Социокультурное проэктирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего».
Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…....2
Глава 1. ……………………………………………………………………..…….6
1.1. Первый этап – диагностический……………………………………..……6
1.2. Второй этап – нормативно-прогнозный …………………………..…….11
1.3. Третий этап – концептуальный ……………………………………..…...12
1.4. Четвертый этап – проектно-планирующий …………………………..…15
1.5. Пятый этап – исполнительско-внедренческий ……………………..…..29
1.6. Шестой этап – контрольно-коррекционный ………………………..…..20
Глава 2. Социокультурный проект ……………………………………..…...23
Заключение ……………………………………………………………………..29
Литература ……………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Министерство Культуры Российской Федерации курс.docx

— 116.69 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….…....2

Глава 1. ……………………………………………………………………..…….6

1.1. Первый этап – диагностический……………………………………..……6

1.2. Второй этап – нормативно-прогнозный …………………………..…….11

1.3. Третий этап – концептуальный  ……………………………………..…...12

1.4. Четвертый этап – проектно-планирующий …………………………..…15

1.5. Пятый этап – исполнительско-внедренческий ……………………..…..29

1.6. Шестой этап – контрольно-коррекционный ………………………..…..20

Глава 2. Социокультурный проект ……………………………………..…...23

Заключение ……………………………………………………………………..29

Литература ……………………………………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из основополагающих характеристик  «человека культурного» является его  способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому  и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего».

Эта способность задается самой  сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и  результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека.

Смысл культурной деятельности заключается  в ее «улучшающем» характере, в «культивировании»  всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира.

В процессе производства «предмета  культуры» человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных  форм – идеальной структуры художественного  продукта, идеальных форм социального  устройства, идеальных отношений  между людьми и т.д.

Проектная деятельность относится  к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить  и усовершенствовать.

По способу проектирования можно  выделить:

- философско-теоретическое проектирование  – конструирование моделей мира  и человека на основе рационального  мышления;

- духовно-ценностное проектирование  – создание в рамках религиозно-этических  систем идеала, воплощающего представление  конкретной культуры о человеческом  совершенстве;

- художественное проектирование  «второй реальности» с помощью  образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может  быть:

- социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.);

- педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития);

- инженерным (проектирование «второй  природы» из материала «первой»).

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с  теми или иными составляющими  объектной области дает нам множество  вариантов проектной деятельности – в виде специализированных технологий.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем  как мировоззренческую и технологическую  основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности – ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации.

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить  и провести культурную акцию, предварительно обосновав ее идею (замысел), определив  цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа  будут эффективными лишь в том  случае, если в их основу будет положен  идеальный замысел – предваряющий действие проект. Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени  овладения им технологией социально-культурного  проектирования, содержание которой  составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

В этой связи чрезвычайно актуальными  становятся разработка и внедрение  в учебные программы предмета «Основы социально-культурного проектирования», целевая установка которого состоит  в том, чтобы обеспечить будущих  специалистов технологией инновационной  деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.

 

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена:

• во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности;

• во-вторых, владение логикой и  технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции  в социально-культурной сфере;

• в-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность  специалиста на рынке труда –  умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его  финансирование – это реальная возможность  создать себе рабочее место как  в рамках существующих учреждений и  организаций, так и вне их.

 

Проектирование опирается на принципы и методы самых различных наук – культурологии, социологии, психологии и т.д.

Технология социолькультурного проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные процессы.

Как известно, технология сама по себе «безразлична» к порождаемым  ею результатам – скальпелем хирурга  можно избавить человека от болезни, а можно и лишить его жизни.

В основе овладения любой технологией  должно лежать четыре концептуальных блока (или уровня):

Ценности – это этика, философия  профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту.

Цели – это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней  социокультурной ситуации, видения  в ней определенных проблем. При  одних и тех же знаниях о  культуре, в зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, можно иметь  программы с взаимно исключающей  целевой установкой.

Знания и методы — это предписания  о целях и способах деятельности.

Ведущие специалисты в области  социокультурного проектирования –  В.М. Розин, Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, И.В. Жежко и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 

Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так  слагается логическая цепочка действий, которые в итоге приводят к  созданию целостной программы.

Изложим содержание каждого из этапов и их последовательность, уделив первостепенное внимание взаимосвязи методических процедур и приемов, придающих этим этапам целостность и продуктивность.

 

1.1. Первый этап –  диагностический.

Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление  наиболее актуальных и типичных для  региона проблем.

В рамках проектирования данный этап является основополагающим.

Это обусловлено тем, что как  уже отмечалось, социально-культурная программа – не простой набор  мероприятий, а представляет собой  систему форм, методов, различных  акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и  ориентированных (помимо оптимизации  процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного  рода проблем.

Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом  и принципом, который подчиняет  различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать  личность, социальная группа или категория  населения, регион, учреждения и институты  сферы культуры, досуга, образования  и т.д.

Для анализа ситуации не обязательно  проводить социологические исследования – необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами.

 

Основными методами анализа ситуации являются:

• контент-анализ материалов периодической  печати (проблемных статей);

• анализ социально-демографической  структуры территории;

• деловые игры, в процессе которых  выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.

Субъектами анализа ситуации выступают:

• работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих  управленческих структур;

• эксперты (проектировщики);

• представители общественности.

Характеристика социокультурной  ситуации производится в зависимости  от характера будущей программы. Это может быть характеристика всей среды (всего пространства жизнедеятельности  человека, группы, общества) или одного из ее полей (и соответствующих «модусов жизнедеятельности»), т.е. характеристика ситуации в сфере сохранения историко-культурного  наследия, в сфере художественной культуры, образования и т.д.

В процессе анализа социокультурной  ситуации необходимо решить несколько  задач:

• проанализировать специфику и  потенциалы социокультурной среды  конкретной территории;

• выявить меру освоения среды  человеком (включая содержание его  активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);

• охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и  образа жизни (причем, проблемы как  социально-культурные, так и личностные, которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной среды  и образа жизни):

- проблемы освоения предметов  и ценностей художественной культуры, организации художественной жизни,  художественного развития личности;

- сохранения, освоения и востребованности  историко-культурной среды обитания;

- проблемы общения и поддержания  оптимального взаимодействия с  другими людьми;

- проблемы духовного самочувствия  и самоопределения человека, утраты  или поиска смысла человеческой  жизни;

- проблемы неоптимального состояния  природной среды, обусловленные  деформированной системой ценностей  и соответствующими отношениями  человека к природе;

- проблемы общественно-политической  жизни – в смысле возможностей  и форм участия в политической  жизни или их отсутствия, уровня  политической культуры; проблемы  профориентации, профессионального  самоопределения и самореализации  человека в профессии, адаптации  к профессиональной субкультуре;

- проблемы физического и психического  состояния человека, включая его  отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических  и психических способностей.

При этом необходимо учитывать следующее: с позиции проектирования в ситуации выделяются те элементы, которые могут  быть изменены в рамках проекта, а  сам проект адресуется, прежде всего, носителю проблем.

Как правило, в определенных составляющих социокультурной среда обитания человека и образа его жизни преобладают  или социально-культурные, или личностные проблемы.

В частности, первые характерны для  художественная жизни, культурно-исторического наследия, экологической и политической среды обитания.

Личностные проблемы типичны для  социально-психологической, духовно-нравственной и профессиональной среды обитания, а также для всех составляющих образа жизни.

Решение этих задач предполагает наличие  системы сбора, обработки и анализа  информации о социально-политической, экономической и культурно-досуговой  жизни региона.

Исходные данные позволяют:

а) накопить информацию о проблемах  регионального характера;

б) сформулировать на этой основе задачи, которые предстоит решить в рамках культурной политики;

в) выделить информацию, необходимую  для решения проблем.

Полученную на данном этапе информацию целесообразно формировать по следующим  разделам:

1. Социальные и культурные особенности и проблемы региона, например, динамика развития региона (снижение, стабильность или рост численности населения), тяжелое положение и культурная изоляция стариков, инвалидов, женщин, различие в доходах разных социальных групп, преобладание женского или мужского населения, большое количество сел, не имеющих стационарных учреждений культуры, доступность культурных учреждений и ценностей и др.

Информация о работе Социокультурное проэктирование