Социокультурное проэктирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе «модели потребного будущего».
Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…....2
Глава 1. ……………………………………………………………………..…….6
1.1. Первый этап – диагностический……………………………………..……6
1.2. Второй этап – нормативно-прогнозный …………………………..…….11
1.3. Третий этап – концептуальный ……………………………………..…...12
1.4. Четвертый этап – проектно-планирующий …………………………..…15
1.5. Пятый этап – исполнительско-внедренческий ……………………..…..29
1.6. Шестой этап – контрольно-коррекционный ………………………..…..20
Глава 2. Социокультурный проект ……………………………………..…...23
Заключение ……………………………………………………………………..29
Литература ……………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Министерство Культуры Российской Федерации курс.docx

— 116.69 Кб (Скачать документ)

2. Характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп, т.е. выявление возможностей государственных институтов и общественных формирований (учреждений народного образования, спорта, здравоохранения, туризма, ВООПиК, ВООП и др.) с целью последующей кооперации материальных и человеческих ресурсов, координации культурно-досуговых программ с программами в области эстетического воспитания, образования, спорта, отдыха, экологии, создания межведомственных программ по наиболее актуальным для данного региона проблемам. Эту информацию можно получить по итогам инвентаризации всего фонда пустующих помещений, залов, действующих учреждений культуры, искусства и составления карты материально-технической базы культуры региона (социально-культурная инфраструктура).

2. Творческий потенциал региона  (квалификация специалистов в  сфере культуры и смежных сферах  деятельности в политике, педагогике, спорте, здравоохранении и др.), т.е.  примерный состав специалистов, способных организованно и содержательно  осуществить ту или иную программу.

2. Характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона, выделенных по критерию сходства или различия их экономического, культурного, политического положения, социальных ролей, интересов, ценностей, признаваемых этими группами как престижные, значимые (мода в самом широком смысле слова, референтные личности в культуре, политике, искусстве и т.д.); выявление ведущей проблемы и нереализованной потребности у каждой социальной группы.

На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт  региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности  приоритетных социальных групп.

Информация, накопленная в ходе первого этапа, находит выражение  в двух основных документах:

а) паспорте социокультурного развития территории;

б) матрице анализа социокультурной  жизни региона.

Эти два документа являются базовыми для разработки концепции региональной культурной политики.

Существует довольно тесная взаимосвязь  между «Паспортом...» и «Матрицей...».

Суть ее определяется тем, что матрица  анализа социокультурной жизни  региона позволяет выявить реальные проблемы населения в целом и  отдельных групп.

При этом проблемы могут порой выходить за рамки традиционного понимания  культуры.

В то же время данная матрица дает возможность наметить те приоритеты культурной политики, которые объективно способны разрешить выделенные проблемы региона и отдельных социальных групп.

В свою очередь, паспорт социокультурного развития территории концентрирует  объективную информацию как о  наличии инфраструктуры культуры в  регионе, так и об использовании  материальной базы, кадрах, общественных движениях, т.е. о тех ресурсах, которые  могли бы быть задействованы для  решения проблем региона.

По результатам анализа ситуации составляется «проблемное поле», которое, по возможности, должно включить весь перечень проблем, характерных для  региона, социальной общности, группы, категории населения.

Проблемы и ресурсы определяют приоритетные сферы социально-культурного  проектирования и характер программ.

Например, проблемы, связанные с  недостаточным уровнем информированности  населения в сфере политической жизни при наличии соответствующих  информационных ресурсов позволяют выйти на проект, в результате которого вырастет уровень осведомленности населения – политический клуб-кафе.

В качестве ресурса в данном случае можно рассматривать наличие  филиалов партий и их готовность участвовать  в реализации проекта, преследуя  при этом свои задачи – расширение социальной базы поддержки.

Проблемы трудоустройства можно  решить путем реализации проектов, связанных с возрождением и развитием  народных ремесел и промыслов (безусловно, если имеется соответствующий потенциал  – традиции, кадры, материально-техническая  база).

Проблему низких темпов развития частного предпринимательства (вызванная, в т.ч., неинформированностью потенциальных инвесторов о возможных зонах вложения средств) можно решить путем организации на ТВ шоу-программы – аукциона идей с привлечением авторов, экспертов и т.д.

 

 1.2. Второй этап – нормативно-прогнозный.

 

Он предполагает предвидение, вероятностные  суждения о состоянии ситуации в  будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся  тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так  и в том случае, если они будут  изменены в желаемом направлении  в результате управленческого решения  или реализации того или иного  социально-культурного проекта.

Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта  прогноза, выявление тенденций и  проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так  и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения  системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных  и субъективных факторов.

Так, например, выявленный в процессе анализа ситуации факт ликвидации большинства  подростковых клубов из-за отсутствия средств на их содержание, перехода занимаемых ими помещений к различным  коммерческим структурам, может стать  источником прогноза о резком увеличении детской безнадзорности, преступности, а спустя 5-7 лет и преступности взрослой.

Наблюдаемый факт превышения числа  разводов над количеством браков дает основания для прогноза о  росте в будущем числа неполных семей, снижении рождаемости, т.е. формировании неблагополучного социального фона в регионе. В свою очередь, на данном этапе можно спрогнозировать  и позитивные изменения в социокультурной  ситуации. Например, если реализовать  программу психологической поддержки  пожилых людей, можно снизить число суицидных попыток, весьма частых у этой категории. Прогноз позволяет в режиме «мысленного эксперимента» предусмотреть определенные риски или нежелательные последствия, которые может повлечь внедрение тех или иных программ.

Например, в некоторых регионах Южного Урала реализация программ «Национальный  культурный центр» привела к обострению межнациональных отношений, поскольку  эти центры по мысли создателей должны были объединить различные этнические группы.

Прогнозный анализ возможных последствий  этого проекта, в ходе которого был  бы учтен факт многовековой неприязни  этих этносов по отношению друг к  другу, позволил бы своевременно отказаться от реализации дорогостоящего проекта, не только не решившего прежних проблем, но и обусловившего возникновение  новых.

 

1.3. Третий этап –  концептуальный.

 

Его суть заключается в том, что  на основе анализа проблем, характеризующих  ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие  сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные  цели, связанные с решением основного  круга проблем. Данный этап целиком  осуществляется на базе результатов  информационно-аналитического этапа.

Сердцевину концепции культурного  развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют внутри себя как  бы два вектора ориентации:

а) проблемы регионального характера  в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющиеся общими для  различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение  экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).

б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению  историко-культурной самобытности территории.

При определении приоритетов культурного  развития можно использовать смысловую  связь составляющих социокультурной  среды обитания и соответствующих  структурных элементов образа жизни  – и те и другие элементы ситуации находят выражение (и продолжение) в соответствующих видах культурной деятельности человека, социальной группы, общества.

Следовательно, проблемы художественной среды обитания выводят на приоритет  развития художественной культуры, проблемы исторической среды – исторической культуры, проблемная социально-психологическая  среда делает актуальным развитие социально-психологической  культуры и т.д. (см. схему ситуации).

Иными словами, проблемы неоптимальной  среды существования человека (той  или иной ее составляющей), кроме  объективных обстоятельств (удаленность  от центра, отсутствие условий для  получения качественного образования  и т.д.) – это и проблемы низкого  культурного развития личности, социальной группы, общества в целом.

Таким образом, приоритетное направление  социально-культурного развития это  одновременно:

– способ решения проблем определенной социальных категорий и групп  населения, а также территории в  целом (а, следовательно, путь блокирования возможного источника социальной напряженности);

– потенциальная сфера культурной деятельности населения,

– условие выявления и развития историко-культурной самобытности территории.

Оно выступает как своеобразное пересечение в сфере культурной политики интересов государства  и различных социальных групп. Опыт разработки авторами региональных программ социокультурного развития различного уровня показал, что наиболее продуктивен путь последовательного осмысления информации, которая в итоге ложится в основу концепции.

 

Работа с информацией в этой связи предполагает:

а) выделение проблем социальных групп, слоев и территории в целом;

б) определение причин (глобальных и региональных, объективных и  субъективных и т.д.), обусловивших возникновение  этих проблем, а также препятствующих их разрешению или оптимизации;

в) осмысление как наиболее общих  подходов к преодолению противоречий и разрешение проблем, так и конкретных путей, т.е. управленческих действий, которые, будучи осуществлены в рамках территориальной  культурной политики, должны способствовать снятию выявленных противоречий и устранению диспропорций.

Исходная информация, которая необходима для логических операций, перечисленных  выше, содержится, как уже отмечалось, в паспорте социокультурного развития территории и матрице анализа  социально-культурной жизни региона, которая, в свою очередь, во многом базируется на данных социологического опроса жителей, экспертов, работников культурно-досуговых  учреждений.

Следующий шаг в осмыслении накопленной  информации о социокультурной ситуации в регионе – это переход  от выделения проблем и противоречий к анализу причин, обусловливающих  низкую эффективность культурной политики в решении данных проблем. При  этом целесообразно дифференцировать причины по их содержанию, природе, сфере проявления.

Основным результатом данного  этапа должна стать концепция  развития социокультурной жизни  территории, которую целесообразно  выстраивать по следующей схеме:

а) развернутое описание проблем  территории и характеристика их носителей (социальных групп);

б) обоснование приоритетных направлений  социокультурного развития;

в) задачи культурной политики (по каждому  из приоритетов).

 1.4. Четвертый этап – проектно-планирующий.

 

 Как уже отмечалось, основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры.

Следующий после концептуального  проектно-планирующий этап проектирования призван осуществить переход  от общей концепции региональной культурной политики к программе  развития социально-культурной жизни  территории.

Здесь возникает весьма серьезная  проблема, суть которой состоит в  том, что «собственные» интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются  недостаточными в силу двух причин:

• Во-первых, разработчики могут в  лучшем случае выступать носителями некоторого количества универсальных, типовых проектов, которые далеко не всегда приемлемы в условиях конкретного  региона.

• Во-вторых, ценность любой программы  во многом определяется ее реализационным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от наличия не просто людей  способных осуществить какую-то деятельность в рамках проекта, а  людей неравнодушных, энтузиастов, способных преодолеть возникающие  трудности, вдохнуть в проект творчество, проявить инициативу.

 

В этой связи рассматриваемый этап предполагает широкое привлечение  всех реальных и потенциальных субъектов  культурной политики к процессу проектирования.

 

Достигается это различными способами.

 Наиболее эффективны следующие:

а) объявление через средства массовой информации, а также на различных  инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования  конкурса на разработку региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направлениями социокультурного развития территории.

Тем самым возникают необходимые  условия для привлечения к  реализации культурной политики как  работников культурно-досуговых учреждений, так и других субъектов:

- кооперативов,

- инициативных групп,

- работников досуговых центров,  других хозрасчетные структур,

- граждан, желающих в индивидуальном  порядке внести свой вклад  в оптимизацию культурной жизни  региона.

 

б) организация региональных общественных слушаний по проблемам культуры.

 

Такого рода акция позволяет  решить целый ряд задач:

• Во-первых, появляется реальная возможность  обнародовать концепцию развития культуры региона, сделать ее предметом своеобразной общественной экспертизы и, возможно, в чем-то ее уточнить, откорректировать.

• Во-вторых, слушания, как показывает опыт, усиливают внимание населения, администрации, различных общественных формирований и пр. к проблемам  культуры.

• В-третьих (и это самое главное) слушания инициируют различные идеи, проекты, программы, авторами которых  выступают потенциальные исполнители  этих программ и проектов.

Информация о работе Социокультурное проэктирование