Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:17, курсовая работа
Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего».
Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека.
Введение …………………………………………………………………….…....2
Глава 1. ……………………………………………………………………..…….6
1.1. Первый этап – диагностический……………………………………..……6
1.2. Второй этап – нормативно-прогнозный …………………………..…….11
1.3. Третий этап – концептуальный ……………………………………..…...12
1.4. Четвертый этап – проектно-планирующий …………………………..…15
1.5. Пятый этап – исполнительско-внедренческий ……………………..…..29
1.6. Шестой этап – контрольно-коррекционный ………………………..…..20
Глава 2. Социокультурный проект ……………………………………..…...23
Заключение ……………………………………………………………………..29
Литература ……………………………………………………………………...30
Проведение общественных
На рассматриваемом этапе
Дело в том, что в рамках каждого из приоритетов предлагаются самые разнообразные по объему, качеству, стоимости, продолжительности и другим параметрам региональные и локальные программы.
В этой связи актуализируется проблема объективной оценки и отбора для реализации и финансирования тех из них, которые максимально способны решить цели и задачи культурной политики.
Таким образом, на данном этапе наряду с конкурсом программ целесообразно организовать их экспертную оценку.
Ее задачи состоят в:
• выявлении альтернативных способов решения приоритетных проблем, (в соответствии с проблемными областями, а также целями, сформулированными на стадии нормативного прогноза);
• оценке каждого проекта с точки
зрения имеющихся ресурсов, т.е. возможностей
совершенствования
- инфраструктурных,
- финансовых,
- организационных,
- предметных,
- информационных,
- человеческих и др.
Эта процедура осуществляется следующим образом Перед экспертами ставится задача оценить проекты в баллах (от 1 до 5) по следующим критериям, зафиксированным в карте экспертной оценки
№ критерия |
Объект экспертной оценки |
Оценки | ||||
1 |
Соответствие приоритетному |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Ориентация на социальную категорию, культурный минимум, который должен обеспечиваться из бюджетных источников |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Учет и использование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Степень предполагаемого участия в программе общественности (самодеятельных объединений, инициативных групп, отдельных народных мастеров) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Реалистичность программы с |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Степень гармоничности ориентаций программы на проблемы региона, с одной стороны, и проблемы конкретной социальной группы, с другой стороны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Полнота раскрытия и |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
Опора на действующие в регионе социальные институты (общественные организации, добровольные общества, отделения различных фондов, учебные заведения, учреждения профессионального искусства и т., п.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
Мера реализации проекта до принятия программы (т.е. в какой мере предлагаемый проект или отдельные его компоненты уже освоены, включены в работу) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
Оптимальность программы (т.е. достижение поставленных целей с минимальными затратами ресурсов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Эксперты индивидуально, каждый в своей карте, оценивают программу или проект. Далее оценки суммируются по каждому критерию и выводится средний балл путем деления суммы баллов на число экспертов. Это позволяет объективно оценить программы по различным критериям.
Затем необходимо получить обобщенную
оценку каждой программы в отдельности.
Для этого сумму средних
Таким образом, создается система
обоснованных суждений, позволяющих
отобрать наиболее эффективные и
в то же время оптимальные проекты,
которые конкретизируют концепцию
и программу социально-
1.5. Пятый этап – исполнительско-внедренческий.
Создание условий и
Этот этап начинается с заключения системы договоров.
Эти договора могут заключаться между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы и т.д.), с другой стороны.
Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями.
Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры.
Здесь необходима дополнительная юридическая и экономическая экспертиза для определения нормативной базы реализации программы, взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, а также между соисполнителями (если их несколько), для более точного определения объемов, содержания и характера фондообеспечения программы.
Все это фиксируется в договоре на выполнение социально-творческого заказа.
Реализация региональной программы
и локальных программ в ее рамках
в процессуальном отношении выступает
в форме текущей деятельности
культурно-досуговых
На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программ, их эффективности.
Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки.
Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе.
К этим критериям добавляются
Данный этап может рассматриваться как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления.
1.6. Шестой этап – контрольно-коррекционный.
На этом этапе обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.
Последовательность и общую логику разработки территориальных СКП можно представить в виде следующей схемы:
Характеристика
территории
(включая
анализ проблем и выявление
историко-культурной
Содержание проекта
Приоритеты культурного
развития
Цели и задачи
Аудитория
Актуальность проекта
Практические
мероприятия
Цели и задачи
Подводя итоги этого подраздела главы, попытаемся представить в виде таблицы последовательность этапов формирования региональной культурной политики и вытекающей из нее программы социокультурного развития, их содержание и результаты каждого из них, наличие которых является свидетельством возможности и необходимости перехода от предыдущего этапа к последующему.
№ этапа |
Этап разработки |
Содержание деятельности |
«Выход» этапа |
1 |
Информационно-аналитический (диагностический) |
Сбор, обработка, анализ информации о социально политической, экономической и культурной жизни территории. |
а) Паспорт социокультурного развития региона. б) Матрица анализа |
2 |
Нормативно-прогнозный |
Прогнозирование развития ситуации как в случае сохранения существующих тенденций, так и в случае принятия проектов и программ, направленных на оптимизацию ситуации |
Прогноз развития ситуации в регионе |
3 |
Концептуальный |
Определение приоритетных направлений социокультурного развития; Обоснование социальной базы культурной политики («проблемных» групп населения). |
Концепция социокультурной политики региона. |
4 |
Проектно-планирующий |
а) Организация общественных слушаний по проблемам культуры региона; б) Проведение открытого конкурса проектов и программ. |
а) Региональная программа; б) Локальные программы по приоритетам и категориям. |
5 |
Исполнительско-внедренческий: |
а) Заключение договоров на реализацию локальных программ. б) Реализация территориальной программы. в) Кадровое, правовое, материально-техническое,
правовое, организационное, финансовое
обеспечение локальных |
а) Договора на реализацию локальных программ. б) Реальные изменения в культурной жизни, обусловленные в договорах в форме конечного результата реализации программ |
6 |
Контрольно-коррекционный |
а) Анализ хода реализации программ; б) Корректировка программ в соответствии с обнаружившимися просчетами, вариантами боле оптимального решения поставленных задач |
Откорректированные программы. |
Глава 2. Социокультурный проект
Паспорт проекта
Проект: «Школа - социокультурный центр
микрорайона» реализуется в комплексе
с программами «Я – Гражданин»,
«Здоровье сберегающие
Вместе - работа с родителями, юношеской библиотекой, центром занятости, ДЮСШ № 2, стадионом «Локомотив», детской поликлиникой, ПДН, художественной школы, детской библиотекой, дворцом культуры.
Наименование проекта: «Школа - социокультурный центр микрорайона».
Лозунг проекта: «Только в партнерстве мы сделаем больше и добьемся большего».
Разработчики проекта: Творческая группа в составе Васильевой М.О. , Волкова Н.А.
Актуальность проекта
Школа имеет большой
потенциал стабилизации и
Сегодня школа предоставляет
широкий спектр
Однако изменение
социально экономических
Это ведет к изменению
акцентов в деятельности
Необходимо создать такое пространство, в котором отдельно взятый ребенок может найти свою нишу, успешно организовать свои умения и способности.
Деятельность школы
в режиме социокультурного
Взаимосвязь всех учреждений микрорайона способно разрешить многие серьезные социальные проблемы и задачи.
Краткая аннотация проекта
Проект «Школа – социокультурный центр микрорайона » рассчитан на 3 года и предполагает работу по вовлечению всех жителей микрорайона и общественных организаций, с целью создания единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, её развитие, самореализация и самоопределение в обществе, формирование человека – гражданина, патриота.
Проект ориентирована на повышение социального статуса воспитания, на дальнейшее обновление и содержание структуры воспитания на основе традиций и накопленного опыта, на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, формирование воспитания культуры поведения и терпимости.
Главный лозунг проекта – «Только в партнерстве мы сделаем больше и добьёмся большего».
Проект представляет из себя цепь мероприятий, объединённых следующими направлениями:
• В здоровом теле – здоровый дух
• Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся
• Доброта спасёт мир
• Благоустройство нашими руками
• Профориентация
• Художественное мастерство
• Библиотека и школа вместе
• Открытая школа
Проект определяет цели и задачи, условия для успешности воспитательной работы.
Проект является основой для разработки школьной программы воспитания.
Проект реализуется педагогами школы. Контроль за реализацией осуществляет администрация школы. Промежуточные и итоговые результаты обсуждаются на заседаниях педагогического совета, родительских собраниях, совещаниях при директоре.
Координаторами программы
План реализации проекта корректируется ежегодно.
Цели проекта
1. Создание в микрорайоне
2. Формирование здорового образа
жизни у всех участников
3. Совершенствование досуговой
деятельности по месту
Основные задачи проекта
1. Повышение чувства гражданской
ответственности и активности
детей, молодежи и жителей
2. Выявление новых подходов к
решению образовательных и