Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".
Теория локальных типов Н.Я.Данилевского (1822-1885). В своей главной работе “Россия и Европа” (1869 г.) он обосновал идею, что западный, или германо-романский, культурно-исторический тип – один из многих в истории. Кроме него существовали такие типы культуры как египетский, ассиро-вавилонский, китайский, индийский, персидский, еврейский, греческий, римский, арабский. Народы, создавшие эти цивилизации, Данилевский называет позитивными действующими лицами истории. Он выделяет также народы, которые являлись негативными творцами истории (гунны, монголы, тюрки). Сами они не создавали культурно-исторических типов, но способствовали крушению разлагавшихся культур. Третью группу народов, согласно Данилевскому, составляют племена, у которых творческий дух задержался на ранней стадии, и они стали “этнографическим материалом”, который творческие общества использовали для построения собственных цивилизаций. Иногда после распада цивилизации составляющие ее племена возвращаются на уровень “этнографического материала”.
В своей работе Данилевский раскрывает основные закономерности возникновения, развития и гибели цивилизаций:
Народы, языки которых
близки настолько, что их родство
ощущается непосредственно, составляют
самобытный культурно-исторический тип.
Чтобы потенциальный культурно-
17. Нравственные культуры . основы этикета
Этикет в современном понимании рассматривается как «совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.
Этика, нравственное поведение человека в обществе, его моральная нагрузка в целях удобства жизни среди себе подобных и природы суть основа этикета. Этикет как установленный порядок поведения, подсказанный человеку на протяжении его обитания на земле, не только несет в себе внешнюю атрибутику, но и внушает понятия духовные, нравственные.
Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов – нрав, обычай. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (например, одобрения или осуждения). Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.
Сложившиеся нормы
нравственности являются
Современный этикет наследует
обычаи практически всех народов
от седой древности до наших дней.
В основе своей эти правила
поведения являются всеобщими, поскольку
они соблюдаются представителям
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов. Он дерется с ними, называет их неприличными словами. С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится, но в данном случае это не является неэтичным. В данном случае - нарушение этикета, но не этики. Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов.
Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Считается, что хотя этикет в конечном счете выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в традиционном обществе он, как правило, становится ритуалом, имеет чисто внешнюю, зачастую оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер. Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения в соответствии с приоритетами, принятыми в данном социуме. Однако нам представляется очевидным, что этикетный ритуал связан с нравственными нормами и воспитывает как совершающих его, так и наблюдающих, даже если они не являются носителями данного менталитета. То есть этикет не только имеет нравственную основу, но есть и обратная связь – соблюдение этикетных норм способствует воспитанию нравственности. Недаром в настоящее время традиционные ценности – уважение к гостю, к старшим, к семье, к матери и пр. – сохраняются (как это ни печально для европейцев!) в высокоритуализированных социумах или этносах, таких, как кавказские народы, мусульмане или иудеи. Уважение к старшим возведено в культ – за 2 – 3 часа интервью никто из сыновей (взрослых мужчин 40 – 60 лет) ни разу не вмешался в речь отца, не перебил, не попытался заполнить паузу, пока основной рассказчик собирался с мыслями, как только глава семьи поднимался с места, вставали все присутствующие.
улыбка нужна не только другим, но и нам самим – она повышает настроение и работоспособность. Доказано, что можно улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость, поскольку мимические мышцы теснейшим образом связаны со многими структурами мозга. Искусственно улыбаясь, мы включаем те механизмы, которые обеспечивают нам естественную улыбку. Современные исследования мозга человека говорят о том, что при каждом мышечном напряжении в мозге образуются новые связи, т.е. появляется новая информация. Можно предположить, что многие ритуалы этикета при постоянном их исполнении оказывают какое-то влияние на мышление.
Итак, воспитанность, порядочность,
этикетность конкретного
2. Основные принципы этикета.
К числу основных принципов следует отнести в первую очередь так называемое золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Важнейшими принципами этикета являются также приоритет старшего и приоритет женщины.
18. Характерные черты искусства романтизма
Романтизм- направление в искусстве и литературе конца 18 век-нач. 19 в., именно в этот период времени сложился как художественный метод, имеет право на существование и ныне,отличительная черта: стремление художника, а значит и писателя,-возвысить реальную жизнь, п-риукрасить
Основные черты романтизма:
Необычность в изображении событий, людей,
природы.
Стремление к идеалу, совершенству.
Близость к устному народному творчеству
по сюжету, сказочным образам.
Изображение главного героя в исключительных
обстоятельствах.
Очень яркий, красочный язык, использование
разнообразных выразительных и изобразительных
средств языка.
Особенности:
- решающую роль играет не воспроизведение
действительности, а её активное пересоздание,
воплощение идеала художника. Такому типу
творчества присуще тяготение к демонстративной
условности формы, к фантастике) гротеску,
символике;
- центр художественной системы романтизма
– личность, а его главный конфликт –
личности и общества;
- исключительный герой в исключительных
обстоятельствах;
- соответственный пейзаж (экзотический,
часто - море, горы);
- для романтизма характерен синтез родов
и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая
художественная система основывалась
на синтезе искусства, философии, религии.
19. Героический пафос искусства социалистического реализма
Социалистический реализм,
художественный метод литературы и
искусства, представляющий собой эстетическое
выражение социалистически
Но «социалистический реализм» был не только насаждаемым сверху методом. Он отвечал внутренней потребности большой части и зрителей, и самих художников. Блестящее искусство авангарда(обобщающее название течений в европейскомискусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. )не могло полностью отвечать душевной потребности человека в тоталитарном обществе. Задачи, которые правящая верхушка ставила перед своими гражданами — превращение отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу — требовали крайнего напряжения всех жизненных сил и большого самоотречения. В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Такому искусству следовало быть максимально реалистичным, чтобы быть максимально убедительным. В этом смысле «социалистический реализм» — точное отражение эпохи, проникнутой пафосом строительства нового общества — Города Солнца.
Основные темы, разрабатываемые «социалистическим реализмом»:
1. героическое прошлое — революция — обоснование героического настоящего;
2. строительство нового
общества — стройки,
3. новый быт новых людей;
4. противостояние враждебному окружению — тема армии;
5. формирование нового
человека — портреты вождей, выдающихся
людей, рядовых людей, как
6. руководящая и направляющая роль коммунистической партии — портреты вождей, изображения съездов партии (эта линия особенно важна, так как фактически заменяла религиозную тематику).
20. Цели и задачи исследования исторической культурологии
Цели и задачи культурологии
заключаются в изучении культурных
пластов человеческого
Среди основных задач
культурологии особо выделяются
следующие
- анализ культуры как системы культурных
феноменов
- исследование ментального содержания
культуры
- выявление типов связей между элементами
культуры
- исследование типологии культур и культурных
единиц
- разрешение проблем социокультурной
динамики
- исследование культурных кодов и коммуникаций
21. Исторические этапы развития Отечественной культуры.
Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного. Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода. Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство. Второй период связан с династией Романовых (1613—1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство. Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.