Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:17, курсовая работа
Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего».
Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека.
Введение …………………………………………………………………….…....2
Глава 1. ……………………………………………………………………..…….6
1.1. Первый этап – диагностический……………………………………..……6
1.2. Второй этап – нормативно-прогнозный …………………………..…….11
1.3. Третий этап – концептуальный ……………………………………..…...12
1.4. Четвертый этап – проектно-планирующий …………………………..…15
1.5. Пятый этап – исполнительско-внедренческий ……………………..…..29
1.6. Шестой этап – контрольно-коррекционный ………………………..…..20
Глава 2. Социокультурный проект ……………………………………..…...23
Заключение ……………………………………………………………………..29
Литература ……………………………………………………………………...30
2. Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований (учреждений народного образования, спорта, здравоохранения, туризма, ВООПиК, ВООП и др.) с целью последующей кооперации материальных и человеческих ресурсов, координации культурно-досуговых программ с программами в области эстетического воспитания, образования, спорта, отдыха, экологии, создания межведомственных программ по наиболее актуальным для данного региона проблемам. Эту информацию можно получить по итогам инвентаризации всего фонда пустующих помещений, залов, действующих учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы культуры региона (социально-культурная инфраструктура).
2. Творческий потенциал региона
(квалификация специалистов в
сфере культуры и смежных
2. Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности в культуре, политике, искусстве и т.д.); выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности у каждой социальной группы.
На основе этой информации составляется
социально-демографический
Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение в двух основных документах:
а) паспорте социокультурного развития территории;
б) матрице анализа
Эти два документа являются базовыми для разработки концепции региональной культурной политики.
Существует довольно тесная взаимосвязь
между «Паспортом...» и «
Суть ее определяется тем, что матрица
анализа социокультурной жизни
региона позволяет выявить
При этом проблемы могут порой выходить за рамки традиционного понимания культуры.
В то же время данная матрица дает возможность наметить те приоритеты культурной политики, которые объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных социальных групп.
В свою очередь, паспорт социокультурного развития территории концентрирует объективную информацию как о наличии инфраструктуры культуры в регионе, так и об использовании материальной базы, кадрах, общественных движениях, т.е. о тех ресурсах, которые могли бы быть задействованы для решения проблем региона.
По результатам анализа
Проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы социально-культурного проектирования и характер программ.
Например, проблемы, связанные с
недостаточным уровнем
В качестве ресурса в данном случае можно рассматривать наличие филиалов партий и их готовность участвовать в реализации проекта, преследуя при этом свои задачи – расширение социальной базы поддержки.
Проблемы трудоустройства
Проблему низких темпов развития частного предпринимательства (вызванная, в т.ч., неинформированностью потенциальных инвесторов о возможных зонах вложения средств) можно решить путем организации на ТВ шоу-программы – аукциона идей с привлечением авторов, экспертов и т.д.
1.2. Второй этап – нормативно-прогнозный.
Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.
Методика прогнозирования во многом
совпадает с этапами
Так, например, выявленный в процессе анализа ситуации факт ликвидации большинства подростковых клубов из-за отсутствия средств на их содержание, перехода занимаемых ими помещений к различным коммерческим структурам, может стать источником прогноза о резком увеличении детской безнадзорности, преступности, а спустя 5-7 лет и преступности взрослой.
Наблюдаемый факт превышения числа
разводов над количеством браков
дает основания для прогноза о
росте в будущем числа неполных
семей, снижении рождаемости, т.е. формировании
неблагополучного социального фона
в регионе. В свою очередь, на данном
этапе можно спрогнозировать
и позитивные изменения в социокультурной
ситуации. Например, если реализовать
программу психологической
Например, в некоторых регионах Южного Урала реализация программ «Национальный культурный центр» привела к обострению межнациональных отношений, поскольку эти центры по мысли создателей должны были объединить различные этнические группы.
Прогнозный анализ возможных последствий этого проекта, в ходе которого был бы учтен факт многовековой неприязни этих этносов по отношению друг к другу, позволил бы своевременно отказаться от реализации дорогостоящего проекта, не только не решившего прежних проблем, но и обусловившего возникновение новых.
1.3. Третий этап – концептуальный.
Его суть заключается в том, что
на основе анализа проблем, характеризующих
ситуацию, определяются приоритетные
направления развития культуры, соответствующие
сферы социально-культурного
Сердцевину концепции
а) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).
б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории.
При определении приоритетов
Следовательно, проблемы художественной среды обитания выводят на приоритет развития художественной культуры, проблемы исторической среды – исторической культуры, проблемная социально-психологическая среда делает актуальным развитие социально-психологической культуры и т.д. (см. схему ситуации).
Иными словами, проблемы неоптимальной
среды существования человека (той
или иной ее составляющей), кроме
объективных обстоятельств (удаленность
от центра, отсутствие условий для
получения качественного
Таким образом, приоритетное направление социально-культурного развития это одновременно:
– способ решения проблем определенной социальных категорий и групп населения, а также территории в целом (а, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности);
– потенциальная сфера культурной деятельности населения,
– условие выявления и развития историко-культурной самобытности территории.
Оно выступает как своеобразное пересечение в сфере культурной политики интересов государства и различных социальных групп. Опыт разработки авторами региональных программ социокультурного развития различного уровня показал, что наиболее продуктивен путь последовательного осмысления информации, которая в итоге ложится в основу концепции.
Работа с информацией в этой связи предполагает:
а) выделение проблем социальных групп, слоев и территории в целом;
б) определение причин (глобальных и региональных, объективных и субъективных и т.д.), обусловивших возникновение этих проблем, а также препятствующих их разрешению или оптимизации;
в) осмысление как наиболее общих подходов к преодолению противоречий и разрешение проблем, так и конкретных путей, т.е. управленческих действий, которые, будучи осуществлены в рамках территориальной культурной политики, должны способствовать снятию выявленных противоречий и устранению диспропорций.
Исходная информация, которая необходима для логических операций, перечисленных выше, содержится, как уже отмечалось, в паспорте социокультурного развития территории и матрице анализа социально-культурной жизни региона, которая, в свою очередь, во многом базируется на данных социологического опроса жителей, экспертов, работников культурно-досуговых учреждений.
Следующий шаг в осмыслении накопленной
информации о социокультурной ситуации
в регионе – это переход
от выделения проблем и
Основным результатом данного этапа должна стать концепция развития социокультурной жизни территории, которую целесообразно выстраивать по следующей схеме:
а) развернутое описание проблем территории и характеристика их носителей (социальных групп);
б) обоснование приоритетных направлений социокультурного развития;
в) задачи культурной политики (по каждому из приоритетов).
1.4. Четвертый этап – проектно-планирующий.
Как уже отмечалось, основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры.
Следующий после концептуального проектно-планирующий этап проектирования призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории.
Здесь возникает весьма серьезная
проблема, суть которой состоит в
том, что «собственные»
• Во-первых, разработчики могут в лучшем случае выступать носителями некоторого количества универсальных, типовых проектов, которые далеко не всегда приемлемы в условиях конкретного региона.
• Во-вторых, ценность любой программы во многом определяется ее реализационным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от наличия не просто людей способных осуществить какую-то деятельность в рамках проекта, а людей неравнодушных, энтузиастов, способных преодолеть возникающие трудности, вдохнуть в проект творчество, проявить инициативу.
В этой связи рассматриваемый этап предполагает широкое привлечение всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики к процессу проектирования.
Достигается это различными способами.
Наиболее эффективны
а) объявление через средства массовой информации, а также на различных инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования конкурса на разработку региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направлениями социокультурного развития территории.
Тем самым возникают необходимые
условия для привлечения к
реализации культурной политики как
работников культурно-досуговых
- кооперативов,
- инициативных групп,
- работников досуговых центров, других хозрасчетные структур,
- граждан, желающих в
б) организация региональных общественных слушаний по проблемам культуры.
Такого рода акция позволяет решить целый ряд задач:
• Во-первых, появляется реальная возможность обнародовать концепцию развития культуры региона, сделать ее предметом своеобразной общественной экспертизы и, возможно, в чем-то ее уточнить, откорректировать.
• Во-вторых, слушания, как показывает опыт, усиливают внимание населения, администрации, различных общественных формирований и пр. к проблемам культуры.
• В-третьих (и это самое главное)
слушания инициируют различные идеи,
проекты, программы, авторами которых
выступают потенциальные