есть небольшие галереи,
вход в которые свободный, но в них никогда
не встретишь именитую выставку.
Третье, детям не дают соответствующего
культурного воспитания в школах. Не везде
есть такой предмет, как мировая художественная
культура. А ведь, если ребенок будет хотя
бы разбираться в эпохах искусства, то
это уже будет неплохо. Не надо ставить
цель перед ребенком, учить имена художников
и названия картин, достаточно просто
привить малышу заинтересованность в
искусстве, которая может когда-нибудь
перерастет в любовь. Именно поэтому необходимо
проводить больше экскурсий в музеи, на
выставки, организовывать походы в театры
и кино. Детям необходимо показывать не
только одну сторону искусства: классических
«Трех богатырей» в Третьяковской галерее,
но и абстракционизм, поп-арт, чтобы дети
поняли, что искусство – это не всегда
скучно и неинтересно, искусство может
быть шуткой, игрой.
Четвертое, это политика руководства нашей
страны – показ по телевидению только
фильмов, которые «не загружают голову».
Пятое, среди исследователей-социологов
бытует мнение, что нынешний упадок культуры
– это упадок лишь одного поколения. Поколения,
выросшего на стыке СССР и 90ых, которые
во время распада Союза находились в подростковом
возрасте. По мнению многих, у людей этого
времени нарушена система ценностей и
что по статистике среди людей этого поколения
гораздо меньше творческих талантливых
людей, чем в любое другое время.
В заключение хочу сказать, что цены на
выставки могут не снизить, телеканалы
могут не убрать кровь и насилие с телеэкранов,
концептуалисты могут продолжать преподносить
нам свои «бесценные шедевры», нас никто
не отгородит от современной культуры.
Но каждый из нас способен отгородить
от нее себя. Отгородить от того, чего не
хочешь воспринимать, чем не хочешь восхищаться.
35. Литература
19 века и её вклад в
Русская литература первой
половины XIX в. - одно из
наиболее ярких явлений в истории мировой
культуры. На
рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой
и "высоким
штилем" постепенно вытеснялся новым
литературным течением
- сентиментализмом. Основоположником
этого направления в
русской словесности был Н.М.Карамзин.
Его произведения,
открывая современникам мир человеческих
чувств,
пользовались огромным успехом. Творчество
Н.М.Карамзина
сыграло большую роль в развитии русского
литературного
языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению
В.Г.Белинского,
преобразовал русский язык, совлекши его
с ходуль латинской
конструкции и тяжелой славянщины и приблизил
к живой,
естественной, разговорной русской речи".
Отечественная война 1812
г., порожденный ею подъем
национального самосознания вызвал к
жизни такое
литературное течение как романтизм. Одним
из его наиболее
выдающихся представителей в русской
литературе стал
В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто
обращался к сюжетам, навеянным народным
творчеством,
перелагая стихами легенды и сказки. Активная
переводческая
деятельность В.А.Жуковского знакомила
русское общество с
шедеврами мировой литературы - творчеством
Гомера,
Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким
гражданским
пафосом был пронизан революционный романтизм
поэтов -
декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.
Русская литература первой
половины XIX в. необычайно
богата яркими именами. Величайшим проявлением
народного
гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина.
"...через эпоху
Державина, а потом Жуковского, - писал
один из выдающихся
представителей отечественной философской
мысли
В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором
русское
творчество стало на собственный путь
- не чуждаясь
Запада... но уже связав себя в свободе
и вдохновении с
самыми глубинами русского духа, с русской
стихией". В 30-е
годы XIX в. пышным цветом расцвел талант
младшего
современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова.
Воплотив в
своем стихотворении "На смерть поэта"
общенациональную
скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов
вскоре
разделил его трагическую судьбу. С творчеством
А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова связано утверждение
реалистического
направления в русской литературе.
Свое яркое воплощение это течение
нашло в произведениях
Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный
отпечаток на
дальнейшее развитие отечественной литературы.
Сильное
влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие
свою литературную
деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский,
М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев,
И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью
отечественной и
мировой культуры. Крупным событием литературной
жизни
конца 30 - начала 40-х годов стала короткая
творческая
деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого
восходила к
народной песне. Глубоким чувством Родины
была насыщена
философско-романтическая лирика выдающегося
поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами
русского
национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.
36. Искусство эпохи классицизма
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция французских королей (вторая половина XVII в.).
Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).
В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) .
В эпоху Классицизма музыка понимается как над-национальное искусство, своего рода универсальный, понятный всем язык. Возникает новая идея о самодостаточности музыки, которая не только описывает природу, развлекает и обучает, но и способна выразить истинное человеколюбие при помощи простого и понятного метафорического языка.
37. Средневековое изобразительное искусство
В изобразительном искусстве Средневековой Европы господствует несколько направлений. Глубинные процессы становления национального сознания в Европе конца XVIII - начала XIX века открыли народам этого региона их величественное прошлое, пробуждали интерес к Средневековью и его культуры. По романтической концепции основной художественный стиль Средневековья - готика - имел возможность постоянно развиваться благодаря своей принципиальной внутренний незавершенности. Кроме того в искусстве этого времени существовал еще один стиль - романский. Разделение этот появился лишь в начале ХХ века, но при всей своей условности он имеет определенные основания. Как в развитии изобразительного искусства Средневековой Европы, так и в развитии всей культуры этой эпохи выделяют несколько этапов:
Ранние феодализм (V-VIII).
Зрелый феодализм (XIV-XVI).
Поздний феодализм (ХIV-XVI).
Яркая стилистическое единство в различных видах искусства и всех регионах характерна для готического стиля, а предшествующий ему стиль романский является стилем "поиска единого стиля". В каждой из молодых европейских стран стремление к стилевого единства искусства выражалось в своеобразный способ: каждое королевство выработало свой более или менее значительно отличалось от романского искусства Италии, а немецкий романский стиль ощутимо отличается от английского. Важное место занимала архитектура, как один из видов изобразительного искусства Именно на архитектуре было сконцентрировано западноевропейцев, второе место занимала скульптура, а такие важные виды искусства как иконопись, фреска, мозаика находились в тени.
Влияние церкви, которая стремилась подчинить себе всю духовную жизнь общества определил очертания Средневекового искусства в Европе. Основным образцом изобразительного искусства Европы были памятники церковной архитектуры. И не только потому, что церковь была главным заказчиком художественных произведений, но и потому, что средневековое искусство формировалось под влиянием религиозного свитопорозуминня.Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека преимущество отдавалось страданию, потому что по учению церкви, это огонь, очищающий душу. С необычной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий. Церковь выступала как идейный руководитель, а создавали все произведения простые ремесленники, потому народное творчество вплеталась в декоративное убранство чужих христианству жонглеров, охотников, чудовищ, зверей.
Значительное развитие
в это время приобрела
Во времена позднего
Средневековья развивается
Значительное развитие
в средневековом
Храмы романского стиля
характеризовались
В целом следует отметить, что средневековое искусство Европы мало своеобразный характер, который отмечался противоречивостью. С его глубин выросло блестяще изобразительное искусство эпохи Возрождения. Оно оставило прекрасные памятники в городах, также как Флоренция, Брюссель, Париж, Лубны и встал образцом мирового искусства.
38.Культурное наследие первобытного общества
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до - и бесписьменная культура.
Первобытное искусство -
искусство эпохи первобытного общества.
Оно возникло в позднем палеолите
около 33 тыс. лет до н.э., отражало воззрения,
условия и образ жизни