Социокультурное проэктирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего».
Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…....2
Глава 1. ……………………………………………………………………..…….6
1.1. Первый этап – диагностический……………………………………..……6
1.2. Второй этап – нормативно-прогнозный …………………………..…….11
1.3. Третий этап – концептуальный ……………………………………..…...12
1.4. Четвертый этап – проектно-планирующий …………………………..…15
1.5. Пятый этап – исполнительско-внедренческий ……………………..…..29
1.6. Шестой этап – контрольно-коррекционный ………………………..…..20
Глава 2. Социокультурный проект ……………………………………..…...23
Заключение ……………………………………………………………………..29
Литература ……………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Министерство Культуры Российской Федерации курс.docx

— 116.69 Кб (Скачать документ)

 

 Проведение общественных слушаний  по проблемам культуры само  по себе может составить один  из проектов, направленных на  реализацию концепции развития  культуры .

На рассматриваемом этапе возникает  еще одна задача.

Дело в том, что в рамках каждого  из приоритетов предлагаются самые  разнообразные по объему, качеству, стоимости, продолжительности и  другим параметрам региональные и локальные  программы.

В этой связи актуализируется проблема объективной оценки и отбора для  реализации и финансирования тех  из них, которые максимально способны решить цели и задачи культурной политики.

Таким образом, на данном этапе наряду с конкурсом программ целесообразно  организовать их экспертную оценку.

Ее задачи состоят в:

• выявлении альтернативных способов решения приоритетных проблем, (в соответствии с проблемными областями, а также целями, сформулированными на стадии нормативного прогноза);

• оценке каждого проекта с точки  зрения имеющихся ресурсов, т.е. возможностей совершенствования социокультурной  среды и оптимизации образа жизни  человека:

- инфраструктурных,

- финансовых,

- организационных,

- предметных,

- информационных,

- человеческих и др.

 

Эта процедура осуществляется следующим образом Перед экспертами ставится задача оценить проекты в баллах (от 1 до 5) по следующим критериям, зафиксированным в карте экспертной оценки

 

 

 

№ критерия

Объект экспертной оценки

Оценки

1

Соответствие приоритетному направлению, сформулированному как на уровне концепции, так и региональной программы

1

2

3

4

5

2

Ориентация на социальную категорию, культурный минимум, который должен обеспечиваться из бюджетных источников

1

2

3

4

5

3

Учет и использование регионального  социокультурного потенциала (наличие  социальных групп – носителей  традиций, историко-культурных ценностей, социально-политических идей и т.п.).

1

2

3

4

5

4

Степень предполагаемого участия  в программе общественности (самодеятельных объединений, инициативных групп, отдельных  народных мастеров)

1

2

3

4

5

5

Реалистичность программы с точки  зрения: а) материально-технических; б) финансовых; в) кадровых возможностей региона Ожидаемая результативность программы в решении: а) социально-культурных проблем в масштабах региона; б) проблем определенной социальной группы

1

2

3

4

5

6

Степень гармоничности ориентаций программы  на проблемы региона, с одной стороны, и проблемы конкретной социальной группы, с другой стороны

1

2

3

4

5

7

Полнота раскрытия и аргументированность  основных разделов программы

1

2

3

4

5

8

Опора на действующие в регионе  социальные институты (общественные организации, добровольные общества, отделения различных  фондов, учебные заведения, учреждения профессионального искусства и  т., п.)

1

2

3

4

5

9

Мера реализации проекта до принятия программы (т.е. в какой мере предлагаемый проект или отдельные его компоненты уже освоены, включены в работу)

1

2

3

4

5

10

Оптимальность программы (т.е. достижение поставленных целей с минимальными затратами ресурсов)

1

2

3

4

5


 

Эксперты индивидуально, каждый в  своей карте, оценивают программу  или проект. Далее оценки суммируются  по каждому критерию и выводится средний балл путем деления суммы баллов на число экспертов. Это позволяет объективно оценить программы по различным критериям.

Затем необходимо получить обобщенную оценку каждой программы в отдельности. Для этого сумму средних значений оценок по каждому критерию делят  на число критериев, т.е. на 10.

Таким образом, создается система  обоснованных суждений, позволяющих  отобрать наиболее эффективные и  в то же время оптимальные проекты, которые конкретизируют концепцию  и программу социально-культурного  развития территории. Они представляют собой совокупность локальных программ, которые соответствуют основным направлениям культурной политики и, будучи претворены в жизнь, могут разрешить  выявленные диспропорции, проблемы и  противоречия на региональном уровне.

 

1.5. Пятый этап –  исполнительско-внедренческий.

 

Создание условий и организационных  структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая  база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь  тех проектов и программ, которые  были отобраны на конкурсной основе.

Этот этап начинается с заключения системы договоров.

Эти договора могут заключаться  между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы и т.д.), с другой стороны.

Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с  конкретными исполнителями.

Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов  работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры.

Здесь необходима дополнительная юридическая  и экономическая экспертиза для  определения нормативной базы реализации программы, взаимоотношений между  заказчиком и исполнителем, а также  между соисполнителями (если их несколько), для более точного определения объемов, содержания и характера фондообеспечения программы.

Все это фиксируется в договоре на выполнение социально-творческого  заказа.

Реализация региональной программы  и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает  в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и др. субъектов реализации данных программ.

На этом этапе актуализируется  вопрос о контроле за выполнением программ, их эффективности.

Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы  периодической печати, экспертные оценки.

Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут  выступать те же показатели, что  применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе.

К этим критериям добавляются показатели соотнесения намеченных в договоре конечных результатов выполнения социально-творческого  заказа и реальных итогов работы.

Данный этап может рассматриваться  как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или  уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления.

 

1.6. Шестой этап  – контрольно-коррекционный.

 

На этом этапе обобщаются и анализируются  промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные  проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.

Последовательность и общую  логику разработки территориальных СКП можно представить в виде следующей схемы:

 

Характеристика


территории

(включая  анализ проблем и выявление  историко-культурной самобытности)


 


 


 

Содержание проекта


Приоритеты  культурного


развития



Цели и задачи



 


Аудитория





Актуальность проекта


 


 


 


 


Практические


мероприятия

Цели  и задачи


 


 


 

 

 

     Подводя итоги этого подраздела главы, попытаемся представить в виде таблицы последовательность этапов формирования региональной культурной политики и вытекающей из нее программы социокультурного развития, их содержание и результаты каждого из них, наличие которых является свидетельством возможности и необходимости перехода от предыдущего этапа к последующему.

 

№ этапа

Этап разработки

Содержание деятельности

«Выход» этапа

1

Информационно-аналитический (диагностический)

Сбор, обработка, анализ информации о  социально политической, экономической  и культурной жизни территории.

а) Паспорт социокультурного развития региона.

б) Матрица анализа социокультурной  жизни.

2

Нормативно-прогнозный

Прогнозирование развития ситуации как в случае сохранения существующих тенденций, так и в случае принятия проектов и программ, направленных на оптимизацию ситуации

Прогноз развития ситуации в регионе

3

Концептуальный

Определение приоритетных направлений  социокультурного развития;

Обоснование социальной базы культурной политики («проблемных» групп  населения).

Концепция социокультурной политики региона.

4

Проектно-планирующий

а) Организация общественных слушаний по проблемам культуры региона;

б) Проведение открытого  конкурса проектов и программ.

а) Региональная программа;

б) Локальные программы  по приоритетам и категориям.

5

Исполнительско-внедренческий:

а) Заключение договоров на реализацию локальных программ.

б) Реализация территориальной  программы.

в) Кадровое, правовое, материально-техническое, правовое, организационное, финансовое обеспечение локальных программ.

а) Договора на реализацию локальных программ.

б) Реальные изменения в  культурной жизни, обусловленные в  договорах в форме конечного  результата реализации программ

6

Контрольно-коррекционный

а) Анализ хода реализации программ;

б) Корректировка программ в соответствии с обнаружившимися  просчетами, вариантами боле оптимального решения поставленных задач

Откорректированные программы.


 

 

 

 

Глава 2. Социокультурный  проект

 

 Паспорт проекта

 

Проект: «Школа - социокультурный центр  микрорайона» реализуется в комплексе  с программами «Я – Гражданин», «Здоровье сберегающие технологии МОУ «Средней общеобразовательной  школы № 10», «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся».

Вместе - работа с родителями, юношеской  библиотекой, центром занятости, ДЮСШ № 2, стадионом «Локомотив», детской  поликлиникой, ПДН, художественной школы, детской библиотекой, дворцом культуры.

 

Наименование проекта: «Школа - социокультурный  центр микрорайона».

Лозунг проекта: «Только в партнерстве  мы сделаем больше и добьемся большего».

Разработчики проекта: Творческая группа в составе Васильевой М.О. , Волкова Н.А.

 

Актуальность проекта

 

    Школа имеет большой  потенциал стабилизации и развития, обеспечивающий передачу от поколения  к поколению системы актуальных  знаний, способов мышления и норм  жизнедеятельности, которые позволяют  личности эффективно осваивать  новую действительность.

    Сегодня школа предоставляет  широкий спектр образовательных  услуг, профессионально осуществляет  гражданское воспитание детей  и молодежи, устанавливает партнерские  отношения с каждой семьей  своих учеников, со всеми родителями, которые составляют значительное  число членов окружающего сообщества. Именно поэтому школа становится  социально воспитательным центром  в микрорайоне.

     Однако изменение  социально экономических условий  в стране неизменно влечет  за собой изменение социального  заказа общества в системе  образования. Закон РФ «Об образовании»  в функционировании образовательного  учреждения в первую очередь  выделяет интересы развития конкретной  личности. Дети и их родители  становятся главными заказчиками  в этой сфере. На удовлетворение  их потребностей должна быть  направлена деятельность всех  образовательных учреждений.

     Это ведет к изменению  акцентов в деятельности каждой  школы, поиску своего места  в современном образовательном  пространстве и побуждает администрации  школ рассматривать образовательное  пространство микрорайона, как  систему управления развитием  личности.

     Необходимо создать  такое пространство, в котором  отдельно взятый ребенок может  найти свою нишу, успешно организовать  свои умения и способности.

      Деятельность школы  в режиме социокультурного центра  на основе сетевого взаимодействия  и интеграции возможностей кадровых, материально-технических и т.д.

Взаимосвязь всех учреждений микрорайона  способно разрешить многие серьезные  социальные проблемы и задачи.

 

Краткая аннотация  проекта

 

     Проект «Школа – социокультурный центр микрорайона » рассчитан на 3 года и предполагает работу по вовлечению всех жителей микрорайона и общественных организаций, с целью создания единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, её развитие, самореализация и самоопределение в обществе, формирование человека – гражданина, патриота.

    Проект ориентирована на повышение социального статуса воспитания, на дальнейшее обновление и содержание структуры воспитания на основе традиций и накопленного опыта, на формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, формирование воспитания культуры поведения и терпимости.

Главный лозунг проекта – «Только  в партнерстве мы сделаем больше и добьёмся большего».

Проект представляет из себя цепь мероприятий, объединённых следующими направлениями:

• В здоровом теле – здоровый дух

• Профилактика правонарушений и  безнадзорности учащихся

• Доброта спасёт мир

• Благоустройство нашими руками

• Профориентация

• Художественное мастерство

• Библиотека и школа вместе

• Открытая школа

Проект определяет цели и задачи, условия для успешности воспитательной работы.

Проект является основой для  разработки школьной программы воспитания.

Проект реализуется педагогами школы. Контроль за реализацией осуществляет администрация школы. Промежуточные и итоговые результаты обсуждаются на заседаниях педагогического совета, родительских собраниях, совещаниях при директоре.

 Координаторами программы являются  заместитель директора по ВР, социальный педагог.

  План реализации проекта  корректируется ежегодно.

 

 Цели проекта

 

1. Создание в микрорайоне единого  воспитательного пространства. Главной  ценностью, которой является личность  каждого ребенка.

2. Формирование здорового образа  жизни у всех участников образовательного  процесса и жителей микрорайона.

3. Совершенствование досуговой  деятельности по месту жительства, через интеграцию деятельности  учреждений образования, здравоохранения,  культуры и спорта, правоохранительных  органов, общественных организаций.

 

Основные задачи проекта

 

1. Повышение чувства гражданской  ответственности и активности  детей, молодежи и жителей местного  сообщества в социокультурной  среде микрорайона.

2. Выявление новых подходов к  решению образовательных и социальных  проблем и их реализация через  социальные проекты и акции.

Информация о работе Социокультурное проэктирование