Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:17, курсовая работа
Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего».
Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека.
Введение …………………………………………………………………….…....2
Глава 1. ……………………………………………………………………..…….6
1.1. Первый этап – диагностический……………………………………..……6
1.2. Второй этап – нормативно-прогнозный …………………………..…….11
1.3. Третий этап – концептуальный ……………………………………..…...12
1.4. Четвертый этап – проектно-планирующий …………………………..…15
1.5. Пятый этап – исполнительско-внедренческий ……………………..…..29
1.6. Шестой этап – контрольно-коррекционный ………………………..…..20
Глава 2. Социокультурный проект ……………………………………..…...23
Заключение ……………………………………………………………………..29
Литература ……………………………………………………………………...30
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. ……………………………………………………………………..……
1.1. Первый этап – диагностический…
1.2. Второй этап – нормативно-
1.3. Третий этап – концептуальный ……………………………………..…...12
1.4. Четвертый этап – проектно-
1.5. Пятый этап – исполнительско-
1.6. Шестой этап – контрольно-
Глава 2. Социокультурный проект ……………………………………..…...23
Заключение ……………………………………………………………………..29
Литература ……………………………………………………………………...
Введение
Одной из основополагающих характеристик
«человека культурного» является его
способность к проективной
Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека.
Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в «культивировании» всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира.
В процессе производства «предмета
культуры» человек рефлектирует
относительно его совершенных, идеальных
форм – идеальной структуры
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
По способу проектирования можно выделить:
- философско-теоретическое
- духовно-ценностное
- художественное проектирование «второй реальности» с помощью образа, знака, символа и др.
По объекту проектирование может быть:
- социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.);
- педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития);
- инженерным (проектирование «второй
природы» из материала «первой»
Комбинация различных способов
проектирования в соотношении с
теми или иными составляющими
объектной области дает нам множество
вариантов проектной
Особое место в системе
В основе любой профессии социально-
В этой связи чрезвычайно актуальными
становятся разработка и внедрение
в учебные программы предмета
«Основы социально-культурного
Актуальность овладения
• во-первых, тем, что данная технология
имеет широкую область
• во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере;
• в-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук – культурологии, социологии, психологии и т.д.
Технология социолькультурного проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные процессы.
Как известно, технология сама по себе «безразлична» к порождаемым ею результатам – скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а можно и лишить его жизни.
В основе овладения любой технологией должно лежать четыре концептуальных блока (или уровня):
Ценности – это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту.
Цели – это желаемые результаты,
которые специалист предвосхищает,
исходя из своего понимания сути культуры,
своей профессии, переживания сегодняшней
социокультурной ситуации, видения
в ней определенных проблем. При
одних и тех же знаниях о
культуре, в зависимости от ценностных
ориентаций проектировщика, можно иметь
программы с взаимно
Знания и методы — это предписания о целях и способах деятельности.
Ведущие специалисты в области социокультурного проектирования – В.М. Розин, Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, И.В. Жежко и др.
Глава 1.
Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так слагается логическая цепочка действий, которые в итоге приводят к созданию целостной программы.
Изложим содержание каждого из этапов и их последовательность, уделив первостепенное внимание взаимосвязи методических процедур и приемов, придающих этим этапам целостность и продуктивность.
1.1. Первый этап – диагностический.
Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.
В рамках проектирования данный этап является основополагающим.
Это обусловлено тем, что как
уже отмечалось, социально-культурная
программа – не простой набор
мероприятий, а представляет собой
систему форм, методов, различных
акций и организационных
Проблемно-целевая ориентация является
в социокультурном
Для анализа ситуации не обязательно
проводить социологические
Основными методами анализа ситуации являются:
• контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей);
• анализ социально-демографической структуры территории;
• деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.
Субъектами анализа ситуации выступают:
• работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур;
• эксперты (проектировщики);
• представители общественности.
Характеристика
В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решить несколько задач:
• проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды конкретной территории;
• выявить меру освоения среды человеком (включая содержание его активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);
• охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблемы как социально-культурные, так и личностные, которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной среды и образа жизни):
- проблемы освоения предметов
и ценностей художественной
- сохранения, освоения и востребованности
историко-культурной среды
- проблемы общения и
- проблемы духовного
- проблемы неоптимального
- проблемы общественно-
- проблемы физического и
При этом необходимо учитывать следующее: с позиции проектирования в ситуации выделяются те элементы, которые могут быть изменены в рамках проекта, а сам проект адресуется, прежде всего, носителю проблем.
Как правило, в определенных составляющих социокультурной среда обитания человека и образа его жизни преобладают или социально-культурные, или личностные проблемы.
В частности, первые характерны для художественная жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды обитания.
Личностные проблемы типичны для социально-психологической, духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех составляющих образа жизни.
Решение этих задач предполагает наличие
системы сбора, обработки и анализа
информации о социально-политической,
экономической и культурно-
Исходные данные позволяют:
а) накопить информацию о проблемах регионального характера;
б) сформулировать на этой основе задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики;
в) выделить информацию, необходимую для решения проблем.
Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим разделам:
1. Социальные и культурные особенности и проблемы региона, например, динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения), тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин, различие в доходах разных социальных групп, преобладание женского или мужского населения, большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры, доступность культурных учреждений и ценностей и др.